Понятие цели в образовании.Иерархия целей образования.Технология целеполагания.Цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.
Цель образованияопределяется тем обществом, в котором оно осуществляется, однако конкретная постановка цели зависит от многих факторов: культурных традиций, господствующих религиозных воззрений, уровня развития социально-экономических процессов в обществе, государственной политики и даже компетентности лидеров и идеологов науки. Но самым значимым является философское понимание сущности человека, идеала личности. Идеал личности — это своего рода образ общей цели жизни, сложившийся в данный момент в данной культуре. Иерархия целей: Цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества; цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования; цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения; цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя. Иерархичность целей воспитания и образования предопределяется двумя основными фактами: 1) государственной целью воспитания как социальным заказом (все обучающиеся имеют право на интеллектуальное, физическое, нравственное, трудовое воспитание, на развитие политической, экологической, эстетической, правовой культуры, опыт жизненного самоопределения); 2) реальным уровнем развития, продвинутости, неравномерным формированием параметров становления. Целеполагание и цели образования.. Роль технологии педагогического целеполагания Я. С. Турбовского с позиции этих требований состоит в том, что она направлена на гарантированное обеспечение эффективности и качества учебно-воспитательной деятельности учителя, безотносительно к используемым им учебникам и учебным пособиям. Особую научную и практическую значимость технология педагогического целеполагания определяет выдвинутый автором и последовательно, от урока к уроку, из года в год, принцип опоры на личный жизненный опыт учащегосяВ то же время технология позволяет, используя формирующие возможности каждого учебного предмета, в течение всех лет обучения и на каждом уроке решать в неразрывной целостности триединую совокупность целей – учебных, развивающих, воспитывающих. Системная формирующая возможность технологии педагогического целеполагания основана на органической взаимозависимости учебных знаний, дидактических требований к поискам инвариантных и творческих решений и опоре на личный опыт ученика, что в условиях глобализации гарантирует подготовку конкурентоспособной личности с определенной совокупностью необходимых в современных условиях компетентностей.
Способы постановки учебных целей, педагогическая таксомания .Уровни усвоения учебного материала.Способы постановки педагогических целей , которые распространены в практике учителей.
1.Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить явления электромагнитной индукции» или «изучить теорему Виета». Или через прямое обращение к разделу учебника – «изучить содержание параграфе.. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.2. Определение целей через деятельность учителя. Например: ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания или "продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте". Такой способ постановки цели - "от учителя" -сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например: формировать умение анализировать наблюдаемые явления"; "развить умение выразительного чтения";.. В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: "цель урока - решение задач на нахождение корней квадратного уравнения", или "выполнение упражнений на шведской стенке", или "исследование клеточной структуры растения". На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Таксономия педагогическая –построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия). три области учебной деятельности: когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude);психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).5 уровней усвоения учебного материала: I уровень. Репродуктивный или ознакомительный (основные индикаторы способность студента повторить материал, узнать объект, назвать без объяснений какие-то признаки, имена и т.д.).II уровень. Понимание (основные индикаторы - способность объяснить, преобразовать информацию, описать причинно-следственные связи и т.д.).III уровень. Применение (индикаторы - использование знаний в новых ситуациях, способность действовать по алгоритму и адаптировать ситуации).IV уровень. Аналитический (индикаторы - способность анализировать новые ситуации, классифицировать объекты, определять функциональные зависимости и т.д.).V уровень. Творческий и оценочный (индикаторы - способность к обобщению, выработка критериев и оценка фактов и явлений, формулирование выводов и т.д.)
Планирование воспитательной работы с классом
Этапы планирования воспитательной работы с классом:
1)подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.Общий алгоритм планирования: 1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное;4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей.6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач,способов отслеживания и оценки результатов.9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.
Функции плана,требования к планированию.Виды и структура планов.
Функции плана: - направляющая, определяющая, т. е. конкретные направления и виды деятельности; - прогнозирующая, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; - координирующая, организаторская, т.е. отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; а также указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает: кто, что, когда и где должен делать; - контрольная: контроль реализации поставленных целей; - репродуктивная (воспроизводящая), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.Требования к планированию. План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций. 9. Реальность и разумная насыщенность плана.Виды и структура планов:1) По охвату содержания:— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. — тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, — предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. 2) По длительности планируемого периода:— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). — этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода)— оперативный: планируются конкретное ближайшие действия. 3) В зависимости от субъекта планирования— индивидуальный планирует один челолек;— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. 4) По масштабу планирования— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива)..