Определите стилистическую окраску следующих фразеологических оборотов

Задирать нос, кожа да кости, манна небесная, время от времени, вбить себе в башку, во веки веков, под открытым небом, вынь да положь, стричь под одну гребёнку, называть вещи своими именами, не щадить живота своего, беситься с жиру, сдержать слово, звёзд с неба не хватает, стереть с лица земли, от всего сердца, не мычит не телится, бразды правления, не видать дальше своего носа, маменькин сынок, закинуть удочку, крутить носом, лезть на рожон, рылом не вышел, калиф на час, кот наплакал, руки не доходят, задевать за живое, глас вопиющего в пустыне

Стилистически нейтральные фразеологизмы Стилистически окрашенные фразеологизмы
книжные разговорные просторечные
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

5. Следующие фразеологизмы распределите по двум рубрикам: разговорные и книжные.

Лапшу на уши вешать, внести свою лепту, молоко на губах не обсохло, ни зги не видно, дым коромыслом, испустить дух, ноль без палочки, крутить носом, бряцать оружием, взять за жабры, гнать в шею, базарная баба, ставить на вид, находиться между Сциллой и Харибдой

Разговорные фразеологизмы Книжные фразеологизмы
   
   
   
   
   
   
   
   
   

6. Подберите стилистические синонимы к словам:

смеяться –_____

много –_______

маленький –___________________________________________________________________

лицо –________

идти –________

бояться –______

необразованный –______________________________________________________________

аплодировать –________________________________________________________________

войти –_______

7. Укажите, в каких значениях приведённые слова являются нейтральными,
в каких – приобретают стилистическую окраску; употребите их в контекстах, отражающих эти значения.

Образец: мариновать огурцы (нейтр.) – мариновать дело (т.е. задерживать) (разг.)

Сухарь, свистнуть, лопух, липа, обмыть, голосовать, переваривать, клюнуть, фонарь, загорать, шпилька, капать, салют, светить, жучок

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Словари – источники знаний

1. Прочитайте высказывание выдающегося русского лингвиста И.И. Срезневского
о словарях.

Словари сопутствуют просвещению всюду так же, как типографии, театры, журналы и пр. Трудно представить себе человека, который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря…

Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека…

Ответьте на вопрос:Почему словари называют источниками знаний?

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

2. Из толкового словаря выпишите словарную статью слова «вагон» и определите, из каких частей она состоит.

Строение словарной статьи  
1. Заголовочное слово  
2. Грамматические пометы  
3. Стилистические пометы  
4. Толкование лексического значения слова  
5. Примеры употребления слова в речи  
6. Фразеология  

3. Проанализируйте любую страницу «Толкового словаря русского языка»
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и определите, какие слова вы употребляете активно, какие понимаете при восприятии, какие вам неизвестны или полуизвестны.

Употребляю активно Понимаю при восприятии Слово мне неизвестно
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4. Пользуясь этимологическим словарём, установите, являются ли историческими родственниками словакомпот – композитор, грусть – грызть, стыд – стужа, печаль – печь, облако – наволочка, обморок – смерть (мёртвый), сохнуть – суша, начало – конец, победа – беда, бык – пчела, рубль – рубить, неделя – понедельник, копейка – копьё.

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

5. Пользуясь этимологическим словарём, установите происхождение словвокзал, платформа, рельс, шпалы, семафор, депо, вагон, перрон, шлагбаум.

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Основные качества речи

Точность речи

1. Прочитайте предложения. Какие два смысла имеет каждое из них? Исправьте предложения, устранив двусмысленность.

1) Играя, он забывал об очках.

______________

______________

2) Бабушка хранила деньги в банке.

__________________________

3) Сегодня утром разбитую вазу склеят.

______________

______________

4) Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто.

______________

______________

______________

5) После ухода мастера в цех принесли пакет.

______________

______________

______________

6) После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы.

______________

______________

______________

7) Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов.

______________

______________

8) Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски.

______________

______________

9) Газеты сообщили об отъезде гостя из Сенегала.

______________

______________

Наши рекомендации