Критерии отбора средств икт
Задания к контрольной работе по дисциплине
«Цифровые технологии в образовании»
Из представленных 4 вариантов (дошкольное, начальное, среднее, высшее образование) необходимо выбрать и выполнить вариант, соответствующий Вашей профессиональной деятельности.
Вариант № 1. Дошкольное образование
Дошкольное образование и воспитание – это право, признанное Конвенцией о правах ребенка, в соответствии с которым все дети дошкольного возраста имеют право на уход, развитие, образование, защиту и безопасность. Учитывая необходимость всестороннего изучения процесса интеграции ИКТ в предметно развивающую и образовательную среду дошкольников, в 2010 году ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации проекта, посвященного применению ИКТ в дошкольном образовании, результаты которого отражены в обзоре «ИКТ в дошкольном образовании: существующий опыт и рекомендации» (2011), а также в аналитической записке «ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» (2012).
План работы.
1. Подключиться к глобальной сети Интернет.
2. Выполнить предложенные задания.
3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).
ЗАДАНИЕ 1.
Определить в нескольких предложениях/примерах суть понятий ключевых аспектов безопасности интеграции ИКТ в дошкольное образование:
• негативное физическое воздействие;
• степень поддержки процесса обучения;
• когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей;
• воздействие вредного содержания;
• вытеснение ИКТ важной игровой и обучающей деятельности.
ЗАДАНИЕ2.
Заполнить таблицу по критериям соответствия инструментов ИКТ, которые в общем виде подходят для применения в дошкольном образовании.
КРИТЕРИИ ОТБОРА СРЕДСТВ ИКТ
Критерий применения ИКТ | Характеристика ИКТ |
Образовательный характер | |
Направленность на сотрудничество. Интеграция с другими видами деятельности | |
Поддержка игры Управление со стороны ребенка | |
Наглядность и простота в использовании | |
Исключать сцены насилия и навязывание стереотипов | |
Поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности | |
Поддерживать вовлечение родителей |
ЗАДАНИЕ3.
Для процесса интегрирования информационных технологий в дошкольное образование необходимы поддержка и контроль посредством оценочного исследования. Назовите, на Ваш взгляд, сущность основных характеристик данного процесса (интегрирования ИКТ в ДО):
• подготовка молодых педагогов;
• ясное видение образовательного процесса;
• поддержка инноваций;
• выбор ИКТ устройств и программного обеспечения;
• использование ИКТ;
• постоянное профессиональное развитие;
• сообщества практиков.
ЗАДАНИЕ4.
В таблице указаны описания ситуаций рисков при внедрении ИКТ в дошкольное образование. Сформулируйте фактор, соответствующий каждому описанию.
ФАКТОР | ОПИСАНИЕ |
Это может произойти в результате недостаточной продолжительности программы профессионального развития молодых педагогов; ошибочного фокуса на обучение основам работы с компьютером (вместо развития комплекса цифровой грамотности, новой педагогики, новых форм организаций и т.п.); некомпетентности наставников (с точки зрения их знаний и опыта с ДО и педагогики ИКТ). | |
Может случиться так, что или учителя, или родители, или руководители центров, или образовательные власти (на любом уровне) будут сомневаться или неправильно понимать образовательный потенциал ИКТ; они могут интерпретировать его, как приобретение знаний о компьютерах; они могут не идентифицировать образовательные ценности и потенциал ИКТ для поддержания и обогащения процессов обучения, игры и самовыражения; они могут испытывать неуверенность | |
в своем ноу-хау для выполнения процесса интеграции. Еще большая опасность заключается в том, что общественность, органы управления образованием или родители не смогут оценить значимость дошкольного образования. В этом случае они не будут содействовать дальнейшей интеграции. | |
Если после завершения профессиональной подготовки молодых учителей оставить их один на один со всеми повседневными техническими и образовательными проблемами, связанными с ИКТ, их энтузиазм может быстро угаснуть. То же самое разочарование может возникнуть из-за недостаточной поддержки или отсутствия поддержки со стороны ведущих учителей-новаторов, отсутствия их собственного профессионального сообщества и т.д. | |
Нехватка образовательных материалов, образовательных ресурсов или любых других вспомогательных инструментов для получения, обмена и использования при обучении является еще одним серьезным фактором риска. | |
Необходимо внимательно рассмотреть ситуацию с детьми, закончившими учреждение ДО. Существует ли опасность, что после продолжительного технически усовершенствованного обучения эти дети окажутся в технически неразвитой начальной школе? Новый учитель должен идентифицировать уровень развития их цифровых навыков, поддержать их и создавать условия для их дальнейшего развития. |
ЗАДАНИЕ 5.
Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.
Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.
Вариант № 2. Начальное образование
Изучение тенденций использования ИКТ в начальном образовании является исключительно важной задачей, решение которой во многом способно повлиять на повышение качества и доступности образования. Роль ИКТ в начальном образовании многообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами робототехники и программирования, так и поддержку индивидуального обучения и специальных образовательных потребностей.
План работы.
1. Подключиться к глобальной сети Интернет.
2. Выполнить предложенные задания.
3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).
ЗАДАНИЕ 1.
Заполнить таблицу по видам ограничений применения ИКТ в начальном образовании.
Вид ограничений применения ИКТ | Описание |
Ограничения в использовании программного обеспечения | |
Ограничения в использовании мультимедиа | |
Временные и физиологические ограничения использования ИКТ | |
Киберзапугивание и киберздоровье |
ЗАДАНИЕ 2.
Дайте описание стратегии ИКТ-ориентированного обучения в начальных классах конкретного образовательного учреждения по следующим параметрам:
• политика и школьное руководство;
• технико-технологическая инфраструктура;
• учебный план и ИКТ;
• оценка на основе ИКТ;
• профессиональное развитие учителей.
ЗАДАНИЕ 3.
Ниже представлена классификация средств ИКТ на основании их применения на уроках в качестве инструментов. Укажите программы, которые можно отнести к каждому типу.
· информационные инструменты - …
· исследовательские инструменты - …
· инструменты конструирования - …
коммуникационные инструменты - …
ЗАДАНИЕ 4.
Заполните анкету (любой знак) на основе анализа плана интеграции ИКТ в Вашей организации и по ее итогам определите (кратко опишите) направления, которые требуют развития или особого внимания в Вашей организации.
4.1.Мотивация и инициализация ИКТ в ОУ. Кто выступает инициатором процесса?
□ Родители
□ Местные органы власти
□ Представители учреждений более высокого уровня образования
□ Руководитель учреждения ДО
□ Педагоги организации
4.2.Цели, сформулированные инициаторами процесса интеграции:
□ Реализация нового содержания образования
□ Цели вашей организации сформулированы подробнее, чем в официальных документах, и определяют учебное планирование
□ В учебном планировании учтено то, что было бы невозможно без новых технологий и нового педагогического подхода
4.3.Какие виды ИКТ вы используете?
□ Используется одна-две технологии (например, компьютер и цифровая камера, компьютер и обучающие программы, конструкторы-роботы)
□ Используются разнообразные ИКТ -- широкий спектр ресурсов, они предоставляют разнообразные возможности для получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей
4.4.Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения?
□ Используются ИКТ как дополнительное и необязательное средство
□ ИКТ интегрированы в спланированный Вами процесс в качестве инструмента для достижения поставленных целей
4.5.Насколько хорошо вы владеете ИКТ?
□ Вы готовы учиться и имеете мотивацию к ИКТ обучению
□ Вы готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации с ИКТ
□ Вы способны создать в Вашем образовательном учреждении сообщество педагогов
4.6.Кто поддерживает Вас в работе с ИКТ в образовательной организации?
