Организации образовательного процесса, их связь с психологией, антропологией, медициной и другими науками
Особенности обмена белков у детей
Белки в организме выполняют несколько функций: пластическую, энергетическую, ферментативную, защитную, передачу наследственной информации, сократительную.
Распад белков происходит постоянно и непрерывно, в работе образуются такие химические соединения, которые не используются организмом и выделяются из него. Также параллельно происходят процессы синтеза белков. Особенностью их является то, что белки не могут образовываться из продуктов распада углеводов и жиров, а синтезируются только из аминокислот. Но некоторые аминокислоты в организме не образуются, а должны поступать с пищей. Это незаменимые аминокислоты.
Белки, которые содержат полный набор незаменимых аминокислот, называются биологически полноценными. К ним относят большинство белков животного происхождения. Белки, которые не содержат аминокислот для синтеза нового белка, называются неполноценными (белки кукурузы, пшеницы).
Основным источником белка в первые месяцы жизни является молоко матери, а в дальнейшем – мясо, рыба, яйца, молочные продукты.
Отсутствие в продуктах аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, ослаблению мышечной системы, а недостаток валина вызывает нарушение веса.
Ребенку требуется поступление большего числа белков по сравнению с взрослым человеком. Когда количество поступившего азота равно количеству выделенного, в организме наблюдается азотистое равновесие. Если количество азота, поступившего в организм, больше выведенного, то это называется отрицательным азотистым балансом. Такое состояние наблюдается при белковом голодании, высокой температуре, нарушении нейроэндокринной регуляции белков.
Положительный азотистый баланс обеспечивает запас азота. Он встречается при беременности, у детей в связи с их ростом. Белки не откладываются в запас и употребление их больше нормы не приводит к задержке азота, соответственно и большего синтеза белка не происходит.
Тема. Значение анатомии, физиологии и гигиены в
организации образовательного процесса, их связь с психологией, антропологией, медициной и другими науками.
Анатомия человека – наука, которая изучает строение организма в связи с его функцией, развитием и влиянием окружающей среды.
Анатомия рассматривает основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения отдельных органов и тела в зависимости от возраста.
На современном этапе развития науки отличают топографическую, систематическую, пластическую, сравнительную, функциональную и возрастную анатомию.
Возрастная анатомия ставит целью изучение тела человека, его органов и систем в процессе развития.
Физиология – наука о законах жизнедеятельности организма в целом и его отдельных органов, о процессах, которые происходят в органах, тканях, клетках, о регуляции их функций.
Возрастная физиология изучает физиологические особенности детей, индивидуальное развитие организма в процессе его роста и старения.
В свою очередь, возрастная физиология оказывает влияние на развитие таких наук, как возрастная психология и педагогика, педиатрия, детская травматология и хирургия, антропология и геронтология.
В зависимости от того, в какой степени учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, обучение и воспитание являются более или менее педагогически эффективными. Особенно это важно в периоды развития, для которых характерно наибольшее восприятие воздействия тех или иных факторов, а также в периоды повышенной восприимчивости и снижения сопротивляемости организма. Основные физиологические процессы необходимо знать учителю при организации физического и трудового воспитания для использования эффективных методов обучения, для определения оптимального объёма физических и психических нагрузок с целью достижения максимальных оздоровительных результатов, для профилактики детского травматизма.
Большое значение возрастная физиология имеет для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Изучение закономерностей образования механизмов высшей нервной деятельности, развития желез внутренней секреции дает возможность определить специфику осуществления психических и психофизиологических функций на разных этапах онтогенеза. Особенно важным для обучения и воспитания детей и подростков является выявление динамики развития их внимания, мышления, памяти, выдержки, силы воли, восприятия информации.
Возрастная физиология как наука широко использует методы наблюдения, естественного и лабораторного эксперимента, статистические методы и др. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Его проводят в обычных условиях жизнедеятельности организма, только подбирают их в зависимости от целей и задач исследования. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях.
Школьная гигиена изучает взаимодействие организма школьника с окружающей средой. На этой основе и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоничное развитие и уточнение функциональных возможностей детей и подростков, рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.
Чувствительность и реактивность детского организма к большинству факторов окружающей среды не такие, как у взрослого человека. Поэтому для школьников определяют другие, чем для взрослых гигиенические нормы, которые изменяются с возрастом в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости органов и систем. Следует учитывать также способы и уровень занятости детей, климатические условия.
Педагог должен знать анатомо-физиологические особенности организма школьника, гигиенические рекомендации и возрастные нормативы, использовать комплексы оздоровительных мероприятий в ежедневной педагогической деятельности, т. к. от этого во многом зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. В свою очередь, она дает для педагогов научно обоснованные гигиенические нормативы по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, условий их питания. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.
Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.
Охрана здоровья детей, обеспечение оптимальных условий для их роста и развития возможны при наличии у учителей соответствующих знаний по анатомии, физиологии и школьной гигиене. Кроме того, учитель должен иметь необходимые знания по педагогике и психологии. Только сочетание данных наук позволяет правильно решать вопросы охраны и укрепления здоровья школьника, гармонического развития его духовных и физических возможностей.
Знание детской психологии помогает учителю лучше понимать ребенка, учитывать его психическое состояние, целенаправленно влиять на отрицательные моменты в его поведении. Педагогическая психология изучает психику школьников в процессе учебно-воспитательной работы с ними.
Естественнонаучной основой педагогической психологии является физиология высшей нервной деятельности. Суммирование данных этих наук позволяет судить о возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях детей и подростков, что помогает учителю успешно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание подросткового поколения.
Тема. Уровни организации живой системы
Понятие об уровнях организации живой системы – клеточный, тканевый, органный, системный, организменный
В процессе изучения тела человека его структуры условно делятся на клетки, ткани, органы, системы органов, которые образуют организм. Организм формируется и может существовать только при интеграции клеток в ткани, из которых образуются органы и системы органов. Объединенные системы органов представляют организм, целостность которого обеспечивается единой нейрогуморальной регуляцией.
Орган – часть тела, которая имеет определенную форму, строение, занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию.
В образовании любого органа принимают участие разные ткани, но только одна из них является главной, другие выполняют вспомогательную функцию. Например, соединительная ткань образует внешние оболочки органов дыхания и пищеварения; мышечная – стенки полых органов (желудка, мочевого пузыря и др.); нервная ткань составляет основу головного и спинного мозга. Органы тела человека отличаются по форме, размерам, расположению. Кроме индивидуальных отличий возможны отличия половые и возрастные.
Органы, схожие по строению, происхождению, выполняющие одинаковую функцию, образуют систему.
В организме человека есть следующие системы органов: костная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, мочевыделительная, нервная, органы чувств, эндокринная.
Некоторые органы объединяются в аппараты по функциональному принципу (опорно-двигательный, эндокринный) или по генетической связи, даже разные по своим функциям (например, мочеполовой аппарат).
Известно, что процессы, которые протекают в организме человека, могут осуществляться только при сохранении относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу, спинномозговую и тканевую жидкость, с которыми непосредственно связаны клетки организма.
Совокупность систем и аппаратов органов образует целостный организм человека, в котором все основные части взаимосвязаны, при этом главная роль в объединении принадлежит нервной и эндокринной системам. Эти две системы действуют слаженно, обеспечивая нейрогуморальную регуляцию функций организма. Нервная система передает органам сигналы в виде нервных импульсов, а эндокринная система освобождает гормональные вещества, которые кровь переносит к органам – мишеням.
Взаимодействие между клетками нервной и эндокринной систем осуществляется с помощью разных клеточных медиаторов, образованных из аминокислот. Выделяющиеся в нервной системе в очень малых концентрациях, они владеют исключительно мощным воздействием на эндокринный аппарат.
Кроме совместной регуляции жизнедеятельности организма нервная и гуморальная системы выполняют отдельные функции.
Саморегуляция физиологических функций – основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. Относительное постоянство внутренней среды у человека поддерживается нейрогуморальными физиологическими механизмами. Эти механизмы регулируют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, почек и потовых желез, которые обеспечивают выделение из организма продуктов обмена веществ.
Таким образом, нервная и эндокринная системы обеспечивают динамичное развитие организма и устойчивость его основных физиологических функций.
Организм человека – единая система, в которой все тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и вторичных органов и систем.
Детскому организму, как и всему живому, свойственны основные закономерные процессы: рост, развитие и формообразование. Рост и развитие отображают две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса.
Интенсивность роста и развития детей зависит от генетических и социальных условий. Передача детям родительских признаков называется наследственностью. Она может быть определена визуально (цвет волос, глаз, черты лица и др.) и с помощью сложных современных исследований (ядерной ДНК и др.) Рост и развитие ребенка зависят от окружающей среды. Различают благоприятную и неблагоприятную наследственность. Факторы, которые обеспечивают развитие способностей и гармоничности личности, относятся к благоприятной наследственности. Известно, что они могут не проявиться у ребенка, если ему не будут созданы хорошие условия для развития.
Наследственность, особенно неблагоприятная, в ряде случаев не поддается коррекции и отражается на развитии и состоянии организма всю жизнь. Но раннее определение детей с наследственными отклонениями позволяет своевременно повысить интеллектуальное развитие таких детей, помочь им овладеть грамотой, приобщить их к общественно-полезному труду.
Тема. Клетка – универсальная единица живой материи.