Виды педагогического мониторинга

Основание для выделения Вид мониторинга
  По масштабу целей образования – стратегический – тактический – оперативный
  По этапам обучения – входной или отборочный – учебный или промежуточный – входной или итоговый
    По временной зависимости – ретроспективный – предупредительный или опережающий – текущий
  По частоте процедур – разовый – периодический – систематический
  По охвату объекта наблюдения – локальный – выборочный – сплошной
  По организационным формам – индивидуальный – групповой – фронтальный
  По формам объектно-субъектных отношений – внешний или социальный – взаимоконтроль – самоанализ
По используемому инструментарию – стандартизованный – нестандартизованный – матричный

Объектом педагогического мониторинга может быть ученик, учитель, классный руководитель, педагогический коллектив, педагогический процесс и др.

Но, в любом случае, что бы не являлось объектом мониторинга, так как он может быть направлен как на отдельные компоненты педагогической системы, так и на их изучение в комплексе, мониторинг является механизмом (средством, инструментом) компетентного управления системой образования в целом либо ее отдельными подсистемами (объектами мониторинга).

Итак:

1. Объекты мониторинга динамичны, находятся в постоянном развитии.

2. Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом. Мера постоянства определяется устойчивостью показателей объекта и его ресурсными возможностями.

3. Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и определяется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.

4. Мониторинг предполагает наличие прогноза развития (изменения состояния) объекта.

5. Каждая конкретная программа мониторингового исследования ориентирована на определенного потребителя информации.

6. Назначение мониторинга определяет классификация, показателями которой могут быть:

– сфера применения;

– средства, используемые для сбора информации;

– потенциальные пользователи;

– средства измерений;

– способы распространения информации;

–время реализации;

– широта охвата.[14].

Общими принципами проведения мониторинга являются:

– целостность и разносторонность изучения объекта;

– оперативность;

– приоритет управления;

– соответствие целей мониторинга средствам его организации;

– научность;

– прогностичность (нацеленность на прогноз).

При проведении мониторинга необходимо соблюдение ряда условий:

– системность и продолжительность во времени;

– сравнимость показателей;

– объективность и измеряемость показателей;

– дифференциация и интеграция показателей;

– комфортность.

Проведение мониторинга требует грамотной организации работы на всех его этапах. Поэтому предлагаем рассмотреть основные этапы проведения мониторинга.

На первом,подготовительном, этапе основными действиями (шагами) являются: определение проблемы, объекта и выявление его типичных особенностей, постановка цели, целеполагание; установка сроков проведения; изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта; определение показателей измерений; подбор методик и инструментария проведения мониторинга.

1. Цель – «конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно, качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата»[15]. Важно, чтобы цель была направлена на развитие и достижение результата. Цель мониторинга заключается не только в том, чтобы объективно оценить степень и причины отклонения от нормы изучаемого объекта, но и создать механизм его корректировки, а также выявить ошибки в постановке целей, планов и норм в тех случаях, когда нормой является проект или модель предполагаемого результата.

2. Под целеполаганием понимается система взаимосвязанных микроцелей, которые определяют содержание того или иного звена проводимого мониторинга. В ходе мониторинга могут пересматриваться способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей, т.е. микроцели являются конкретизацией цели соответствующего звена мониторингового исследования. При определении микроцелей (задач) необходимо учитывать их качества: краткость, ясность, гибкость, направленность на объект.

В наиболее общем виде задачи мониторинга можно сформулировать следующим образом:

1) отслеживание трудностей, препятствий, возникших при развитии объекта;

2) обнаружение и фиксация неожиданных, непредсказуемых отклонений;

3) выявление как положительных, так и отрицательных тенденций в развитии объекта мониторинга;

4) создание реального механизма управления развитием объекта мониторинга.

