Вопрос 1. Организационные и правовые основы деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений, допускаемых в сфере семейно – бытовых отношений.
ЛЕКЦИЯ
по теме № 6: «Служба участковых уполномоченных полиции»
лекция № 3 «Организация работы участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений»
для курсантов, специальность 030505 – Правоохранительная деятельность, специализация – административная деятельность ОВД, ведомственная специализация – деятельность службы участковых уполномоченных полиции
Время 2 часа.
Подготовил:
Доцент кафедры
АП и АД ОВД
полковник полиции
Ряпухина И.А.
Обсуждена и одобрена на
заседании предметно-методической секции кафедры
АП и АД ОВД
« » 2011 года
Протокол №
Белгород – 2011
Цели лекции:
Учебная цель:Ознакомить курсантов с вопросами организации работы участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Развивающая цель: научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы занятия, высказывать и обосновывать своё мнение.
Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов организации работы участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
Воспитательные цели:формирование у курсантов профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности участкового уполномоченного милиции; таких качеств, как гуманизма в обращении с гражданами, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.
Методические приёмы: личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала курсантов, принимающих участие в обсуждении вопросов лекции, порицание нарушающих дисциплину на занятии.
Методические приёмы:после обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.
Междисциплинарная связь:заключается в связи с дисциплиной “Административное право”.
Внутридисциплинарная связьзаключается в том, что в рамках темы настоящей лекции продолжается изучение организации деятельности участковых уполномоченных полиции.
Вид лекции:академическая с элементами проблемной.
Метод проведения занятия:
ü разъяснение учебного материала с последующим обсуждением на групповых занятиях;
ü репродуктивный, наглядно-пояснительный – при отработке вопросов лекции;
ü анализ проблемных вопросовпланирования работы участкового уполномоченного милиции.
Учебно-материальное обеспечение:
Лекционный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим условиям, наличие подготовленных технических средств активного восприятия информации – демонстрация схематичного материала в виде схем с использованием стационарной видеокамеры.
Примерное распределение учебного времени :
План лекции | Страницы |
Вступительная часть – 5 минут | |
Учебные вопросы: | |
1. Организационные и правовые основы деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений, допускаемых в сфере семейно – бытовых отношений- 40 минут | 6-13 |
2. Формы и методы деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений – 40 минут | 14-24 |
Заключительная часть (подведение итогов) – 5 минут |
Литература:
Основная литература:
1. Конституция РФ. – Москва, 1993 г.
2. Федеральный Закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции»
3. Приказ МВД России от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. от 12.04.2007г.)
4. Приказ от 17.01.2006г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»
5. Кокорев А.Н. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учебное пособие. - Москва, 2010.
Дополнительная литература:
1. Постановление правительства Белгородской обл. от 07.07.2006г. №152-пп (ред. от 31.08.2009) «Об утверждении областной комплексной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы» (вместе с "Положением об областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения при губернаторе области")
2. Профилактика непогоды в доме // Щит и меч. – 2008. - №11.
3. Галюкова М.И. Криминологическая характеристика побоев и истязания в семейно-бытовой сфере // Российский следователь. – 2008. - №14.
4. Шмарион П.В. Мотивы насильственных преступлений, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних // Общество и право. - 2009. - №3. – СПС КонсультантПлюс
Введение.
Статистика показывает, что за последние пять лет примерно две трети умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью обусловлены семейно-бытовыми мотивами. Насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье. Поводы совершения бытовых преступлений различны – это и ссоры, и скандалы, неприязненные отношения на почве семейных неурядиц и жилищно-бытовых конфликтов, которые зачастую носят продолжительный характер.
К основным причинам бытовой преступности можно отнести низкий моральный уровень и социально-бытовую неустроенность большей части граждан, хотя и в обеспеченных семьях совершаются такие преступления иногда из-за ревности, скупости, есть и другие причины. Также к причинам преступности на семейно-бытовой почве можно отнести пьянство, которое в последние годы широко распространилось среди женщин и подростков. Немалое влияние оказывают участившиеся факты демонстрации, пропаганды жестокости, насилия с экранов телевизоров и в отдельных средствах массовой информации.
На сегодняшний день до 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и три тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях – когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию. Ежегодно в семьях около двух миллионов детей подвергаются насилию. Кроме того, криминологические исследования МВД России подтверждают, что большинство преступников – это в прошлом отвергнутые семьей дети. Многие из них сами подвергались в детстве жестокому обращению.
Работа участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений занимает значительное место в его профессиональной деятельности.
Вопрос 1. Организационные и правовые основы деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений, допускаемых в сфере семейно – бытовых отношений.