□ Родители и ученики
□ Органы образования
□ Политика государства в области ИКТ
4.7.В каких целях (помимо административных) Ваше учреждение использует ИКТ?
□ В интересах школьников и вместе со школьниками
□ Для поддержки обучения в школе
□ Для программы развития
□ Для анализа деятельности
□ Для создания электронных портфолио
□ Для общения с родителями
4.8.Как Вы оцениваете текущее состояние и планируете продолжение этого процесса?
□ Много внимания уделяете анализу развития ваших учеников с применением ИКТ
□ Анализируете социальные, интеллектуальные, творческие и эмоциональные аспекты развития детей
Заключение: …
ЗАДАНИЕ 5.
Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.
Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.
Вариант № 3. Среднее образование
В современном мире образовательные учреждения уже не могут эффективно функционировать без ИКТ. Все чаще образовательные услуги предоставляются учащимся и преподавателям через Интернет. Все чаще образовательные учреждения используют услуги облачных технологий, получают их бесплатно или за небольшую плату, при этом часто такие услуги оказываются более доступными и надежными, чем их размещение или сопровождение в самом образовательном учреждении.
План работы.
1. Подключиться к глобальной сети Интернет.
2. Выполнить предложенные задания.
3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).
ЗАДАНИЕ 1.
Определить сущность ключевых возможностей облачных технологий:
• Удаленные центры обработки данных - …
• Объединенные ресурсы - ….
• «Эластичность» - .. .
• Оплата по факту - ...
• Самообслуживание - ...
ЗАДАНИЕ 2.
Определить ресурсы получаемые пользователями в зависимости от категории / уровня облачных технологий:
- Низший уровень «Инфраструктура как услуга»
- Средний уровень «Платформа как услуга»
- Высший уровень «Программное обеспечение как услуга»
ЗАДАНИЕ 3.
3.1 Определить преимущества облачных технологий для:
· образовательных учреждений;
· учащихся.
3.2 Определить сущность трех проблем использования облачных технологий:
· безопасность данных;
· нежелательная реклама;
· привязка к поставщику.
ЗАДАНИЕ 4.
Заполните анкету (любой знак) на основе анализа плана интеграции ИКТ в Вашей организации и по ее итогам определите (кратко опишите) направления, которые требуют развития или особого внимания в Вашей организации.
4.9.Мотивация и инициализация ИКТ в ОУ. Кто выступает инициатором процесса?
□ Родители
□ Местные органы власти
□ Представители учреждений более высокого уровня образования
□ Руководитель учреждения ДО
□ Педагоги организации
4.10. Цели, сформулированные инициаторами процесса интеграции:
□ Реализация нового содержания образования
□ Цели вашей организации сформулированы подробнее, чем в официальных документах, и определяют учебное планирование
□ В учебном планировании учтено то, что было бы невозможно без новых технологий и нового педагогического подхода
4.11. Какие виды ИКТ вы используете?
□ Используется одна-две технологии (например, компьютер и цифровая камера, компьютер и обучающие программы, конструкторы-роботы)
□ Используются разнообразные ИКТ -- широкий спектр ресурсов, они предоставляют разнообразные возможности для получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей
4.12. Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения?
□ Используются ИКТ как дополнительное и необязательное средство
□ ИКТ интегрированы в спланированный Вами процесс в качестве инструмента для достижения поставленных целей
4.13. Насколько хорошо вы владеете ИКТ?
□ Вы готовы учиться и имеете мотивацию к ИКТ обучению
□ Вы готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации с ИКТ
□ Вы способны создать в Вашем образовательном учреждении сообщество педагогов
4.14. Кто поддерживает Вас в работе с ИКТ в образовательной организации?
□ Родители и ученики
□ Органы образования
□ Политика государства в области ИКТ
4.15. В каких целях (помимо административных) Ваше учреждение использует ИКТ?
