Педагогическая этика, поведение учителя
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
Педагогическая этика
Основные вопросы темы:
- педагогический идеал и его конкретное воплощение;
- образ педагога, реалии современной жизни и нравственный кодекс человечества;
- создание благоприятного педагогического климата (обоюдная вера в успех и педагогические ошибки);
- уважение, любовь, авторитет власти и власть авторитета;
- роль самовоспитания ( опыт не передается, а приобретается);
- механизмы воздействия на студента: заражение, внушение, убеждение;
- преподаватель - как воспитатель эмоциональной культуры студентов;
Безусловно, одной из основных задач педагога является передача лучшего из накопленного человечеством нравственного опыта.
Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их.
Важно, что в педагогической этике есть некая тонкая и сложная сфера, которая зависит только от духовных свойств человека и постоянна во все времена: сфера отношений между преподавателем и студентом. У настоящего педагога, педагога по призванию, никогда не бывает равнодушных глаз. Педагог – это человек, который умеет внимательно слушать, а такое качество дано не каждому. Настоящий педагог наделен даром сочувствия, умения понять психологическое состояние студента, и это ощущается сразу. По выражению глаз, вглядывающихся в человека, по интонации, с которой обращаются. В настоящем педагоге велико чувство ответственности за учебу студента. Ведь это веха, определенный этап в его жизни.
Одним из основных требований педагогической этики, на наш взгляд, является создание благоприятного психологического климата, для чего необходимы:
- обоюдная вера в успех: важна не только вера студента в свои силы, но и вера преподавателя в него, так как нет ничего страшнее педагогической ошибки;
- единая нравственная норма, из которой необходимо исходить устанавливая отношения с учащимися;
- благоприятное речевое общение;
- стремление в каждом учащемся найти что-то хорошее (“эффект отказа”);
- внешний облик преподавателя и окружающая обстановка;
Задача педагогической этики в области воспитания – это разработка этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек). Она базируется на индивидуальном подходе к молодежи (знание внутреннего мира, развитие индивидуальных способностей). Карл Роджерс, американский психолог и терапевт, выдвинул в 1962 г. идею, что высшая цель воспитания – дать личности возможность с наибольшей полнотой выразить себя. Важно обратить внимание на то, что воспитателем прямо или косвенно является любой педагог. Воспитательная функция педагога не менее, а может быть даже более важна, чем образовательная. Сухомлинский писал: “Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь…”
Немаловажную роль играет и самовоспитание, но нужно помнить, что педагог в процессе воспитания может использовать три механизма:
- заражение;
- внушение;
- убеждение;
Педагогическая этика
В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.
Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
21. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Коллектив – объединение воспитанников (учеников), отличающееся следующими признаками:
- общей социально значимой целью;
- совместной деятельностью;
- отношениями ответственной зависимости;
- наличием выборных руководящих органов.
Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов, родителей). По отношению к педагогическому коллективу детский коллектив выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он – среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
В числе главных характеристик коллектива выделяют:
1. внутриколлективную атмосферу, т.е. психологический климат, отношения между членами коллектива,
2. сплоченность, т.е. взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу,
3. взаимопомощь, взаимоответственность.
Ученический коллектив можно рассматривать как систему, которая выступает как:
- ограниченная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского, и коллектив педагогов – воспитателей;
- относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
- скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а так же неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей, поставленных перед всеми его членами;
- носитель общего интегративного свойства (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как единое целое и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
- субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
В коллективе ребенок входит в широкую систему педагогического взаимодействия, которые осуществляются на следующих уровнях:
1. информационном – предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего;
2. деятельностном, при котором взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов;
3. эмоциональном – взаимодействие в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатии и антипатии между членами коллектива, гуманистические общественно значимые мотивы.
Коллектив – динамическое объединение, поскольку в своем развитии он проходит три стадии:
1. требования к воспитанникам предъявляет воспитатель, он организует деятельность по реализации этих требований;
2. требования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, которые организуют деятельность воспитанников, позиция воспитателя становится скрытой;
3. актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, отношений внутренних и внешних, за счет повышения активности всех членов коллектива.
В коллективе осуществляется многообразное межличностное общение, основными параметрами которого выступают:
1. мажор как постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
2. ощущение собственного достоинства, вытекающее из представлений о ценности своего коллектива, гордости за него;
3. дружеское единение членов коллектива;
4. ощущение защищенности каждого члена коллектива;
5. активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6. привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах;
7. возможность самореализоваться, найти дело по душе.
ориентированного образования, предусматривающего оптимальное развитие и саморазвитие педагогов и воспитанников в процессе их совместной творческой жизнедеятельности.
22. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных
воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно
взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель -
учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут
быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей
и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Функции классного руководителя.Педагог, выступающий в качестве руководителя
детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так
и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста
детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком
с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного
руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого
потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных
проблем
.
Три уровня функций.
К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции,
отнесенные им к группе целевых.( воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач).
Второй уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская. (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления).
Третий уровень функций классного руководителя - управленческиефункции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку
целей воспитательной деятельности.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя
- это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.