Примерный конспект деловой игры
«Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста»
Цель: закрепить знания педагогов по вопросам контроля за развитием, поведением и состоянием здоровья детей. Формировать умение коротко и убедительно аргументировать свои позиции, навыки доброжелательных отношений в малых коллективах.
Распределение ролей: все участники игры объединяются в группы по 5 человек. Создается экспертная группа из 3 человек. Номера командам присваиваются при помощи считалок. Каждая группа выбирает «воспитателя» и «детей».
Правила игры: 1. Серьезно вникни в суть проблемы, активно участвуй в работе, будь точным в своих суждениях. 2. Работай вместе со всеми, вырабатывая коллективные решения. 3. Будь доброжелательным, дипломатичным, скромным.
ХОД ИГРЫ
1. «Погружение» (интеллектуальная разминка). Тест на выявление быстроты усвоения знаний «Парные слова». Всего дается 20 пар слов.
Инструкция: Ведущий читает пары слов, все слушают, потом читает первые слова из пары, а воспитатели дописывают вторые. Правильность работы проверяется и подсчитывается количество правильных пар. Если получилось 18-20 правильный пар – темп усвоения знаний высокий; 14-18 – соответствует норме; меньше 14 – необходимо дополнительное повторение материала.
Примерные пары:
овощи – лук; мебель – кровать; посуда – тарелка; животное – корова; выпечка – пряник; ромашка – лепестки; одежда – платье. | птица – грач; насекомое – кузнечик; рыба – щука; дерево – тополь; цветок – роза; земля – песок; обувь – туфли. | вещи – обруч; зверь – кабан; транспорт – поезд; куст – лист; солнце – луч. |
2. «Мозговая атака»
Назвать:
- виды контроля за развитием, поведением и состоянием здоровья детей в группах раннего возраста;
- основные особенности психического развития, от которых зависят виды контроля;
- авторов современных методик контроля за нервно-психическим, физическим развитием и поведением ребенка.
3. Основная часть включает самостоятельную работу в малых группах, каждая из которых получает задание в конвертах:
¨ провести диагностику детей в раннем возрасте: 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 г., 2 г. 6 мес., 3 г.
Предлагается вспомогательный материал: ориентировочные показатели на каждый возраст, методики выявления уровня развития ребенка, параметры поведения и настроения детей, таблицы групп развития, дидактические игрушки и пособия, бланки карточек контроля и др.
Инструкция игрокам:
1. Обсудить в группе особенности и содержание диагностики уровня развития детей того или иного возраста.
2. Провести диагностику, пользуясь определенными методиками и пособиями.
3. Заполнить графу «Уровень развития» в «Индивидуальной карте нервно-психического развития ребенка».
4. Составить характеристику поведения ребенка относительно шести параметров поведения и настроения.
5. Проанализировать уровень развития и поведения ребенка, внести результаты в графы «Заключение» и «Назначение».
6. Подготовить анализ и характеристику уровня развития и поведения ребенка для выступления перед коллегами.
Поочередное представление каждой группой своего «Отчета» (выступает «воспитатель»).
4. Заключительная часть
Подведение результатов проведения диагностики членами экспертной группы с точки зрения правильности заполнения карт нервно-психического развития с учетом возраста ребенка, содержание «Заключений» и «Назначений».
Подведение итогов игры руководителем с оценкой объема и качества знаний воспитателей, участия каждого в общем деле.
Примерный конспект педагогического КВН «Педагогическое мастерство воспитателя»
Цель: совершенствование теоретических знаний, профессиональных умений и навыков; создание положительных условий для демонстрации умений педагогов, их эрудиции, способности к перевоплощению, доброжелательного соревнования; воспитание культуры взаимоотношений.
ПРОГРАММА
1. Приветствие команд (визитная карточка).
2. Педагогическая разминка: пословицы и поговорки на тему обучения и труда.
3. Задание командам: а) показать фрагмент из жизни детского сада «Чего не должно быть»; б) сделать игрушку-забаву и показать ее использование в работе с детьми; в) представить проект костюма воспитателя «Действительность и мечта» (участвуют 2 человека от каждой команды); г) решение педагогических ситуаций (3-4 ситуации); время на ответ – 1 минута.
