Отличаются ли методы абилитации маленьких детей с КИ от методов абилитации других детей с нарушениями слуха?

При реабилитации ребенка с КИ младшего возраста подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты. Однако есть ряд особенностей.

В первый год мы должны уделить максимальное внимание развитию слухового восприятия, причем, прежде всего, используя для этого ежедневные обычные ситуации. Поэтому огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша задача - в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка. По нашим наблюдениям на это требуется от 6-ти до 12 мес. в зависимости от наличия у ребенка слухового опыта, сопутствующих нарушений внимания, подготовленности родителей к процессу абилитации и других причин.

Еще одна особенность. Ребенок с КИ. имплантированный в младшем возрасте, не нуждается после имплантации в использовании глобального чтения[4] . Как известно, эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной (если навык чтения с губ у него был уже частично сформирован), а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слуховой основе.

Однако, по нашему мнению, ребенок, имплантированный после 3-х лет, нуждается в раннем овладении навыком аналитического чтения (побуквенно-послоговое). Послоговое чтение используется, с одной стороны, для развития произносительной стороны речи. С другой стороны, оно служит базой для формирования грамматической системы родного языка. Это связано, с тем, что, ребенок с КИ, как ребенок с 1-ой степенью тугоухости, не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части - окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику. Кроме того, вследствие того, что до имплантации его слуховые возможности были очень ограничены, грамматические представления не формировались у него спонтанным образом, как у нормальнослышащего ребенка.

Несколько слов об использовании верботонального метода. Данный метод, разработанный проф. Губерина в знаменитом центре СУВАГ в г. Загребе (Хорватия), доказал свою высокую эффективность в развитии речи у детей с различной степенью потерь слуха, использующих слуховые аппараты. Безусловно, многие направления работы, принятые в рамках верботонального метода эффективны для детей с КИ. Прежде всего, это относится к фонетической ритмике, приемах вызывания звуков у молчащих малышей с КИ, формирования интонационно-ритмической стороны речи, основанных на связи ритмических движений тела и звуков речи. Очевидное исключение - ребенок с КИ не нуждается в опоре на тактильно-вибрационные ощущения, широко используемые в данной методике, при развитии восприятия звуков и устной речи. У ребенка с КИ с самого начала эти процессы опираются на быстро развивающийся слух и слухо-зрительное восприятие. Только у молчащих малышей мы первое время после включения процессора КИ опираемся на тактильные ощущения для вызывания голоса и повторения артикуляторных движений (кладем руку на горло, под нижнюю челюсть).

И, конечно, важным для послеоперационной реабилитации является то, что метод предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития и обучения ребенка. Наш опыт показывает, если ребенок, поступающий на имплантацию, уже занимается по верботональной методике, то это означает, что у него есть хорошие условия для послеоперационной слухоречевой абилитации по месту жительства. Кроме того, он обычно уже хорошо подготовлен к ней, поскольку на момент операции у него в определенной степени развиты остаточный слух и произносительные навыки. Все это относится и к детям, которые занимаются по методике Э.И.Леонгард.

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Более того, по нашим наблюдениям, если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь. Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей. «Слушай; думай; говори, слушая; (повтори)» - вот естественная последовательность речевого процесса. При обучении ребенка с применением сопряженной речи он не может запомнить произнесенные слова и фразы, чтобы использовать их в самостоятельной речи.

О роли слухо-зрительного восприятия в развитии речи у детей с КИ.

Мы должны помнить, что слухо-зрителыюе восприятие речи это естественный способ ее восприятия и для нормальнослышащего человека. Попробуйте это как-нибудь проверить на себе - пусть человек, с которым вы общаетесь, закроет нижнюю чисть своего лица, например, книгой. Вы сразу почувствуете дискомфорт, необходимость большего внимания и напряжения, чтобы понять собеседника. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Если эти навыки у малыша сформированы, то по очень благоприятный показатель развития у него речи после имплантации. Они свидетельствуют об общей сформированности внимания и подражательной активности, важных для обучения.

Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать по надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи.

Один из наиболее естественных способов развития навыков слушания - постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, читая-рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает.