3. Изучение (установление) норм как разработка критериев и показателей является качественной и количественной мерой оценки результатов, отраженных в цели. Эффективность проведения мониторинга зависит оттого, насколько корректно заданы критерии и показатели. При установлении норм необходимо соблюдать следующие требования к ним:

– наличие аналитических данных начального и текущего состояния объекта;

– направленность на практику;

– учет конкретных условий, в которых предполагается проведение мониторингового исследования;

– измеримость;

– осуществимость, реальность;

– отсутствие преувеличения значения нормативов, т.е. норма не должна быть абсолютной мерой, догмой. Она должна обладать способностью меняться вместе с развитием объекта или когда выявленные результаты по изучаемому объекту свидетельствуют о завышении нормативных требований (например, абсолютное число учащихся не справилось с предложенным тестом, заданием и др.).

На втором этапе (аналитико-диагностическом) проведения мониторинга основными шагами являются сбор информации и ее анализ.

Диагностика (с греч, «способность распознавать») понимается как процесс постановки диагноза, т.е. определение существа и особенностей диагностируемого процесса или явления.

Функциями педагогической диагностики являются информационная, оценочная, корректирующая.

Виды диагностики:

– начальная (при постановке конкретных задач, в начале какого-либо вида деятельности);

– текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);

– обобщающая (подведение итогов реализации конкретной задачи).

Данный этап предполагает использование наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, контрольных срезов, метода социометрии, парного сравнения и др.

1. Сбор информации осуществляется как работниками образовательного учреждения, так и независимыми экспертами. Применяются самые разные методики сбора. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств. Наиболее распространенным инструментарием мониторинга являются: текущее наблюдение, опросы, тестирование, рейтинговые оценки, контрольные задания, срезы, анализ посещенных уроков, анализ школьной документации и другие доступные методы, составляющие единую систему (методику) изучения объекта, поэтому использование их осуществляется в определенной логической последовательности с целью получения разносторонней информации.

2. Анализ информации направлен на оценку фактического состояния исследуемого объекта, т.е. цель анализа заключается в выявлении ведущих педагогических факторов, обуславливающих развитие тех или иных образовательных процессов. Анализ результатов информации требует хорошего знания возможных причин полученного результата и предполагает всестороннее обсуждение в группе представителей (экспертов) и участников педагогического процесса.

Основные действия на третьем,диагностико-прогностическом, этапе это диагноз состояния объекта и прогноз его дальнейшего развития.

1. Диагноз состояния объекта строится на основе анализа с использованием специально подобранных методик. Под педагогическим диагнозом понимают оценку как отдельных компонентов педагогического процесса, так и его общего состояния. Педагогическая диагностика может быть оперативной и долговременной. Для проведения мониторинга особенно важна долговременная диагностика, которая рассматривает отклонения и недостатки в развитии объекта (учащийся, учитель).

В педагогике под педагогическим прогнозом, или научным предвидением понимают специально организованную систему методов, направленных на получение опережающей информации об объекте исследования. В литературе рассматривают два вида прогнозирования:

– поисковое прогнозирование, которое направлено на выявление возможностей развития объекта, учитывая внешние условия;

– нормативное прогнозирование, определяющее оптимальные пути достижения будущего состояния объекта, его максимальную приближенность к норме (критериям).

Последний вид прогнозирования наиболее применим к мониторингу, так как одной из задач мониторинга является достижение максимальной приближенности состояния объекта к установленным нормам. Существует множество методов педагогического прогнозирования. Применительно к мониторингу рассматриваются три основных метода:

– моделирование;

– ассоциативный метод (установление аналогии между исследуемым объектом и подобным объектом);

– экстраполирование (предположение о сохранении в будущем тенденций развития объекта).

На четвертом,организационно-корректирующем, этапе основными действиями являются организация деятельности и корректирование.

Организация деятельности и корректирование тесно взаимосвязаны. Организация деятельности связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов проведения корректировки, распределением задач между исполнителями. В ходе корректирования необходимо установление обратной связи в целях координации и регулирования процесса реализации мониторинга. Корректирование – устранение причин отклонения объекта от нормы – включает в себя различные средства и методы психолого-педагогического воздействия. На данном этапе важным представляется сделать информацию, получаемую в результате аналитического этапа мониторинга, приемлемой для каждого участника воспитательно-образовательного процесса. Соответственно, информацию можно разделить на три блока, сообщаемая:

1) учителям и(или) его родителям для адекватной самооценки способностей ребенка;

2) учителям и классным руководителям на педсоветах (заседаниях методических объединений, временных творческих коллективов и др.) для необходимой коррекционной работы;

3) администрации школы в укрупненном виде для принятия управленческих решений.

