Практика по музыкальному искусству и хореографии в дошкольных и других учреждениях
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов, получающих специальность «Дошкольное образование. Музыкальное искусство и хореография», является обязательной формой обучения, направленной на подготовку квалифицированного специалиста в области дошкольного музыкального образования. Практика организуется на базе учреждений дошкольного образования.
Цель практики: формирование у студентов целостного представления о работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении; выработка профессиональных умений и навыков организации и проведения музыкально-образовательной работы с учетом полученных теоретических знаний и практических умений.
Задачи педагогической практики:
1. Закрепить и расширить знания студентов о профессии музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
2. Формировать профессиональный интерес к музыкально-образовательной работе с дошкольниками.
3. Способствовать овладению содержанием, формами, методами музыкально-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
4. Научить планировать и проводить фронтальную, групповую и индивидуальную работу с дошкольниками.
5. Научить использовать методы педагогического исследования для изучения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста.
6. Сформировать опыт активного взаимодействия с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями воспитанников по вопросам музыкального воспитания.
В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями:
· уметь планировать работу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;
· уметь диагностировать уровень музыкального развития ребёнка;
· уметь проводить индивидуальные, групповые и фронтальные занятия по всем видам музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
· уметь осуществлять активное взаимодействие с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями по вопросам музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
· уметь внедрять в практику работы дошкольного учреждения новые технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
· уметь формировать у себя стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в профессиональном самосовершенствовании, самообразовании и самовоспитании.
Организация практики
Педагогическая практика проводится на 5 курсе в 10 семестре в соответствии с учебным планом. Продолжительность практики - 6 недель Практика осуществляется на базе дошкольных учреждений образования. Практика проводится в два этапа: учебно-ознакомительный и производственный.
Учет и оценка результатов работы студентов-практикантов
КАРТА ОЦЕНОК
прохождения педагогической практики на базе _______________________
студента(ки) 5 курса _____________________________________________
музыкальный руководитель________________________________________
№ | Виды работы студента | Дата | Оценка | Подпись проверяющего | ||||||
Отметка (учебн) | Отметка (произв) | |||||||||
Анализ работы музыкального руководителя и предметно-пространственной среды | * | |||||||||
Анализ занятия в группе «Малыши» | * | |||||||||
Анализ занятия в группе «Почемучки» | * | |||||||||
Анализ занятия в группе «Фантазеры» | * | |||||||||
Проведение педагогической диагностики | * | |||||||||
Музыкальное сопровождение утренней гимнастики | * | |||||||||
Проведение типового занятия (мл. возраст) | * | |||||||||
Проведение типового занятия (ср. возраст) | * | |||||||||
Проведение типового занятия (ст. возраст) | * | |||||||||
Проведение тематического занятия | * | |||||||||
Проведение доминантного занятия | * | |||||||||
Проведение индивидуального занятия | * | |||||||||
Постановка танца с детьми среднего возраста | * | |||||||||
Постановка танца с детьми старшего возраста | * | |||||||||
Организация рекламной акции | * | |||||||||
Проведение зачетного мероприятия | * | |||||||||
Оформление информационных листков для родителей | * | |||||||||
Оформление методической папки | * | |||||||||
Отношение студента к практике | * | * | ||||||||
Общая оценка за практику | * | * | ||||||||
Оценка деятельности студентов дается на основе заключения организации, на базе которой осуществлялась практика (проводится итоговый педсовет с участием музыкального руководителя и администрации дошкольного учреждения), анализа групповым методистом практической работы студентов, документации и участия в итоговой конференции.
По итогам практики студент предоставляет следующие материалы:
по учебно-ознакомительному этапупрактики:
· анализ работы музыкального руководителя, материально-технических условий и предметно-пространственной среды для осуществления музыкального воспитания дошкольников;
· развернутый анализ музыкальных занятий, проведенных музыкальным руководителем дошкольного учреждения (3 занятия в разных возрастных группах);
· методическую папку, составленную по результатам ознакомления с опытом работы музыкального руководителя, в которую должны войти материалы:
- музыкальный репертуар и рекомендации по организации утренней гимнастики (1 вариант) и других режимных моментов (1-2 варианта);
- аудиозаписи, нотный материал к музыкально-тематическому занятию (1 вариант);
- текстовый сценарий праздничного утренника с приложением нот и аудиоматериала (1 вариант);
- текстовый сценарий развлечения либо досуга с использованием музыки с приложением нот и аудиоматериала (1 вариант);
- нотный материал к различным видам детской музыкальной деятельности (две партитуры детских песен с аккомпанементом, два произведения для инструментального исполнения ансамблем или оркестром, две танцевальные партитуры).