По мере развития слухового восприятия с КИ ребенок будет все больше опираться на слух. Но слухо-зрительное восприятие необходимо при работе над произносительной стороной речи. Кроме того, когда мы пытаемся объяснить ребенку значение нового слова, то нам важно, чтобы он понял, что значит это слово. И если слухо-зрительное восприятие для него облегчает этот процесс на начальном этапе использования КИ, то это надо использовать. Мы должны помнить, что наша цель не сделать из малыша «слушающую машину», а с помощью слуха научить его понимать речь и говорить. Большинство малышей достаточно быстро перестают нуждаться в опоре на зрение при общении в комфортных условиях восприятия (в тихом помещении на расстоянии до 2-х м).

Такая же ситуация и с использованием жестов. Здесь мы должны выделить 2 группы жестов. Первая группа - это естественные жесты, которыми мы пользуемся при общении с нормально слышащими детьми и взрослыми. Это жесты - дай, на, нет, пока, садись, кушать, нельзя, привет, большой, маленький и многие другие. Мы сопровождаем ими свою речь. Естественные жесты, которые сопровождают нашу речь при общении с маленькими детьми, можно использовать. Это облегчает ребенку освоение значения слова. Естественные жесты, сопровождающие речь, не заменяют ее и не конкурируют с овладением устной речи. Например, мы говорим малышу: «Дай мне большой мяч». Это естественно, если, произнося эту фразу, мы сопровождаем ее жестами «дай», «мне», «большой», когда общаемся с малышом. Если малыш понимает просьбу на слух, то жесты здесь не нужны. Но они помогут малышу понять просьбу, если он не понял ее сразу.

Важно только сначала произнести фразу 1-2 раза без жеста, чтобы у ребенка развивалось умение слышать и понимать речь на слух. И только если ребенок ее не понял повторить в сопровождении с жестом.

Через какое-то время малыш будет понимать эту фразу только на слух.

Вторая группа - это специальные жесты (элементы жестовой речи глухих), которые глухие дети, обычно усваивают при посещении специализированного детского сада для детей с нарушениями слуха, общаясь там с другими глухими детьми и взрослыми. Специальные жесты являются заменителями речи и конкурируют с овладением устной речи. Детям с КИ не нужны специальные жесты, они отрицательно влияют на развитие у ребенка понимания устной речи и ее развития.

Глухой ребенок, имплантированный в раннем возрасте, не нуждается в использовании дактильной формы речи, не только как средстве общения, но и как средстве формирования звукопроизношения. Исключение составляют дети с выраженными двигательными нарушениями и центральными слуховыми расстройствами. Но и в этом случае на начальном этапе развитие произносительных навыков осуществляется на слухо-зрительной и слуховой основе; приемов, связывающих звук с жестом (верботональная методика, фонетическая ритмика); навыков послогового чтения. И только после 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика развития речи (при наличии систематических занятий сурдопедагогов и родителей), целесообразно включить дактилирование в качестве средства формирования звукопроизносительных навыков.

Использование логопедических методов работы.

Может ли с детьми с КИ работать логопед? В нашем центре с детьми с КИ работают вместе сурдопедагог и логопед. Идея объединения усилий двух специалистов связана с тем, что сурдопедагог на своем занятии, прежде всего, сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков.

Разделение этих процессов особенно плодотворно на начальном этапе использования КИ, когда слушание у ребенка еще требует много усилий, и когда в короткий срок необходимо сделать быстрый скачок в развитии ребенка. Если при выполнении задания «дай собаку» из набора 5-7 игрушек, мы будем требовать не только дать соответствующую игрушку (это предполагает, что ребенок услышал слово, узнал ею, соотнес с нужной игрушкой и выбрал ее), но и сказать «на собаку», а мы при этом еще будем уточнять его произношение, то это сбивает ребенка, мешает запоминанию им слухового образа слова. Логопед же, используя тог же набор игрушек, будет добиваться более точного произношения этих же слов. При этом оба специалиста используют один и тот же речевой материал. Конечно, и сурдопедагог стимулирует произнесение звуков и слов во время своего занятия, а логопед требует от ребенка прислушивания к своей речи и произносимым малышом звукам/словам.

В целом такое условное разделение на занятия с преобладанием слуховой и языковой работы и занятия, где больший удельный вес занимает развитие произносительных навыков, типично при работе с детьми с нарушениями слуха. И это могут успешно делать 2 сурдопедагога или один сурдопедагог, который делит занятие на 2 соответствующие части. Очень важно также, что ребенок, занимаясь с 2-мя педагогами, кроме того, получает опыт слушания речи разных людей, различных стилей общения. Это необходимо для формирования константного восприятия речевых сигналов, т.е. умения ребенка узнавать слова и понимать речь независимо от того, с кем он говорит и в каких ситуация (сидя рядом, по телефону и т.д.).