При получении необходимых данных встает вопрос: каким образом организовать деятельность по управлению образовательной системой (подсистемами), чтобы достигнуть положительных результатов? Работа с аналитической информацией строится по направлениям:

1) методическая служба (школьная, районная, муниципальная – в зависимости от уровня проведения мониторинга) планирует и организует конкретную работу с учителями по возникающим проблемам;

2) руководитель сравнивает собственную оценку деятельности учителя и педагогического коллектива с внешней, независимой, оценкой для того, чтобы принять определенные управленческие решения на своем уровне.

3) данные педагогического мониторинга позволяют учителю, заинтересованному в независимой, объективной оценке своего труда, определить путь профессионального продвижения (с учетом выбранных им форм непрерывного образования);

4) учащиеся на основании полученных данных могут понять потенциальные возможности и перспективны своего индивидуального развития, в частности, определиться с выбором соответствующего профиля в старших классах и т. д.

На пятом,итоговом, этапе основными действиями являются сравнение результата с нормой, критериями и результат.

По результатам проведенной коррекционной работы уточняется уровень реальных достижений объекта мониторинга, который сопоставляется с нормативными показателями; устанавливаются причины отклонений. С учетом достигнутого уровня его развития выдвигаются предположения о возможных затруднениях и способах педагогического воздействия.

При получении информации о результатах организации мониторинга определяется степень его эффективности путем сопоставления запланированных и достигнутых результатов. В соответствии с избранными целями делаются выводы и открываются новые проблемные ситуации. Результаты реализации мониторинга могут быть прямыми и побочными, а также форма достижения результатов может быть разной:

– объективная (изменение состояния образовательного учреждения);

– субъективная (форма последовательных действий администрации образовательного учреждения);

– технологическая (соблюдение процедуры последовательных действий всеми участниками образовательного процесса в школе).

При оценке результатов мониторинга можно встретиться с такими проявлениями его воздействия:

– изменения (преобразования) в деятельности образовательного учреждения;

– улучшение (ухудшение) социально-психологического климата участников образовательного процесса;

– изменение образовательных потребностей участников образовательного процесса;

– усиление степени организованности (дезорганизации) структур образовательного учреждения;

– переход к новым методикам и технологиям обучения.

Таким образом, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.

Достигнув же определенных результатов вследствие реализации рекомендаций и предложений, мониторинг позволяет оценивать и отслеживать положительные и отрицательные «сдвиги» в развитии, обнаруживать «опасности» и корректировать развитие или функционирование объекта мониторинга. Т.е. вновь предполагается сбор информации, ее анализ, прогноз, выработка решений, рекомендаций и т.д. только на ином качественном уровне.

По мнению В. А. Кальней, С. Е. Шишова, педагогический мониторинг, являясь реальным фактором управления и представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован с учетом особенностей конкретной педагогической ситуации. Исходя из этого, выделяют несколько уровней мониторинга, осуществляемых в системе:

– учитель – ученик;

– образовательное учреждение – учитель;

– управление образования – образовательное учреждение;

– система образования – социум.

Организация и проведение мониторинга имеет свои особенности и специфику в зависимости от уровня, на котором он осуществляется и, следовательно, обуславливает выбор форм, методов и способов его проведения.

Суть мониторинга – выстроить все ранее известные методы исследования в единую технологическую цепочку: анализ, диагностика, прогноз, корректирование.

Причем важна взаимообусловленность и последовательность всех звеньев этой цепочки: если убрать одно из звеньев или начать мониторинговое исследование в произвольном порядке, мониторинг может утратить такие свои основные качества как объективность, точность, полнота и систематизированность информации.

Наши рекомендации