Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
ПОНЯТИЯ: дидактика, обучение, преподавание, учение, этапы овладения знаниями, мотивы учения, познавательный интерес, познавательная активность и самостоятельность, учебная деятельность, развивающее обучение, репродуктивное обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, образовательные технологии, закономерности процесса обучения.
ДИДАКТИКА КАК НАУКА О СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Предмет дидактики |
Общая теория обучения называется дидактикой.Она изучает закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения. Предметом исследования общей дидактикиявляется процесс преподавания-учения с порождающими его факторами, условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).
Я. А. Коменский считал дидактику универсальным искусством обучения всех всему. Специфика предмета дидактики заключается в том, что она занимается проблемами обучения только в той степени, в какой они имеют значение для всех учебных предметов вместе взятых, абстрагируясь от особенностей обучения отдельным предметам, чем занимаются частные методики преподавания.
Общая дидактика исследует преподавание — учение как планомерно и систематически организованный процесс, про-
текающий в различных условиях: в учебных заведениях, дома, при сознательном и систематическом самообразовании. (В самообразовании роль учителя (консультанта) опосредована учебником, СМИ и т. д.)
Современная дидактика доказала, что действительным показателем эффективности учебного процессаявляется не только объем усвоенных знаний, умений и навыков,что, конечно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся,их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений и происходящее при этом превращение среднего и даже слабого по успеваемости ученика в успевающего, принимающего активное участие в классной работе.
Дидактика призвана исследовать происходящее в процессе обучения взаимодействие преподавания и ученияв разных формах проявления и предлагать определенные системы обучающих воздействий, направленные на формирование личности детей. Эти формы и эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в учебных планах, программах, учебниках. Они реализуются в методах и средствах обучения, в его организационных формах. В поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса и условия, благоприятствующие активному и творческому труду детей и их умственному развитию. Дидактика выясняет, при каких условиях это взаимодействие обеспечивает движение сознания обучаемых от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенного навыка к формированию рациональных умений и навыков применения знаний на практике.
Основные понятия дидактики:процесс обучения, содержание образования, знания, умения, навыки, методы обучения, формы организации обучения, учение, научение, преподавание, учебная деятельность, учебный предмет, урок, образовательные технологии и др. Дидактика включает в себя и общенаучные понятия, такие как: закономерности, система, функция, структура и т. п.
В исследовании закономерностей процесса обучения дидактика использует данные ряда других наук. Так, философия определяет методологические подходы, дает знание законов развития человека, общества и природы, что влияет и на отбор содержания образования, понимание личности уче-
ника как субъекта или объекта в педагогическом процессе и др. Исключительно велико для дидактики значение возрастной и педагогической психологии. Она вскрывает закономерности психического развития учащихся в условиях воспитания и обучения, раскрывает психологическое содержание этих процессов и дает психологический анализ требованиям, предъявляемым в учебно-воспитательном процессе к личности учащегося.
Общие закономерности обучения, исследуемые дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. Для преподавателей этих предметов именно конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют очень важное значение. Более того, сама дидактика не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения отдельным учебным предметам. Раскрытие этих закономерностей и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельным учебным предметам, включая и воспитательные проблемы, реализуемые в процессе обучения, составляют предмет особых педагогических наук — предметных дидактик, или частных методик.
Становление дидактики как науки |
Дидактика, как и педагогика в целом, формулировалась исторически, выполняя задачи, которые
возникали перед школой на определенных этапах развития человеческого общества. По мере того как происходило обобщение практического опыта человечества в сфере труда, материальной и духовной жизни и развивались науки и искусства, возникала и укреплялась потребность в создании условий, при которых новые поколения могли бы овладеть накопленным опытом и добытыми знаниями. Термин «дидактика» был впервые использован немецким педагогом В. Ратке (Ратихий) (1571—1635) в названии работы: «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения». С «Великой дидактики» Я.А. Коменского педагогика стала считаться самостоятельной научной дисциплиной. В мировую дидактику значительный вклад внесли такие педагоги, как И.Ф. Гербарт, И.Г. Песта-лоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, Г. Кершен-штейнер, В. Лай, С. Френе, В. Оконь и др.
Интенсивно и плодотворно развивается дидактика в нашей стране. Среди педагогов, внесших определенный вклад в дидактику, следует назвать П. Каптерева, Н. Корфа,
В. Стоюнина, В. Вахтерова, П. Блонского, С. Шацкого, М. Пистрака, Л. Занкова, Б. Есипова, М. Данилова, М. Скаткина, И. Лернера и др.
Я. Коменский разработал теорию обучения на основе принципа природосообразности воспитания, рассмотрел и обосновал такие вопросы дидактики, как содержание образования, дидактические принципы, организация классно-урочной системы обучения. Одним из наиболее известных теоретиков дидактики был И.Г. Песталоцци, который перенес центр тяжести обучения с книги или слов учителя на доступный для восприятия и наблюдения материал, развивал идею активности и самостоятельности самих детей в процессе обучения и мысль о роли деятельности в обучении: активное наблюдение, измерение, изготовление предметов, упражнение. Разработал теорию элементарного (элементного) обучения путем первоначального овладения простейшими элементами знания числом, формой, словом.
Главной задачей обучения И.Ф. Гербарт и его последователи считали умственное развитие учащихся на основе их интереса, который выступает и средством, и целью обучения. Педагогика И.Ф. Гербарта — авторитарная педагогика воздействия на основе жесткого управления и организации, с акцентом на воспитывающее обучение. Основы теории развивающего обучения в мировую педагогику внес А. Дистервег, сформулировав их в виде системы дидактических правил.
К.Д. Ушинский развивал свои общепедагогические и дидактические идеи на основе антропологического подхода. Им глубоко и всесторонне изучены вопросы места и роли родного языка и труда в обучении, развивающий и воспитывающий характер обучения, определение цели и содержания образования в народной школе и др. «Дидактические очерки» П.Ф. Каптерева можно назвать дидактической энциклопедией.
В дидактике к настоящему времени выделяют три основных концепцииобучения:
• Традиционная — доминирующую роль играет преподава
ние, деятельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци,
А. Дистервег, И. Гербарт и др.). Цель — передача и усвоение
готовых знаний, выработка умений и навыков применения по
лученных знаний.
• Педоцентристская — доминирующая роль отводится
учению, деятельности учеников (Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и
др.). Цель — развитие личности ребенка и раскрытие всех по-
тенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого.
• Современные дидактические системы— в центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика (Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили и др.). Цель — формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучаемого. Вопросы и задания
1. Как вы поняли, что такое дидактика и что является предметом ее
исследования?
2. Как дидактика связана с другими науками?
3. Попробуйте изобразить в виде схемы взаимосвязи дидактики и
частных методик.
4. Перечислите основные понятия дидактики.
5. Назовите имена наиболее известных отечественных и зарубежных
дидактов.
6. Напишите реферат по дидактичекой системе одного из классиков.
7. Дайте характеристику основным современным концепциям обуче-
ния.
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее.
А. Франс