Совместная работа сурдопедагога и логопеда при реабилитации детей с КИ имеет особое преимущество благодаря тому, что в логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми различными речевыми нарушениями -моторной алалией, дизартрией, артикуляторной диспраксией, дисфонией. В то же время, по нашему опыту, большинство детей с нарушениями слуха имеют речевые расстройства, как самостоятельные нарушения -либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте. Поэтому логопедические методы очень помогают при работе с детьми с нарушениями слуха.

Как показывает наш опыт, логопеды уже активно -участвуют в реабилитации детей с КИ. Это связано с тем, что после кохлеарной имплантации ребенок должен находиться в речевой среде и ежедневно дополнительно заниматься дома с родителями. А во многих регионах учебные заведения для детей с нарушениями слуха удалены от места жительства ребенка. Поэтому дети с КИ посещают дошкольные общеобразовательные или логопедические учреждения рядом с домом, где с ними занимаются логопеды. Если есть возможность, то дополнительно такие дети регулярно занимаются с сурдопедагогом. В некоторых случаях ребенок имеет возможность заниматься только с логопедом.

После кохлеарной имплантации, когда ребенок начинает слышать даже тихие звуки, многие родители обращаются за помощью к логопедам и потому, что сурдопедагоги нередко недостаточно уделяют внимания развитию произносительных навыков у ребенка, продолжая использовать те же методические подходы в его обучении, которые они использовали с этим ребенком до имплантации. Между тем, все родители рассматривают положительную динамику речевого развития ребенка в качестве одного из наиболее важных показателей успешности проведения кохлеарной имплантации и улучшения качества жизни ребенка.

Однако необходимо подчеркнуть важные особенности в работе логопеда с детьми с КИ. Во-первых, логопед, работающий с детьми с КИ должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (сенсо-моторная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.). Очень важно» чтобы он ознакомился с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих, детей с нарушениями речи, детей с КИ.

Во-вторых, на начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Наша цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его появлению интонационно-модулированного лепета - фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты.

Если мы сделаем акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, неестественное звучание голоса.

В целом развитию просодических характеристик речи ребенка с КИ должно уделяться много внимания, т.к. эти нарушения характерны для всех групп детей с КИ, и именно эти нарушения затрудняют восприятие речи детей с нарушениями слуха.

В-третьих, работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае уровень 2). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребенка (системы родного языка) -накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. Дети, даже овладев в процессе использования КИ и занятий фразовой речью, испытывают трудности построения развернутого высказывания, пересказе каких-либо событий. Развить это умение значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи готовые фразы. У детей с КИ для развития языковой компетенции и, в частности, грамматической системы языка эффективно использовать раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее и пересказа.

Мы еще раз должны подчеркнуть, что логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед - методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. При этом они должны работать согласовано.

По-нашему мнению, оптимальным для детей, имплантированных в раннем возрасте, является слухо-речевой (аudio-verbal) метод (Еstabrooks, 1993,1994). Вот его основные положения:

• развитие слуха у тугоухого/глухого малыша с СА или КИ происходит естественным образом в течение всего дня в процессе обычных дел и общения с заботящимися о нем взрослыми. На основе развивающегося слуха происходит естественное развитие речи, как у нормальнослышащего ребенка - «Слушаем и говорим, слушая»!

• естественными и лучшими учителями развития речи и родного языка у малыша являются его родители и близкие.

• целью развития слуха и речи у ребенка с нарушением слуха является подготовка его к обучению в массовой школе.

Используемый нами подход при работе с детьми с КИ, описанный ниже, наиболее близок именно к слухо-речевому (аudio-vегbаl) методу.

НАШ ДЕВИЗ ПРИ АБИЛИТАЦИИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ С КИ: «СЛУШАЕМ, ДУМАЕМ И ГОВОРИМ, СЛУШАЯ ВЕСЬ ДЕНЬ».

В соответствии с нашим подходом основные усилия сурдопедагога должны быть направлены на обучение родителей развивать, у ребенка слух, понимание речи и собственную речь для общения ежедневно и ежеминутно в обычной жизни.

Наши рекомендации