Приемы активизации самостоятельной работы студентов

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация студентам необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение преподавателем материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение преподавателем операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение преподавателем методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.

7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм организации самостоятельной работы студента.

8. Постепенное уменьшение разъяснительной части в ходе организации самостоятельной работы студентов от курса к курсу.

9. Разработка преподавателем комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

10. Разработка преподавателями учебных пособий междисциплинарного характера.

11. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое распределение объема самостоятельной работы между членами группы.

12. Проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

13. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам.

14. Разработка и внедрение преподавателем коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

15. Использование АОС для самоконтроля студентов.

Приложение 5

Планирование и организация самостоятельной работы студентов

На вузовском уровне решаются вопросы обеспечения студентов различными источниками информации, возможностью использования Интернет, компьютерной и множительной техники. Разрабатывается общее положение (концепция) об организации СРС, где отражаются ее цели и задачи, прописываются формы, требования к организации, методическому и техническому обеспечению.

В учебной нагрузке профессорско-преподавательского состава предусматривается время для проверки результатов СРС и проведения групповых и индивидуальных консультаций. Очевидно, чем больше времени из общей трудоемкости дисциплины будет отводиться на СРС, тем больше времени потребуется преподавателю на ее качественную организацию и контроль.

Нужно помнить, что контроль со стороны преподавателя нужен не только как средство стимулирования и мотивации работы студента, но и для получения информации о ходе формирования соответствующих знаний и умений, что позволит при необходимости провести своевременную коррекцию и устранить появившиеся недостатки. В противном случае высок риск формирования искаженных (несоответствующих действительности) представлений, а также недостаточного уровня овладения приемами и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

На уровне факультета предусматривается работа, направленная на организацию и упорядочение СРС. С этой позиции просматриваются учебные планы и расписание. В вузовский компонент, курсы по выбору или факультативный блок учебных планов могут быть введены необходимые с позиции овладения приемами самостоятельной работы курсы. Кроме того, на уровне факультета определяются контрольные точки, в рамках межсессионной аттестации осуществляется контроль за проведением студентами самостоятельной работы и своевременной отчетностью о ее результатах, а также за равномерной загруженностью студентов в течение семестра. Деканаты контролируют методическое обеспечение СРС, своевременную выдачу кафедрами заданий для самостоятельного изучения, проведение консультаций и т.д.

На уровне кафедр разрабатываются единые требования к СРС (в том числе и к отдельным видам СРС), ее результатам, определяется содержание СРС, этапы и формы контроля за ее проведением. Планируется разработка методического обеспечения СРС, контролируется и направляется деятельность профессорско-преподавательского состава по организации СРС и ее соответствию требованиям Государственного образовательного стандарта. Проводится регулярная работа по совершенствованию, корректировке и обновлению форм и приемов организации СРС. Осуществляется контроль за организацией СРС по дисциплинам кафедры.

На уровне преподавателя планируется и отбирается содержание, выносимое на СРС; определяются этапы и формы контроля за результатами; составляются программы и разрабатываются методические рекомендации для студентов; проводятся консультации. Содержание и формы СРС определяются преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и прописываются в рабочей программе по данной дисциплине.

Указанная работа должна проводиться под непосредственным контролем руководителей учебных управлений, кафедр и факультетов. А научная работа студентов органически включается в учебный процесс.

Приложение 6

Наши рекомендации