Конфликтные бытовые ситуации в случае несвоевременного принятия мер к их разрешению приводят к совершению различных правонарушений: от административных правонарушений (ст. 20.1 – мелкое хулиганство), до уголовно-наказуемых деяний как небольшой, так и средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких преступлений:
- Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
- Статья 116. Побои;
- Статья 117. Истязание;
- Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
- Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
- Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- Статья 110. Доведение до самоубийства;
- Статья 109. Причинение смерти по неосторожности.
Преступления в сфере быта характеризуются следующими отличительными признаками:
1- они совершаются в связи с личностным общением в рамках семьи, родства, дружбы или соседства;
2- в их совершении значительна провоцирующая роль потерпевшего;
3- они совершаются в результате развития обычно конфликтных ситуаций;
4- большинству из них предшествуют или они сопровождаются хулиганскими действиями, насилием и другими нарушениями общественного порядка.
Таким образом, правонарушения в быту - это такие общественно опасные действия против личности и общественного порядка, намерения, совершить которые возникают и существуют у виновного в связи с личностным взаимоотношением преступника и потерпевшего в бытовой (непроизводственной) сфере длительное время и всегда принимают форму конфликта, явного или скрытого.
Подавляющее большинство преступлений в быту, как свидетельствуют материалы уголовных дел, совершается в условиях очевидности, им предшествуют длительные конфликты, обычно хорошо известные окружающим и проявляющиеся в действиях, которые создают правовую и моральную основу для вмешательства органов внутренних дел.
Работа участкового уполномоченного полиции по предупреждению семейно-бытовых конфликтов начинается с полного и своевременного выявления лиц, совершающих правонарушения и преступления в быту.
Пункт 9.13. Приказа МВД России от 16.09.2002 №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» обязывает «Выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений... Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений».
Работа эта не проста, требует определенных навыков и знаний. В частности, для ориентации в данном вопросе участковому уполномоченному полиции необходимо знать: во-первых, в среде какой категории лиц нужно искать таких правонарушителей и, во-вторых, источники информации, которые способствуют выявлению подобных лиц.
Анализ борьбы с бытовыми правонарушениями показывает, что такие лица, как правило, находятся среди:
1. освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение преступлений на бытовой почве и хулиганства;
2. осужденных за совершение бытовых преступлений и хулиганства условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
3. привлекавшихся к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства в квартирах и общежитиях;
4. лиц, отмеченных в материалах о бытовых правонарушениях, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела;
5. склонных к злоупотреблению спиртными напитками;
6. находящихся в конфликтных отношениях с родственниками и соседями;
7. состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, поведение которых свидетельствует о возможном совершении ими бытовых преступлений и др.
Сведения о лицах, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, в соответствии требованиями Приказа МВД России № 900 от 16.09.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» заносятся в паспорт жилого дома и, в соответствии с п.18.1. указанного нормативного документа, УУМ осуществляет в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с данной категорией граждан.
Основными источниками информации о бытовых правонарушениях служат.
- заявления, письма, жалобы граждан и должностных лиц об угрозах, оскорблениях, побоях, телесных повреждениях и других правонарушениях совершенных на почве семейно-бытовых отношений;
- сообщения администрации ТСЖ, и коллективов общественности с места жительства о случаях нарушения общественного порядка жильцами, о сложившихся ненормальных семейно-бытовых отношениях в конкретных квартирах;
- извещения, поступающие из женских и детских консультаций о фактах издевательства и насилия над женами и детьми;
- журналы учета задержанных и доставленных в дежурную часть за совершение правонарушений;
- оперативно-справочная картотека информационного центра;
- приговоры народных судов на лиц, осужденных за бытовые преступления условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- материалы районных судов по делам частного обвинения, о расторжении брака, выселении за невозможностью совместного проживания, об имущественных спорах, ограничении дееспособности;
- постановления о прекращении уголовных дел или об отказе в возбуждении их по фактам правонарушений бытового характера;
- рапорты работников различных служб горрайоргана внутренних дел и внештатных сотрудников о фактах бытовых правонарушений;
- уведомления из больниц, поликлиник, пунктов неотложной медицинской помощи, травматологических пунктов об обращении туда лиц с травмами, полученными в бытовых ссорах, о попытках самоубийства, вызванных тяжелой семейной обстановкой;
- из родильных домов - о фактах отказов от родившихся детей по причине конфликтных отношений в семьях.
Нужную информацию участковый уполномоченный полиции может получить от членов педагогических коллективов и родительских комитетов школ, техникумов, училищ. Учителя и члены родительского комитета при посещении учеников на дому знакомятся с отношениями в семьях, бытовыми условиями и т.п. О неблагоприятном положении в отдельных семьях они могут информировать участкового уполномоченного полиции при условии, если он проявляет к этому интерес.
О положении в семье участковый уполномоченный полиции может узнать и при личном приеме граждан, проверке соблюдения паспортного режима, опросе работников ТСЖ, комендантов и дежурных общежитий, при знакомстве с жилым сектором.
