Этапы развития речи
Этап развития речи | Характеристика речи |
Самая ранняя стадия (мирная полонима года жизни) | Вокализация, гуление, лепет (постепенное приближение лепета к звукам родного языка) |
Вторая половина года ЖИЗНИ | Появление условных рефлексов на словесные раздражители |
К одному году жизни | Понимание значения многих слов, начало произношения первых слов |
После полутора лет | Появление простой фразы, се постепенное усложнение (фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи) |
К 3 годам | Сформированность основных лсксико-грамматиче-ских конструкций обиходной речи (переход к овладению развернутой фразовой речью) |
К 5 годам | Развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией |
К 5-6 годам | Начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу |
Следующий этан (н условиях обучения) | Овладение письменной формой речи |
В развитии речевой функции, также как и в психическом развитии, исследователи выделяют критические периоды, характеризующиеся качественными новообразованиями: 1)1-2 года; 2) 3 года; 3) 6-7 лет.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Для правильного понимания и оценки уровня речевого развития дошкольника используют «Схему системного развития нормальной речи», предложенную А.Н. Гвоздевым. Выделенные компоненты языка рассматриваются в качестве условного эталона нормы. Так, автор предлагает выделять ряд этапов развития речи дошкольника.
1. «Односложное предложение»: ребенок пользуется только от
дельными аморфными (не имеющими формы) словами.
2. «Предложения из аморфных слов-корней»: ребенок использу
ет фразы из 2-4 аморфных слов без изменения их грамматической
формы.
3. «Первые формы слов»: в речи ребенка появляются граммати
чески правильно оформленные предложения типа «мама спит, си
дит и т.д.», при этом остальные слова аграмматичны.
4. «Усвоение флексийной системы языка» (системы окончаний):
ребенок широко пользуется словами с правильными окончаниями,
но в речи полностью отсутствуют правильно оформленные предло
жения.
5. «Усвоение служебных частей речи»: ребенок владеет фразовой
речью и в некоторых случаях умеет строить предложные конструк
ции с правильным использованием окончаний и предлогов.
6. «Усвоение морфологической системы языка»: ребенок поль
зуется фразовой речью, умеет строить предложные конструкции,
иногда затрудняясь в использовании окончаний и предлогов.
Таким образом, речь в своем развитии проходит ряд взаимосвязанных этапов, механизмы речи связаны с деятельностью коры головного мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой вклад в характер речевой деятельности.