· результаты выполнения диагностических процедур по определению уровня музыкального развития дошкольников в отдельной возрастной группе (обследуется два ребенка).
по производственному этапупрактики:
· план музыкально-образовательной работы за соответствующий период;
· конспекты зачетных музыкальных занятий;
· конспекты, отражающие процесс постановки практикантом двух танцев;
· конспект зачетного музыкального мероприятия;
· текст информационных материалов для работы с родителями;
· отчет о проведении рекламной акции;
· отчет о прохождении практики и карту оценок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Неделя.
Задание 1.Знакомство с дошкольным учреждением.
Цель: выявить условия, положительно влияющие на музыкальное развитие детей; сформировать у студентов умение их анализировать с учетом педагогических требований.
Содержание работы:
· Знакомство с дошкольным учреждением, администрацией, музыкальным руководителем.
· Анализ материально-технической базы дошкольного учреждения, предметно-пространственной среды для осуществления музыкального воспитания дошкольников (музыкальный зал и уголки для самостоятельной музыкальной деятельности в группах).
· Анализ методического оснащения микрокабинета музыкального руководителя и фиксация наличия следующих материалов:
- аудиозаписи,
- нотный материал к музыкально-тематическим занятиям;
- сценарии праздничных утренников;
- сценарии развлечений, досугов с использованием музыки;
- нотный материал к различным видам детской музыкальной деятельности.
Задание 2. Ознакомление с планированием музыкально-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Цель:формировать представления о планировании музыкально-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Выяснение доминирующих принципов в планировании музыкально-образовательной работы в дошкольном учреждении.
· Ознакомление с системой планирования музыкально-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Задание 3.Ознакомление с работой музыкального руководителя.
Цель:формировать целостное представление о системе работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Посещение различных форм организации музыкального образования в дошкольном учреждении.
· Анализ трех музыкальных занятий в разных возрастных группах.
· Изучение музыкального репертуара для организации утренней гимнастики и других режимных моментов;
Задание 4. Диагностика музыкального развития детей.
Цель: формировать у студентов умения диагностировать уровень музыкального развития детей дошкольного возраста.
Содержание работы:
· Выполнение диагностических процедур по определению уровня музыкального развития двух детей одной возрастной группы.
· Разработка на его основе планов индивидуальной работы.
Задание 5. Подведение итогов по учебно-ознакомительному этапупрактики.
Цель: формировать умения анализировать и оценивать свою работу по ознакомлению с системой музыкального образования в дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Участие в работе педсовета по итогам учебно-ознакомительного этапа практики
· Сдача материалов практики групповому руководителю.
· Подведение итогов и выставление отметок.
Недели
Задание 1. Активное выполнение каждым студентом обязанностей музыкального руководителя в соответствии с написанным планом работы.
Цель:формировать у студентов профессиональные умения выполнять функциональные обязанности музыкального руководителя дошкольного учреждения.
Содержание работы:
· Студенты работают в качестве музыкального руководителя в 1-ю и 2-ю смену, чередуясь друг с другом.
- работа студента-практиканта осуществляется под наблюдением музыкального руководителя.
- групповой руководитель составляет график работы студентов-практикантов;
- практиканты работают по самостоятельно составленным планам образовательной работы. В качестве основы при написании планов студент может использовать планирование музыкального руководителя, а также вносить изменения, дополнения по тематике и содержанию.
- студент завершает написание планов за 3 дня до начала самостоятельной работы.
- планы работы заверяются групповым руководителем.
· По итогам каждого рабочего дня оформление в плане графы «Анализ работы».
Задание 2. Составление календарного плана работы на период практики
Цель:сформировать у студентов умение планировать музыкально-образовательную работу с детьми, учитывая требования современной науки и практики.
Содержание работы:
· Составление календарного плана работы на период практики. Последовательное отражение в нем всех форм музыкально-образовательной работы, проводимой с детьми в течение дня. Разработка плана начинается с формулировки образовательных задач. Определив основную задачу, студенты разрабатывают частные задачи, подбирают средства и пути их решения.
· Планирование недельного цикла включает: ежедневную утреннюю гимнастику, музыкальные занятия (разные по содержанию и форме проведения), индивидуальную и коррекционную работу (направления коррекционной работы определяются результатами диагностики).
· Оформление календарного плана работы на период практики;
Задание 3.Проведение музыкальных занятий в различных возрастных группах.
Цель:формировать у студентов умения организовать и провести музыкальные занятия с детьми разных возрастных групп.
Содержание работы:
· Разработка конспектов музыкальных занятий.
· Проведение пробных музыкальных занятий в различных возрастных группах.
· Анализ проделанной работы.
Задание 4. Организация музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики.
Цель:формировать у студентов умения подбирать и исполнятьмузыкальный репертуар в соответствии с темпом и ритмов выполняемых физических упражнений.
Содержание работы:
· Подбор музыкального репертуара.
· Участие в проведении утренней гимнастики в одной из возрастных групп (музыкальное сопровождение)
Задание 5. Разработка танцев для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель:формировать у студентов умения организовать музыкально-ритмическую деятельность детей дошкольного возраста.
Содержание работы:
· Подбор музыкального репертуара.
· Разработка композиции двух танцев описание элементов, методики разучивания (народного, характерного, современного, бального танца – по выбору) с детьми среднего и старшего возраста
· Демонстрация танцев.
Задание 6. Проведение зачетного занятия.
Цель:учить студентов использовать современные научные достижения в области методики музыкального воспитания в работе с детьми.
Содержание работы:
· Студент разрабатывает конспекты занятий с использованием современных технологий музыкального воспитания дошкольников.
· Разрабатывает конспекты:
- фронтальных занятий: три типовых занятия (в разных возрастных группах); тематическое занятие (в возрастной группе по выбору);
- занятий в подгруппе: доминантное (игра на музыкальных инструментах либо музыкально-ритмические движения в возрастной группе по выбору);
- индивидуальных занятий: по результатам диагностики музыкального развития одного из обследованных детей.
· Конспект занятия должен быть заранее проверен и подписан групповым руководителем и музыкальным руководителем.
· Сроки проведения зачетных занятий – 5-6 недели практики. Точная дата проведения занятия уточняется с групповым руководителем при составлении сетки зачетных занятий.
Задание 7. Проведение зачетного мероприятия
Цель: учить студентов использовать современные научные достижения в области методики музыкального воспитания в работе с детьми, развивать творческие способности студентов.
Содержание работы:
· Определение виды музыкального мероприятия (мини-концерт, постановка музыкальной сказки, детских мини-балетов и опер, музыкальный конкурс, музыкальная викторина, музыкальный кукольный спектакль, инсценировка или др.)
· Студент разрабатывает конспект мероприятия с использованием современных технологий музыкального воспитания дошкольников.
· Конспект мероприятия должен быть заранее проверен и подписан групповым руководителем и музыкальным руководителем.
· Сроки проведения зачетных мероприятий - 5-6 недели практики. Точная дата проведения мероприятия уточняется с групповым руководителем при составлении сетки зачетных мероприятий.
· Допускается подготовка и проведение двумя-тремя практикантами одного мероприятия. Оно может быть организовано с участием только студентов, либо с привлечением детей;
Задание 8. Просветительская работа с родителями.
Цель:учить студентов разрабатывать содержание информационных материалов для родителей о музыкальном образовании дошкольников.
Содержание работы:
· Определение содержания информации для родителей о музыкальном образовании дошкольников и предварительное обсуждение его с групповым руководителем (оформление рекомендуемого репертуарного списка детских музыкальных спектаклей в театрах города, списка произведений для домашнего слушания, информации об особенностях музыкального развития детей данного возраста и т.д.).
· Оформление текста материалов для родителей
Задание 9. Организация рекламной деятельности дошкольного учреждения
Цель: формировать у студентов умения организовать рекламную деятельность в дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Изучение содержания рекламной деятельности дошкольного учреждения.
· Определение содержания рекламной акции для родителей с целью популяризации музыкального искусства и его роли в воспитании и развитии ребенка.
· Проведение рекламной акции.
Задание 10. Подготовка к конференции по итогам практики.
Цель: формировать умения анализировать и обобщать свою практическую работу в качестве музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Оформление материалов по практике.
· Написание отчета по практике с предложениями по усовершенствованию содержания и организации практики.
· Выбор темы и подготовка выступления на итоговой конференции.