Основные виды нарушений развития, их причины и механизмы.

«Аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез».

Дизонтогенез - различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития инди­вида.

Отличается от развития вида (филогенез).

Аномальные дети - (от греч. anomalos - неправильный) имеют значительные отклонения от нормального

ü физического и

ü психического развития,

вызванные серьезными

ü врожденными или

ü приобретенными дефектами,

и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например потери зрения на один глаз), не относятся к категории аномальных.

Развитие аномальных детей в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности ребенка: своеобразие аномальных детей обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций.

Но для того, чтобы развитие аномальных детей было максимально приближено к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта. Необходимые для этого условия в наиболее адекватной форме создаются в специальных образовательных учреждениях, в которых большинство аномальных детей (за исключением детей, страдающих умственной отсталостью) получает образование, соответствующее объему неполной или полной средней школы.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка.

Возникают

ü педагогическая запущенность,

ü расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения,

что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями

на фоне

ü дефицита общения,

ü комфортности и

ü ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует.

Классификация В.А. Лапшина, и Б.П. Пузанова «

Основы дефектологии» (М.,!990).

В зависимости от вида аномалии

(делятся на группы по степени выраженности и времени наступления дефекта):

· Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

· Дети с интеллектуальными нарушениями (ЗПР, УО);

· Дети с нарушениями речи;

· Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· Дети с комплексными, (комбинированными) дефектами развития;

· Дети с искаженным (или дисгармоническим) развитием.

Психомоторное развитие ребенка - сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами.

Виды неблагоприятных воздействий:

ü пренатальное -в период внутриут­робного развития

ü наталъное -в период родо­вой деятельности,

ü постнатальное - после рождения.

ü перинатальное – сочетание внутриутробной и природовой патологии

Соответственно называются и нарушения.

Факторы, вызывающие нарушения:

внутриутробный период:

ü генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей;

наследственная отягощенность: через хромосомы передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Хромосомы - специаль­ные структуры половых клеток родителей

ü злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением;

ü физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз;

ü конфликт по резус-фактору;

ü нефропатия - недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления);

Внешнесредовые факторы

ü неблагоприятная экологическая ситуация,

ü про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка

ü другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин - патология родовой деятельности:

ü быстрые, стремительные роды,

ü длительные роды со стимуля­цией,

ü использование щипцов,

ü обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье),

ü неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи

ü другие природовые травмы.

Другая группа причин - прижизненными факторами:

ü опухоли мозга (менингиома),

ü нейроинфекции (менингиты и энцефалиты),

ü инфекци­онные болезни с осложнением на мозг,

ü открытые и закрытые травмы черепа,

ü сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание - полиэтиология

Причины, влияющ на нарушение психомоторного развития

ü нарушения питания

ü нарушения сна

ü дли­тельные соматические заболевания,

вызывают истощение ребенка и поражение центральной нервной системы.

Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается

ü у недоношенных детей,

ü родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Возможны следующие варианты нарушений

органически­е нарушения с органическим поражением центральной нервной системы
дефицитарное развитие вызваны не органическими причинами,
  а функциональными:  

Функциональные причины:

ü социально-педагогическая запу­щенность,

ü эмоциональная депривация

§ недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым

ü двуязычие (или многоязычие) в семье,

ü нарушения речи окру­жающих,

ü ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис­темным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При ана­лизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты­вать

ü общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции,

ü общие для всей группы проявления нарушений,

ü индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка.

Общие закономерности для всех аномальных детей

ü нарушение речевого общения - нару­шена способность к приему и переработке информации

ü трудность социальной адаптации

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений.

Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят:

· от характера имеющегося у него дефекта,

· от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций,

· от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка,

· от харак­тера медико-педагогического воздействия,

· от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов.

Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений - залог эффективности их преодоления.

Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований.

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии.

Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств.

Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями.

Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Наши рекомендации