Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью

Особенности физического развития

Дошкольников с умственной отсталостью.

Физическое состояние данной категории детей обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi-половина, plegio-поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища). При ходьбе отмечается неловкость, нескоординированность, неуклюжесть походки. В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений общей моторики. У детей отмечаются трудности при выполнении заданий со шнуровкой, мозаикой, отмечаются трудности захвата и удержания мелких предметов. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений.

Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей. Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипери гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость.

Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, характеристика физического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга.

Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью

У детей с интеллектуальным недоразвитием нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально – волевая сфера[1].

У детей с умственной отсталостью нарушено взаимодействие между ощущениями и уже имеющихся в коре головного моз­га следов прошлых восприятий. Ощущения характеризуются неточностью, малой интенсивностью и продолжительностью. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

Нарушено восприятие, его основные свойствапредметности, целостности. Дети с умственной отсталостью с трудом узнают предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематические изображения, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, часто не узнают и смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв, что обусловлено неполноценностью зрительного восприятия. Недостаточный уровень развития целостности восприятия приводят к тому, что ребенок не замечает многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.

У детей с умственной отсталостью несформировано восприятие пространства, что отрицательно сказывается на формировании графи­ческих навыков, письма и чтения.

Таким образом, восприятие умственно отсталых школьников характеризуется медленным темпом, узостью, недифференцированностью, несформированностью основных свойств восприятия (целостности, предметности, константности, избирательности), фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью, осмысленностью.

Внимание детей с умственной отсталостью характеризуется неустойчивостью (колебанием), сниженной концентрацией, которая ведет к сни­жению продуктивности, обусловливает трудности выполнения за­даний, требующих постоянного контроля. Недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий.

Ребенок с умственной отсталостью удерживает одновремен­но малый объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные зада­чи. У учащихся отмечается низкая избирательность, трудности организации, переключаемости внимания с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

У детей с умственной отсталостью преобладание кратковременной памяти над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). Отмечаются низкая продуктивность запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; быстрое забывание и низкая скорость запоминания.

У детей отмечаются определенные недостатки в разви­тии непроизвольной памяти. Яркий, интересный материал запоминается детьми легче и быстрее, при этом воз­можность манипулировать им создает более благоприятные усло­вия для запоминания.

У детей с умственной отсталостью мышление поверхностно, инертно, несамостоятельно, неосознанно, некритично.

На развитие мышления оказывает влияние дефектность восприятия. У детей накапливается малый запас знаний и представлений о предметах и явлений окружающей действительности. Разнородные предметы теряют свою индивидуальность, оригинальность, уподобляются друг другу. Бедность представлений, речевое недоразвитие, ограничение практического опыта лежат в основе недоразвития мышления.

Мышление детей с умственной отсталостью развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают должного уровня. Мыслительные операции протекают с большим своеобразием. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения.

Для детей с интеллектуальным недоразвитием характерна инертность мышления. У детей формируются малоподвижные, косные ассоциации, которые не поддаются перестройке. При переходе из одной системы знаний и навыков к другим дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой. Особенно ярко инертность проявляется при предъявлении заданий, которые требуют самостоятельного поиска способа его решения.

Тугоподвижность мышления. Проявляется в трудностях актуализации и привлечении знаний, необходимых для выполнения задания.

Еще одной особенность мышления детей с интеллектуальным недоразвитием является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Некритичность мышления (не сомневаются в справедливости своих действий). Дети могут не осознавать свои ошибки, даже не предполагать, что их действия могут быть ошибочны. С некритичностью мышления связано соскальзывание, которое возникает при выполнении какого-либо задания. Ребенок соскальзывает на более лёгкий путь решения, не понимая, что он ошибся. Большую роль в некритичности мышления играет ограниченность знаний и представлений, недостаточность интересов, сниженная мотивация деятельности.

Слабость регулирующей воли мышления – после ознакомления с условиями задачи дети сразу принимаются ее решать. В уме не возникает вопроса, предваряющего действия. Выслушав задание, дети не представляют в уме хода его решения, а сразу бросаются его делать. Дети, имеющие интеллектуальный дефект не обдумывают своих действий и, соответственно не видят результатов своих действий.

Отличается от нормы и речь детей с умственной отсталостью. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Такие дети имеют бедный словарный запас, у них плохо формируются эмпирические грамматические обобщения; поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций, дети испытывают трудности в их понимании и употреблении некоторых частей речи. Оформление письменных работ обычно несет на себя печать торопливости и небрежности, незнания правил ведения записей.

Наши рекомендации