Для бытовых правонарушений характерно то, что не все пострадавшие от него обращаются за помощью в органы внутренних дел, да и сами конфликты довольно часто протекают скрыто. Такое поведение потерпевших обусловлено тем, что они, являясь родственниками или знакомыми правонарушителей, до конца не осознают опасности ситуации и не хотят передавать огласке существующие конфликтные отношения, проявляют терпимость и жалость к правонарушителям. Несмотря на это, при продуманном применении различных методов вполне возможно своевременно выявлять бытовых правонарушителей и в подобных ситуациях.
С выявлением конфликтующих перед участковым уполномоченным полиции встает вопрос о постановке их на списочный учет. При его решении участковый уполномоченный полиции обычно сталкивается с рядом трудностей.
С одной стороны, желательно, чтобы профилактическое воздействие на семейно-бытовых правонарушителей было наиболее ранним, когда еще не вполне оформились их антиобщественные установки; с другой же стороны, на ранних стадиях формирования антиобщественных поступков не всегда складываются основания для профилактического вмешательства и воздействия.
Принять правильное решение в связи с изложенным можно только в рамках строгого соблюдения законности.
Среди участников семейно-бытовых конфликтов встречаются и ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, следовательно, различны и основания постановки их на профилактический учет. Так, в отношении ранее судимых ими могут быть приговор суда. Основанием постановки на списочный учет бытового пьяницы является не просто злоупотребление им спиртными напитками, а при наличии в его действиях системы правонарушений (более двух раз в течение года привлечение к административной ответственности) на почве злоупотребления спиртными напитками. Если антиобщественное поведение пьяницы не носит систематического характера, то за его поведением участковый уполномоченный полиции обязан организовать контроль по месту жительства, используя доверенных лиц, внештатных сотрудников милиции и иные силы общественности. Это необходимо делать всегда, поскольку игнорирование этого обстоятельства лишает участкового уполномоченного полиции возможности своевременно поставить на учет семейно-бытового правонарушителя.
Для поставки на учет лиц, допускающих в семье, с соседями скандалы, драки и т.п., но не злоупотребляющих спиртными напитками, достаточно единичного действия.
Среди участников семейно-бытовых конфликтов есть категория, которая не охватывается указанными выше основаниями, но также нуждающаяся в профилактическом воздействии. Это лица, совершающие преступления, предусмотренные ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 130 УК РФ (оскорбление), возбужденные по жалобам потерпевших, но прекращенных судом в связи с примирением сторон. Основанием постановки на учет таких лиц является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное судом.
Результативность работы участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений в семейно-бытовой сфере во многом зависит и от повседневного их взаимодействия с работниками других служб органов внутренних дел. Основной целью такого взаимодействия является наиболее полное обеспечение информацией участкового уполномоченного полиции, а не о возложении его обязанностей по работе с подотчетными лицами на других сотрудников. Конечно, не исключается необходимость использования возможностей некоторых служб в предупреждении правонарушений на бытовой почве, особенно на этапах выявления правонарушителей, наблюдения за их образом жизни и пресечения их противоправной деятельности.
Значительный объем информации о различных правонарушениях за истекшие сутки поступает в дежурную часть. Ее работники обычно первыми получают сообщения от граждан и должностных лиц об антиобщественном поведении людей в быту, часто сами принимают меры к неотложному вмешательству в бытовые скандалы, получают из медицинских учреждений информацию о лицах, доставленных туда с телесными повреждениями, направляют лиц в медицинский вытрезвитель и т.п. Участковый уполномоченный милиции должен умело использовать подобную информацию в профилактических целях. Поэтому целесообразно знакомиться с ней ежедневно.
В целях полноты выявления ранее судимых бытовых правонарушителей необходимо производить сверку с учетами ФМС.
Суть взаимодействия участкового уполномоченного полиции с работниками уголовного розыска, помимо получения от них информации о ранее судимых, состоит в совместном наблюдении за образом жизни поднадзорных и принятия к ним комплекса предупредительных мер, соответствующих их поведению. Очень важно использовать возможности уголовного розыска для склонения бытовых правонарушителей к отказу от преступных намерений. Участковый уполномоченный полиции и работник уголовного розыска обязаны в необходимых случаях принимать меры пресечения противоправных действий конфликтующих.
Значительную информацию о неблагополучных семьях участковый уполномоченный полиции может получить в следственном отделе (отделении). В процессе расследования дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан, следователь вскрывает различные факты, приводящие к различного рода семейно-бытовых конфликтам. Порой по различным основаниям уголовное преследование в отношении их участников прекращается на стадии предварительного следствия, а информация о правонарушениях, причинах и условиях совершения преступлений дальше никак не используется. На практике это зачастую приводит к тому, что выявленные и в первую очередь нуждающиеся в контроле лица, не охватываются профилактическим воздействием.
Таким образом, работа участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений занимает значительное место в его профессиональной деятельности. Начинается данная работа с выявления на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и применения к указанным лицам в последующем своевременные и систематичные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений.