Психокоррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Психологическая коррекция может рассматриваться как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития процессов и функций и на психологическую гармонизацию развития личностных свойств. Это метод, который позволяет устранить или сгладить недостатки, которые препятствуют социально-психологической адаптации ребенка и раскрытию его личностного потенциала.
Организация психокоррекционной работы с детьми – логопатами может быть построена в соответствии со схемой, предложенной А.С. Спиваковской (1988). А.С. Спиваковская выделяет следующие блоки психокоррекционной работы: диагностический; установочный; коррекционный; оценочный.
Цель диагностического блока – изучение психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; изучение уровня и динамики развития психических функций с учетом возраста. Цель установочного блока - создание установки у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс. Цель коррекционного блока – постепенное устранение выявленных негативных симптомокомплексов.
Психокоррекция может осущ. как индивидуально, так и в группе.
Направления психологической помощи:
1)Коррекция познавательной деятельности детей с нарушением речи:
а)Развитие сенсорно-перцептивных функций;
б)Развитие произвольного слухового внимания;
в)Развитие произв.памяти;
г)Коррекция разв.мышления;
д)Развитие воображения.
2) Коррекция личностного развития:
а)коррекция эмоциональной сферы;
б)коррекция самооценки;
в)формирование мотивационно-потр. сферы гуманистической направленности (гуман. ценности, представления)
3)Коррекция поведения и межличностного общения:
а)коррекция нар. поведения;
б)формирование навыков соц.взаимод-я.
Методы работы, кот.исп. для решения задач психокоррекции:
1.Коррекция познавательной деятельности: дидактические игры, игры с правилами.
для развития восприятия: игры на развитие фонематического слуха.
для разв.памяти: игры, обуч.детей укрупнять материал, обобщать его. игры позволяющие освоить ассоциативные методы запоминания (например, методика "пиктограммы" - исп.для запоминания текстов).
для разв.воображения: артерапевтические приёмы, работа с прир.материалом, м.конструирования, лепка, рисование.
2.Для развития личности :методы игровой терапии, сюж.-ролевые игры, тренинги, артерапия:музыкотер, сказкотер., имаготер.. психогимнастика.
Коррекция самооценки: сказкотерапи, музыкотер., сюжетно-ролевые игры.
Мотив.-потр. сфера: сказкотерапия, игровая терапия, анималотерапия.
3.Коррекция поведения: анималотер., груп.рисование, кинезиотерапия.
Приемы игровой психокоррекции. Психокоррекционные игры проводятся психологом или воспитателем, иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, заторможенных детей целесообразно назначать водящими (лидерами). Для расторможенных и гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Приемы элементарной библиотерапии. Библиотерапия у детей с нарушениями речи проводится с учетом степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей; сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребенок. Используются произведения следующих жанров и стилей: рассказы; стихи; сказки; пословицы; поговорки.
Приемы арттерапии и музыкотерапии.Занятия по арттерапии в основном групповые (наполняемость 10-12 детей). Их проводят психолог совместно с воспитателем. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции речи часто используется специальное музыкальное сопровождение. Цели стимуляции музыкой могут быть различными:
-снять или уменьшить произвольный контроль над речью;
-увеличить общую активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
-вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослым.
При нарушении общения у детей рекомендуется использовать следующие приемы музыкотерапии:
-сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на различных музыкальных инструментах, созвучным его настроению и характеру его действий;
-сопровождени6е голосом - взрослый комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка;
-совместная игра на музыкальных инструментах – еще один вариант установления межличностных контактов.
31. Организация учебно – воспитательного процесса в ДОУ для детей с нар. зрения.
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.
Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в
той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. (Пр: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997)
Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной
сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.
Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия:
-способность видеть вблизи и вдаль,
-наблюдать за движущимися предметами,
-способность различать форму предметов, краски,
-рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве.
Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.