Критерии отбора средств икт

Задания к контрольной работе по дисциплине

«Цифровые технологии в образовании»

Из представленных 4 вариантов (дошкольное, начальное, среднее, высшее образование) необходимо выбрать и выполнить вариант, соответствующий Вашей профессиональной деятельности.

Вариант № 1. Дошкольное образование

Дошкольное образование и воспитание – это право, признанное Конвенцией о правах ребенка, в соответствии с которым все дети дошкольного возраста имеют право на уход, развитие, образование, защиту и безопасность. Учитывая необходимость всестороннего изучения процесса интеграции ИКТ в предметно развивающую и образовательную среду дошкольников, в 2010 году ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации проекта, посвященного применению ИКТ в дошкольном образовании, результаты которого отражены в обзоре «ИКТ в дошкольном образовании: существующий опыт и рекомендации» (2011), а также в аналитической записке «ИКТ в воспитании и обра­зовании детей дошкольного возраста» (2012).

План работы.

1. Подключиться к глобальной сети Интернет.

2. Выполнить предложенные задания.

3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).

ЗАДАНИЕ 1.

Определить в нескольких предложениях/примерах суть понятий ключевых аспектов безопасности интеграции ИКТ в дошкольное образование:

• негативное физическое воздействие;

• степень поддержки процесса обучения;

• когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей;

• воздействие вредного содержания;

• вытеснение ИКТ важной игровой и обучающей деятельности.

ЗАДАНИЕ2.

Заполнить таблицу по критериям соответствия инструментов ИКТ, которые в общем виде подходят для применения в дошкольном образовании.

КРИТЕРИИ ОТБОРА СРЕДСТВ ИКТ

Критерий применения ИКТ Характеристика ИКТ
Образовательный характер  
Направленность на сотрудничество. Интеграция с другими видами деятельности  
Поддержка игры Управление со стороны ребенка  
Наглядность и простота в использовании  
Исключать сцены насилия и навязывание стереотипов  
Поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности  
Поддерживать вовлечение родителей  

ЗАДАНИЕ3.

Для процесса интегрирования информационных технологий в дошкольное образование необходимы поддержка и контроль посредством оценочного исследования. Назовите, на Ваш взгляд, сущность основных характеристик данного процесса (интегрирования ИКТ в ДО):

• подготовка молодых педагогов;

• ясное видение образовательного процесса;

• поддержка инноваций;

• выбор ИКТ устройств и программного обеспечения;

• использование ИКТ;

• постоянное профессиональное развитие;

• сообщества практиков.

ЗАДАНИЕ4.

В таблице указаны описания ситуаций рисков при внедрении ИКТ в дошкольное образование. Сформулируйте фактор, соответствующий каждому описанию.

ФАКТОР ОПИСАНИЕ
  Это может произойти в результате недостаточной продолжительности программы профессионального развития молодых педагогов; ошибочного фокуса на обучение основам работы с компьютером (вместо развития комплекса цифровой грамотности, новой педагогики, новых форм организаций и т.п.); некомпетентности наставников (с точки зрения их знаний и опыта с ДО и педагогики ИКТ).
  Может случиться так, что или учителя, или родители, или руководители центров, или образовательные власти (на любом уровне) будут сомневаться или неправильно понимать образовательный потенциал ИКТ; они могут интерпретировать его, как приобретение знаний о компьютерах; они могут не идентифицировать образовательные ценности и потенциал ИКТ для поддержания и обогащения процессов обучения, игры и самовыражения; они могут испытывать неуверенность
  в своем ноу-хау для выполнения процесса интеграции. Еще большая опасность заключается в том, что общественность, органы управления образованием или родители не смогут оценить значимость дошкольного образования. В этом случае они не будут содействовать дальнейшей интеграции.
  Если после завершения профессиональной подготовки молодых учителей оставить их один на один со всеми повседневными техническими и образовательными проблемами, связанными с ИКТ, их энтузиазм может быстро угаснуть. То же самое разочарование может возникнуть из-за недостаточной поддержки или отсутствия поддержки со стороны ведущих учителей-новаторов, отсутствия их собственного профессионального сообщества и т.д.
  Нехватка образовательных материалов, образовательных ресурсов или любых других вспомогательных инструментов для получения, обмена и использования при обучении является еще одним серьезным фактором риска.
  Необходимо внимательно рассмотреть ситуацию с детьми, закончившими учреждение ДО. Существует ли опасность, что после продолжительного технически усовершенствованного обучения эти дети окажутся в технически неразвитой начальной школе? Новый учитель должен идентифицировать уровень развития их цифровых навыков, поддержать их и создавать условия для их дальнейшего развития.