4. Конкурс капитанов
Задания: а) показать с помощью двигательной пластики, жестов и мимики и отгадать человека той или другой профессии; б) назвать белорусские народные сказки (кто больше по очереди); в) «Продолжи предложение»; г) «Почему мы так говорим?»
5. Задание командам: а) составить характеристику профессиональных и личностных качеств современного воспитателя; б) показать фрагмент и ответить, из какой он сказки с помощью двигательной пластики, мимики и жестов; в) нарисовать как можно больше животных – за 2 минуты (по одному представителю от команды); г) организовать и провести с болельщиками белорусскую народную игру; д) «Вопрос-ответ» (содержание берется из музыкальных произведений).
6.Подведение результатов. Определение победителей.
Примерный конспект конкурса «Лучший воспитатель детского сада»
Цель: формировать у воспитателей интерес к педагогическому поиску, любовь и чувство гордости за свою профессию; выявить наличие профессиональных умений и навыков.
В конкурсе принимают участие все желающие воспитатели детского сада. Победителю присваивается звание «Лучший воспитатель детского сада» и выдается материальное вознаграждение.
В жюри входят: заведующая, заместитель заведующей по основной деятельности, музыкальный руководитель детского сада, студенты-практиканты.
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСА
1. «Визитная карточка» своей группы (домашнее задание).
2. «Умелые руки не знают скуки» (изготовление игрушки-забавы). Участники на глазах у зрителей из предложенных материалов (бумаги, ниток, меха, ткани, тесемок, шнурков и др.) на протяжении 15 минут изготовляют игрушку, а потом обыгрывают ее с «плаксивым» ребенком.
3. За 5 минут из предложенных деталей смастерить костюм взрослому, обыграть его.
4. Провести игровую паузу-разминку на занятии.
5. Исполнить колыбельную песню для детей.
6. Провести режимные процессы с использованием песенок, потешек, поговорок.
7. Найти выход из нестандартной ситуации. Например: «Вы заходите в групповую комнату и видите: один из ваших воспитанников сидит ... на шкафу». (Критерии оценки за решение педагогической ситуации: правильность ответа, количество вариантов, артистизм, находчивость и оригинальность.)
8. Объяснить детям непонятные слова и образные выражения:
а) почему говорят, что «на воре и шапка горит»?
б) как может «бить ключ из-под земли»? и др.
9. «От всей души». Поздравление с днем рождения детей.
10. Домашнее задание «Создать песню, посвященную воспитателю и исполнить ее» (можно на мотив мелодии знакомой песни).
11. «Давайте помечтаем» (о детском саде будущего, о своей работе в нем).
План-сценарий педагогической викторины на тему «Современный воспитатель, каков он?»
Цель: 1) совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя; 2) развивать у воспитателей «педагогическую рефлексию»; 3) стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма; 4) воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя; 5) определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении.
Участники викторины: экспертно-творческая группа, воспитатели-инноваторы, воспитатели-наставники, молодые воспитатели.
План проведения:
1. Выбор ведущего.
2. Приготовление заданий и оценка их выполнения экспертно-творческой группой.
3. Деление молодых воспитателей и воспитателей-инноваторов на группы «Мыслитель», «Эрудит», «Искатель» и выполнение заданий.
Предварительная работа:
а) составление плана-сценария викторины;
б) изучение воспитателями психолого-педагогической литературы по проблеме викторины;
в) составление членами творческой группы анкет, ребусов, кроссвордов, подбор тестов и педагогических ситуаций;
г) подбор упражнений на выявление и развитие профессиональных качеств воспитателя;
д) определение места, время проведения викторины и ответственных.
ХОД ВИКТОРИНЫ
Вступительное слово ведущего: называется тема, условия встречи, участники викторины и жюри. Ведущий читает стихотворение о воспитателе и говорит о роли воспитателя в развитии личности дошкольника.
