Взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся в учебном процессе
Обучение включает в себя деятельность учителя и деятельность учащихся, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ведущая роль учителя в обучении объективно обусловлена социальным назначением его профессии, которая состоит в передаче подрастающему поколению богатого опыта, накопленного человечеством во всех сферах жизнедеятельности людей: в сфере познания, труда, общения, общественных связей и оценок, эстетических взглядов и
вкусов и т. д.
В учебном процессе все это находит свое выражение в образовательной, развивающей и воспитывающей функциях, осуществляемых учителем. Учитель прежде всего учит, он передает опыт посредством знаний, вооружает учащихся умениями, навыками учебного труда. Но одновременно он приобщает школьников к основам мировоззрения и морали, способствует формированию интересов и способностей, развитию их познавательных сил. Деятельность учителя открывает большие возможности влияния на целостное формирование личности ученика.
53
Конкретными действиями учителя, способствующими выполнению сложных функций обучения, являютсяпланирование,в котором учитель предусматривает весь процесс совместной с учениками деятельности, помощь ученикам при затруднениях в процессе деятельности, контроль за результатами их учения. При этом, организуя познавательную деятельность учащихся, учитель непрерывно усложняет требования к ней, чтобы способствовать постепенному и постоянному их продвижению в учении.
Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться, приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами науки, техники, идеологии, искусства, культуры, вырабатывать прочные морально-мировоззренческие позиции, готовить себя к полезной деятельности в обществе.
Ученик - активный участник процесса обучения. Он решает различные познавательные задачи, исполняет практические задания, участвует в обсуждении ответов своих товарищей, собирает гербарии растений, коллекции листьев и полезных ископаемых, делает зарисовки птиц, цветов, рельефа местности и др. , изучает родной край, работает в различных кружках и студиях. Поэтому учитель должен так строить обучение, чтобы учащиеся могли активно участвовать в этом процессе. Если они активно и сознательно учатся, работают творчески, выполняют свои задачи, то возникают настоящие учебные коллективы, предъявляющие высокие требования всем школьникам.
Хорошо воспитанный учебный коллектив, объединяющий учащихся с высокими духовными и нравственными устоями, является лучшим условием успешной деятельности учителя в процессе обучения.
Руководящая роль учителя осуществляется при условии максимальной активности учащихся. Он постоянно руководит процессом обучения, предопределяет его, представляет мысленно весь ход учебного процесса и развития своих учащихся, используя для этого различные организационные формы, методы и приемы обучения. Успех его деятельности в большой мере зависит от того, насколько ему удается организовать учебную деятельность, характеризующуюся такими признаками, как активность, самостоятельность и сознательность ученика.
Формирование активности и самостоятельности учащихся - одна из необходимых задач деятельности учителя, по-
54
тому что это не только показатель, но и важнейший фактор плодотворного учения.
Формирование активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе происходит при выполнении самостоятельных работ. Отбирая содержание самостоятельных работ, учитель обязательно планирует способы деятельности учащихся: решают ли они математические задачи, составляют ли рассказы по картинкам, рисуют на свободную тему, составляют композиции из осенних листьев. Ученик же, выполняя самостоятельную работу, активно пользуется полученными знаниями и приобретенными умениями, совершает творческую поисковую деятельность, на которую его ориентирует учитель.
Деятельность учителя должна всегда быть направлена на воспитание у учащихся положительного отношения к учению. Тем самым вскрываются внутренние процессы, способствующие успешному учению. Активность, самостоятельность учения существенно способствуют формированию у учащихся мотивов учиться заинтересованно, настойчиво, творчески. Постоянное обогащение мотивации учения, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество и результаты учебной деятельности. Наблюдения за детьми, поступающими в школу, как и специальные исследования, посвященные проблемам мотивации учения, свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве дети хотят учиться. Их привлекает новизна; желание ходить в школу связано у них со стремлением не быть на положении маленького, а «заниматься серьезным делом», «учиться, как все, как старшие ребята». Однако это желание учиться далеко не у всех школьников сохраняется на протяжении всех лет обучения. Иногда по ряду причин (накопление отрицательного опыта деятельности, отсутствие успеха, несложившиеся отношения между членами коллектива, болезни и др. ) учащиеся утрачивают интерес к школе и учению.
Поддерживать у ученика стремление учиться, находить для этого необходимые стимулы в учебном процессе -одна из забот учителя.
Деятельность учителя и деятельность учащегося в процессе обучения неразрывно связаны и обусловлены. Это взаимодействие учитель должен всегда учитывать. В реальном учебном процессе оно имеет различные варианты проявлений в деятельности учителя и учащихся.
Особая роль в процессе обучения отводится проблемным ситуациям, ибо они значительно активизируют позна-
55
вательные процессы учащихся, формируют их творческое мышление. Напряженнее становится процесс познания, активнее работает воображение (учащиеся ищут, догадываются, спорят). Роль учителя в подобных ситуациях заключается в том, чтобы стимулировать и направлять поиск учеников. Этот поиск должен ориентировать на решение поставленной задачи. И хотя истина добывается здесь активными действиями учеников, учитель, по меткому выражению Сократа, является «повивальной бабкой истины», потому что он выдвигает проблемы, создает проблемные ситуации и направляет деятельность учащихся на их решение.
Есть множество аксиоматических знаний, которые учащимся следует сознательно выучить и прочно запомнить, чтобы на их базе совершалось познание различных отраслей науки. Таковы, например, знания таблицы умножения, географических сведений о континентах, странах, о положении суши и Мирового океана, сведения из области строения растений, их систематики, знания анатомии человека, хронологические данные истории, биографические сведения о писателях и их творчестве и т. д. И здесь большое значение имеет информативная роль учителя. Он выполняет ее, используя устный рассказ, объяснение или другие источники (книги, фильмы, демонстрационные объекты) для передачи научно точной и педагогически продуманной информации.
При решении задач эвристического характера функция учителя состоит в том, чтобы отобрать вопросы, задания соответствующего содержания, позволяющие ученикам активно оперировать уже имеющимися знаниями. Он дает учащимся возможность самостоятельно думать, а затем вместе с ними анализирует пути и способы решения, применяемые учащимися.
При решении задач по образцу учитель либо сам, либо с помощью учеников показывает возможный путь решения, раскрывая весь путь следования от анализа условия задачи до ее результатов. Ученики отыскивают отношения и зависимости в содержании задачи и устанавливают связи между имеющимися у них знаниями и условиями задачи. Этот вариант наименее полезен для развития учащихся, потому что их деятельность находится на репродуктивном уровне, а путь аналогий необязательно подводит к необходимым обобщениям. Решение задач по образцу оправдано лишь как ступень к более сложным видам деятельности, которые способствуют формированию навыков.
56
Иной становится деятельность учителя и учащихся в условиях алгоритмизации обучения. Смысл деятельности учителя состоит здесь в том, чтобы вооружить учащихся точным алгоритмом и логической последовательностью действий при решении задачи определенного класса. Алгоритм - это надежная опора деятельности ученика, он помогает находить и осуществлять рациональные логические операции, это надежный путь решения данных задач, позволяющий избегать лишней затраты сил учащимися, освобождая их умственные усилия для решения более сложных задач, допускающих совершение действий не одним, а множеством способов.
Таким образом, взаимосвязи деятельности учителя и учащихся многообразны. Они зависят от цели обучения, содержания учебного материала и от уровня подготовленности учащихся.