Понятие о мотивации. Формирование мотивационной основы регулярных занятий физическими упражнениями и спортом у различных категорий населения

Билет.

1. Каковы основные определительные признаки понятия «физическая культура»? Какие три аспекта необходимо иметь в виду, раскрывая современное содержание понятия о физической культуре?

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

• активная двигательная деятельность человека. (организованная )таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средства решен. задач явл. физ. упр.

• положительные изменения в физическом состоянии человека -повышение его работоспособности, уровня развития морфофункциональных свойств организмаРезультатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.

• комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.

Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

Отношение личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального эмоционального деятельностного

Охарактеризуйте специфическую направленность, средства и основы методики воспитания силовых способностей. Физиологические механизмы развития силы. Взаимосвязь вида и мощности работы и функционального состояние отдельных физиологических систем, выполняющих наибольшую нагрузку.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

В развитии мышечной силы имеют значение: 1) внутримышечные факторы,( развития силы включают в себя биохимические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон. Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. факторы:1 собственно мышечные- сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

; 2 центрально-нервные;- Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

3 личностно-психические- От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

; 4биомеханические; 5 биохимические; 6 физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.) 2) особенности нервной регуляции и 3) психофизиологические механизмы.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11—12 до 15—16 лет. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки ( воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

По локализации утомления можно, по существу, рассматривать три основные группы систем, обеспечивающих выполнение любого упражнения:

1) регулирующие системы — центральная нервная система, вегетативная нервная система и гормонально-гуморальная система;

2) система вегетативного обеспечения мышечной Деятельности — системы дыхания, крови и кровообращения.

Понятие о мотивации. Формирование мотивационной основы регулярных занятий физическими упражнениями и спортом у различных категорий населения.

Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удв.определенной потребности.

Становление мотивации зависит от содержания, форм, методики занятий, а также от развертывания и усложнения связей молодёжи с окружающим миром и разными людьми. Формированию мотивации способствуют каналы общественного воспитания, средства семейного воспитания.

На формирование мотивации занятий физической культурой и спортом влияет совокупность внешних и внутренних условий.

внешние (по отношению к учащимся) деятельность преподавателя физической культуры и тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства преподавателя и тренера, материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения,, психологический климат в группе, относятся и те взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники и студенты в процессе занятий фк и с.

внутренние условий качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников и студентов при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями. формы взаимодействия и общения с другим человеком (со взрослым, сверстниками); направленность личности школьника и студента (на потребление или создание, на индивидуальные или общественные цели, на разные стороны общественных и межличностных отношений) в процессе занятий фк и с.

Пути формирования мотивации. Прежде всего может быть ее поэлементное и целостное формирование. В первом случае педагог избирает и последовательно актуализирует, упрочняет отдельные мотивы. В другом случае целенаправленное воздействие осуществляется на мотивацию воспитанника в целом.

Кроме того, формирование мотивации может осуществляться "сверху вниз" и "снизу вверх". Первый путь состоит в привитии воспитуемым идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы занятий физической культурой. На это должна быть направлена вся система нравственного воспитания в школе, вузе, семье. Недостаток этого пути в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

При втором пути воспитанник включается в различные виды физкультурной деятельности и там приобретает практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре. У школьника и студента складываются реально действующие мотивы. Однако педагог не всегда уверен, что сложатся именно необходимые побуждения. Наличие обоих путей воспитания должно дать правильное сочетание знаемых и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности воспитанника, единство слова и дела. В школах и вузах должны применяться оба пути воздействия на мотивацию занятий физической культурой, причём формирование мотивации через деятельность предполагает использование не только учебной, но и внеклассной, внешкольной, внеаудиторной и внутрисемейной физкультурной деятельности.

Необходимо особо остановиться на возрастных особенностях мотивации.

Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих её более высокий уровень. Мотивационная сфера младших школьников отличается одноуровневым строением и рядорасположенностью отдельных побуждений, ситуационностью и импульсивностью поведения. Для более старших школьников характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Особенности мотивов и физкультурных интересов учащихся разных возрастов не являются "фатально неизбежными" для того или иного возраста».

Мотивы занятий физическими упражнениями тесно взаимосвязаны между собой, они находятся не только в единстве, но и в постоянной борьбе. Важно изучить, каково их соотношение на разных возрастных этапах развития личности и какова степень индивидуальности мотивации. Знание особенностей мотивации занимающихся поможет педагогу воспитать внутреннюю мотивацию занятий физической культурой, т.е. сформировать интерес к занятиям как основу личной физической культуры школьников и студентов.

2 Билет

1. Каковы современные представления о нормах физкультурно-оптимизированной двигательной активности в повседневном режиме жизни людей зрелого возраста? В чем состоят основные особенности физкультурно-кондиционной тренировки людей зрелого возраста?

При построении физического воспитания людей зрелого возраста необходимо учитывать своего рода хронологию возможного развития и сохранения физических качеств и парциальных функциональных возможностей организма. Однако, несмотря на проводившиеся исследования в этом направлении, пока отсутствуют общепринятые подходы в определении содержания и структуры общей физической подготовки (физкультурно-кондиционной тренировки) и регламентации нагрузок с учетом пола, возраста и уровня физической тренированности рассматриваемого контингента.

В программах занятий с людьми среднего возраста необходимо использовать широкий комплекс физических упражнений, в том числе средства гимнастики (основной, «ритмической», «женской», «художественной» и других ее видов), циклические локомоции различной интенсивности и длительности (передвижение на лыжах, плавание и др.), смешанные скоростно-силовые упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и спортивные игры по упрощенным правилам, лфк. и др.

В физической тренировке людей зрелого возраста ряд авторов рекомендуют в общем объеме упражнений до 90% и более отводить упражнениям, развивающим выносливость (длительная ходьба и бег невысокой интенсивности, причем непрерывный длительный бег более эффективен для воздействия на функции циркуляторных систем, чем чередование ходьбы и бега трусцой). Систематическая тренировка с применением различного по продолжительности и интенсивности бега вызывает у людей зрелого возраста значительное улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, в частности ускорение кровообращения при нагрузке и нормализацию кровяного давления в работе и покое. Также физическая активность, направленная на повышение выносливости, может снижать как диастолическое, так и систолическое давление крови приблизительно на 10 мм рт. ст. у людей со средней степенью первичной артериальной гипертензии. Необходимо сочетать развитие выносливости и других физических качеств. Отмечается и благоприятное воздействие упражнений циклического характера на умственную работоспособность лиц зрелого возраст. Целесообразно включать в занятия с данным контингентом адекватные кратковременные скоростные нагрузки в чередовании с длительными интервалами отдыха.

Многие авторы считают, что при использовании физических упражнений людьми среднего и старшего возраста предпочтительны нагрузки умеренной интенсивности.

Минимальный объем двигательной активности в повседневном режиме в жизни людей зрелого и пожилого возраста должен составлять не менее одного часа ежедневно, включая такие формы занятий, как утренняя гимнастика, пешие прогулки, бег трусцой. В практике работы в группах здоровья и секций общей физической подготовки занатия проводят 2–3 раза в неделю по одному часу (или несколько больше). При этом продолжительность каждого отдельного занятия в подготовительном периоде составляет обычно 35–40 мин, затем она доводится до 90–120 мин (а в пеших и лыжных, велосипедных прогулках и т. п. и больше)].

Наши рекомендации