Гражданское воспитание, его цель и сущность. Воспитательные возможности учебных предметов и внеурочной деятельности в реализации задач гражданского воспитания
Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание.
Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества.
Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Критерии сформированности гражданской культуры:
- наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества;
- законопослушность (уважение законов);
- готовность к активному участию в жизни общества;
- осознание своих прав и обязанностей;
- сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.
43. Эстетическое воспитание: его сущность, задачи, содержание. Возможности школы и учителя в решении задач эстетического воспитания.
Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.
Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов.
Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.
Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.
Эстетическое переживание – состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга.
Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о современной красоте. Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное. На этой основе развивается способность эстетического суждения.
Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».
Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.
Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:
- всеобщность эстетического воспитания;
- комплексный подход ко всему делу воспитания;
- сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;
- связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;
- единства художественного и психического развития;
- художественной деятельности и самодеятельности детей;
- эстетизация всей жизни;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Критерии сформированности эстетической культуры:
- наличие стремления к общению с искусством и природой;
- наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;
- умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;
- умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;
- способность художественно-творческого самовыражения;
- эстетизация отношений с окружающими людьми;
- знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.