ЗАДАНИЕ 5.

Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.

Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.

Вариант № 2. Начальное образование

Изучение тенденций использования ИКТ в начальном образовании является исключительно важной задачей, решение которой во многом способно повлиять на повышение качества и доступности образования. Роль ИКТ в начальном образовании многообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами робототехники и программирования, так и поддержку индивидуального обучения и специальных образовательных потребностей.

План работы.

1. Подключиться к глобальной сети Интернет.

2. Выполнить предложенные задания.

3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).

ЗАДАНИЕ 1.

Заполнить таблицу по видам ограничений применения ИКТ в начальном образовании.

Вид ограничений применения ИКТ Описание
Ограничения в использовании программного обеспечения  
Ограничения в использовании мультимедиа  
Временные и физиологические ограничения использования ИКТ  
Киберзапугивание и киберздоровье  

ЗАДАНИЕ 2.

Дайте описание стратегии ИКТ-ориентированного обучения в начальных классах конкретного образовательного учреждения по следующим параметрам:

• политика и школьное руководство;

• технико-технологическая инфраструктура;

• учебный план и ИКТ;

• оценка на основе ИКТ;

• профессиональное развитие учителей.

ЗАДАНИЕ 3.

Ниже представлена классификация средств ИКТ на основании их применения на уроках в качестве инструментов. Укажите программы, которые можно отнести к каждому типу.

· информационные инструменты - …

· исследовательские инструменты - …

· инструменты конструирования - …

коммуникационные инструменты - …

ЗАДАНИЕ 4.

Заполните анкету (любой знак) на основе анализа плана интеграции ИКТ в Вашей организации и по ее итогам определите (кратко опишите) направления, которые требуют развития или особого внимания в Вашей организации.

4.1.Мотивация и инициализация ИКТ в ОУ. Кто выступает инициатором процесса?

□ Родители

□ Местные органы власти

□ Представители учреждений более высокого уровня образования

□ Руководитель учреждения ДО

□ Педагоги организации

4.2.Цели, сформулированные инициаторами процесса интеграции:

□ Реализация нового содержания образования

□ Цели вашей организации сформулированы подробнее, чем в официальных документах, и определяют учебное планирование

□ В учебном планировании учтено то, что было бы невозможно без новых технологий и нового педагогического подхода

4.3.Какие виды ИКТ вы используете?

□ Используется одна-две технологии (например, компьютер и цифровая камера, компьютер и обучающие программы, конструкторы-роботы)

□ Используются разнообразные ИКТ -- широкий спектр ресурсов, они предоставляют разнообразные возможности для получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей

4.4.Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения?

□ Используются ИКТ как дополнительное и необязательное средство

□ ИКТ интегрированы в спланированный Вами процесс в качестве инструмента для достижения поставленных целей

4.5.Насколько хорошо вы владеете ИКТ?

□ Вы готовы учиться и имеете мотивацию к ИКТ обучению

□ Вы готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации с ИКТ

□ Вы способны создать в Вашем образовательном учреждении сообщество педагогов

4.6.Кто поддерживает Вас в работе с ИКТ в образовательной организации?

□ Родители и ученики

□ Органы образования

□ Политика государства в области ИКТ

4.7.В каких целях (помимо административных) Ваше учреждение использует ИКТ?

□ В интересах школьников и вместе со школьниками

□ Для поддержки обучения в школе

□ Для программы развития

□ Для анализа деятельности

□ Для создания электронных портфолио

□ Для общения с родителями

4.8.Как Вы оцениваете текущее состояние и планируете продолжение этого процесса?