□ В интересах школьников и вместе со школьниками
□ Для поддержки обучения в школе
□ Для программы развития
□ Для анализа деятельности
□ Для создания электронных портфолио
□ Для общения с родителями
4.16. Как Вы оцениваете текущее состояние и планируете продолжение этого процесса?
□ Много внимания уделяете анализу развития ваших учеников с применением ИКТ
□ Анализируете социальные, интеллектуальные, творческие и эмоциональные аспекты развития детей
Заключение: …
ЗАДАНИЕ 5.
Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.
Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.
Вариант № 4. Высшее образование
При рассмотрении подходов в способах получения образования в цифровую эпоху можно говорить о пяти альтернативных моделях получения образования в условиях развития глобальной информационной среды.
План работы.
1. Подключиться к глобальной сети Интернет.
2. Выполнить предложенные задания.
3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).
ЗАДАНИЕ 1.
Приведите примеры реализаций альтернативных моделей получения образования:
• Виртуальные университеты.
• Виртуальные школы.
• Виртуальные колледжи.
• Смешанное обучение.
• Обучение на основе ресурсов (МООК - массовые открытые онлайн курсы).
Среди приведенных альтернативных моделей получения образования назовите наиболее успешные в реализации и менее распространенные по Вашему мнению.
ЗАДАНИЕ 2.
Ознакомьтесь с типами CC (Creative Commons) лицензий и выберите те, которые Вы считаете целесообразным использовать на сайте Вашей образовательной организации для предоставления доступа к образовательным ресурсам (в том числе, разработанным в Вашей образовательной организации) для использования студентами и коллегами. Обоснуйте выбор СС лицензии для сайта Вашей образовательной организации или личного сайта (при наличии).
ЗАДАНИЕ 3.
Россия находится на пути к Открытым образовательным ресурсам (ООР). Составьте список сайтов (не менее 5), которые Вы используется для подготовки к занятиям и которые педагоги Вашей образовательной организации считают полезными. Для подготовки ответа на данный вопрос, в случае затруднения, можно воспользоваться базовыми функциональными элементами федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР):
· информационный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru, включающий интегральный каталог образовательных Интернет-ресурсов http://window.edu.ru/window/catalog;
· ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов ≪Российское образование≫ www.edu.ru, российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru, и другие http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm;
· открытая полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования http://window.edu.ru/window/library;
· хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов по основным предметам общего образования для открытой мультимедиа среды http://fcior.edu.ru.
ЗАДАНИЕ 4.
Разработанная ЮНЕСКО учебная программа и система компетенций объединила две различные области – медийную грамотность и информационную грамотность – под общим «зонтичным» термином «медийная и информационная грамотность» (МИГ). Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения. Проанализируйте свои умения и навыки.
Информационная грамотность | ||||||||||
Определить и сформулиро- вать информа- ционные потребности | Найти и получить доступ к инфор- мации | Оценить информа цию | Систематизи ровать инфор- мацию | Использовать информацию с соблюдени ем этических норм | Переда- вать информа- цию | Применить навыки работы с ИКТ для обработки информации | ||||
Медийная грамотность | ||||||||||
Понимать роль и функции медиа в демократичес- ком обществе | Понимать условия, при которых медиа могут выполнять свои функции | Критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций | Взаимодейство- вать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах | Актуализировать на- выки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского контента | ||||||
Определите (запишите вид деятельности и шифр), какими компетенциями Вы обладаете, согласно пункту V ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», уровень магистратуры (приказ Минобрнауки РФ № 1505 от 21.11.2014.). Самоанализ необходимо провести с точки зрения компетенций, делающими акцент на необходимость развития поисковых навыков и способности осмысленно взаимодействовать с медийными и информационными каналами, независимо от их конкретных форм и используемых технологий. Также укажите персональный уровень сформированности (низкий, средний, высокий) выделенных Вами компетенций.
ЗАДАНИЕ 5.
Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.
Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.