Экспресс-интервью с воспитателями: «Как Вы думаете, с какими определениями у детей ассоциируется слово «воспитатель»?»
Задание 1«Разгадай кроссворд, ребус».
Каждая группа получает конверты с педагогическими кроссвордами и ребусами, в которых зашифрованы профессиональные качества воспитателя.
Задание 2«Сложи узор из геометрических фигур».
Каждая группа получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, воспитатели смогут прочесть высказывания педагогов-классиков о воспитателе.
Дискуссия на тему: «Мой идеал воспитателя».
Ведущий говорит: «Ваши выступления натолкнули нас на мысль о том, как важно воспитателю умело владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово и мимику. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым воспитатели должны умело прикасаться к сердцам своих питомцев».
Упражнение 1на развитие выразительности речи воспитателя.
На мольбертах стоят плакаты с заданиями:
а) произнеси фразу «Иди сюда» тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно;
б) произнеси слово «Молодец» тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, влюбленно.
Упражнение 2на изучение общей мимической реакции воспитателя.
Упражнение выполняют все одновременно. Воспитатели рассаживаются таким образом, чтобы не видеть реакции друг друга. Выполняются задания совместно по предъявлении ситуации ведущим: «Началось занятие. Вы уже рассказываете детям. Открывается дверь раздевалки и входит ваш самый шустрый «шалун». Вы смотрите на него:
- требовательно: «Быстрее садись»;
- удивленно: «Не ожидала»;
- с досадой: «Отвлекаешь меня опять»;
- спрашивая: «Опять что-нибудь случилось?»;
- укоризненно: «Ты всегда мешаешь мне работать»;
- радостно: «Наконец-то!»
Упражнение 3на развитие внимания «Проверь себя». Воспитателям предлагается решить математический пример. Одновременно с их работой ведущий читает небольшой рассказ из предложенных на выбор книг: Спок Б. Разговор с матерью. М., 1988. С. 72 – 73; Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. М., 1990. С. 93 – 94.
После выполнения задания воспитатели должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного (Математический пример дается каждому воспитателю индивидуально на карточке.)
Упражнение 4на развитие воображения «Снимаем фильм».
Каждой группе дается задание: в течение 15 минут снять короткометражный фильм о дошкольном учреждении. Внутри группы выделяют двух сценаристов, которые за 5-8 минут должны придумать сценарий фильма, выбрав режиссера, оператора, актеров. Задача – довести съемки фильма до показа и фрагмент показать.
Игра-задание«Дружеский шарж».
Каждая группа воспитателей должна придумать и изобразить с помощью мимики, пантомимы одного из своих коллег. Другая группа должна угадать, на кого был «нарисован» шарж.
Музыкальная пауза.
Задние«Я и родители моих воспитанников».
Ведущий обращается к участникам викторины: «А теперь нам хотелось бы поговорить о сложной проблеме – работа воспитателя с родителями, так как успех всей деятельности воспитателя во многом зависит от того, какие отношения сложились у него с родителями, насколько они поддерживают и помогают воспитателю».
Прослушивается магнитофонная запись ответов родителей на вопросы:
1. С какими вопросами вы чаще всего обращаетесь к воспитателю?
2. С какими вопросами к вам чаще всего обращается воспитатель?
3. В чем, по вашему мнению, роль детского сада особенно велика?
4. Как детский сад помогает вам в воспитании вашего ребенка?
5. Любит ли ваш ребенок ходить в детский сад?
Педагогический прогноз.
Воспитателям предлагается решить педагогические ситуации, которые представлены: а) в виде рисунков; б) проинсценированы членами творческой группы; в) написаны на карточках. (Педагогические ситуации прилагаются.)
Микровыступления воспитателей:Как сегодня необходимо работать с родителями? Что изменилось? В чем трудности в организации этой работы? Какие вы видите пути и формы работы с родителями?
Игра-заданиедля участников и гостей:
а) «Что изменилось в облике ведущего?» (победителю вручается памятный приз);
б) «Поле чудес» (угадать название книги и автора).