□ Много внимания уделяете анализу развития ваших учеников с применением ИКТ

□ Анализируете социальные, интеллектуальные, творческие и эмоциональные аспекты развития детей

Заключение: …

ЗАДАНИЕ 5.

Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.

Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.

Вариант № 3. Среднее образование

В современном мире образовательные учреждения уже не могут эффективно функционировать без ИКТ. Все чаще образовательные услуги предоставляются учащимся и преподавателям через Интернет. Все чаще образовательные учреждения используют услуги облачных технологий, получают их бесплатно или за небольшую плату, при этом часто такие услуги оказываются более доступными и надежными, чем их размещение или сопровождение в самом образовательном учреждении.

План работы.

1. Подключиться к глобальной сети Интернет.

2. Выполнить предложенные задания.

3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).

ЗАДАНИЕ 1.

Определить сущность ключевых возможностей облачных технологий:

• Удаленные центры обработки данных - …

• Объединенные ресурсы - ….

• «Эластичность» - .. .

• Оплата по факту - ...

• Самообслуживание - ...

ЗАДАНИЕ 2.

Определить ресурсы получаемые пользователями в зависимости от категории / уровня облачных технологий:

- Низший уровень «Инфраструктура как услуга»

- Средний уровень «Платформа как услуга»

- Высший уровень «Программное обеспечение как услуга»

ЗАДАНИЕ 3.

3.1 Определить преимущества облачных технологий для:

· образовательных учреждений;

· учащихся.

3.2 Определить сущность трех проблем использования облачных технологий:

· безопасность данных;

· нежелательная реклама;

· привязка к поставщику.

ЗАДАНИЕ 4.

Заполните анкету (любой знак) на основе анализа плана интеграции ИКТ в Вашей организации и по ее итогам определите (кратко опишите) направления, которые требуют развития или особого внимания в Вашей организации.

4.9.Мотивация и инициализация ИКТ в ОУ. Кто выступает инициатором процесса?

□ Родители

□ Местные органы власти

□ Представители учреждений более высокого уровня образования

□ Руководитель учреждения ДО

□ Педагоги организации

4.10. Цели, сформулированные инициаторами процесса интеграции:

□ Реализация нового содержания образования

□ Цели вашей организации сформулированы подробнее, чем в официальных документах, и определяют учебное планирование

□ В учебном планировании учтено то, что было бы невозможно без новых технологий и нового педагогического подхода

4.11. Какие виды ИКТ вы используете?

□ Используется одна-две технологии (например, компьютер и цифровая камера, компьютер и обучающие программы, конструкторы-роботы)

□ Используются разнообразные ИКТ -- широкий спектр ресурсов, они предоставляют разнообразные возможности для получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей

4.12. Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения?

□ Используются ИКТ как дополнительное и необязательное средство

□ ИКТ интегрированы в спланированный Вами процесс в качестве инструмента для достижения поставленных целей

4.13. Насколько хорошо вы владеете ИКТ?

□ Вы готовы учиться и имеете мотивацию к ИКТ обучению

□ Вы готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации с ИКТ

□ Вы способны создать в Вашем образовательном учреждении сообщество педагогов

4.14. Кто поддерживает Вас в работе с ИКТ в образовательной организации?

□ Родители и ученики

□ Органы образования

□ Политика государства в области ИКТ

4.15. В каких целях (помимо административных) Ваше учреждение использует ИКТ?

□ В интересах школьников и вместе со школьниками

□ Для поддержки обучения в школе

□ Для программы развития

□ Для анализа деятельности

□ Для создания электронных портфолио

□ Для общения с родителями

4.16. Как Вы оцениваете текущее состояние и планируете продолжение этого процесса?

□ Много внимания уделяете анализу развития ваших учеников с применением ИКТ

□ Анализируете социальные, интеллектуальные, творческие и эмоциональные аспекты развития детей

Заключение: …

ЗАДАНИЕ 5.

Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.

Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.

Вариант № 4. Высшее образование

При рассмотрении подходов в способах получения образования в цифровую эпоху можно говорить о пяти альтернативных моделях получения образования в условиях развития глобальной информационной среды.

План работы.

1. Подключиться к глобальной сети Интернет.

2. Выполнить предложенные задания.

3. Оформить отчет по контрольной работе, согласно стандарту организации (Интернет-источники указать в порядке упоминания).

ЗАДАНИЕ 1.

Приведите примеры реализаций альтернативных моделей получения образования:

• Виртуальные университеты.

• Виртуальные школы.

• Виртуальные колледжи.

• Смешанное обучение.

• Обучение на основе ресурсов (МООК - массовые открытые онлайн курсы).

Среди приведенных альтернативных моделей получения образования назовите наиболее успешные в реализации и менее распространенные по Вашему мнению.

ЗАДАНИЕ 2.

Ознакомьтесь с типами CC (Creative Commons) лицензий и выберите те, которые Вы считаете целесообразным использовать на сайте Вашей образовательной организации для предоставления доступа к образовательным ресурсам (в том числе, разработанным в Вашей образовательной организации) для использования студентами и коллегами. Обоснуйте выбор СС лицензии для сайта Вашей образовательной организации или личного сайта (при наличии).

ЗАДАНИЕ 3.

Россия находится на пути к Открытым образовательным ресурсам (ООР). Составьте список сайтов (не менее 5), которые Вы используется для подготовки к занятиям и которые педагоги Вашей образовательной организации считают полезными. Для подготовки ответа на данный вопрос, в случае затруднения, можно воспользоваться базовыми функциональными элементами федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР):

· информационный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru, включающий интегральный каталог образовательных Интернет-ресурсов http://window.edu.ru/window/catalog;

· ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов ≪Российское образование≫ www.edu.ru, российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru, и другие http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm;

· открытая полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования http://window.edu.ru/window/library;

· хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов по основным предметам общего образования для открытой мультимедиа среды http://fcior.edu.ru.

ЗАДАНИЕ 4.

Разработанная ЮНЕСКО учебная программа и система компетенций объединила две различные области – медийную грамотность и информационную грамотность – под общим «зонтичным» термином «медийная и информационная грамотность» (МИГ). Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения. Проанализируйте свои умения и навыки.

Информационная грамотность
Определить и сформулиро- вать информа- ционные потребности Найти и получить доступ к инфор- мации Оценить информа цию   Систематизи ровать инфор- мацию   Использовать информацию с соблюдени ем этических норм   Переда- вать информа- цию   Применить навыки работы с ИКТ для обработки информации  
Медийная грамотность
Понимать роль и функции медиа в демократичес- ком обществе   Понимать условия, при которых медиа могут выполнять свои функции Критически оценивать контент медиа в свете присущих им функций   Взаимодейство- вать с медиа для самовыражения и участия в демократических процессах   Актуализировать на- выки (включая навыки работы с ИКТ), необходимые для создания пользовательского контента
                     

Определите (запишите вид деятельности и шифр), какими компетенциями Вы обладаете, согласно пункту V ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», уровень магистратуры (приказ Минобрнауки РФ № 1505 от 21.11.2014.). Самоанализ необходимо провести с точки зрения компетенций, делающими акцент на необходимость развития поисковых навыков и способности осмысленно взаимодействовать с медийными и информационными каналами, независимо от их конкретных форм и используемых технологий. Также укажите персональный уровень сформированности (низкий, средний, высокий) выделенных Вами компетенций.

ЗАДАНИЕ 5.

Составьте ментальную карту (интеллект-карту) по актуальной для Вас проблеме: принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие и т.п. С помощью скриншотов представьте общий вид карты (закрытые ветки) и 2 детализации (раскрытые ветки). В качестве инструмента используйте свободно распространяемое программное обеспечение, а именно программы Mindmap или XMind.

Подготовьтесь к публичной презентации своей ментальной карты на первом практическом занятии.

Наши рекомендации