Методы формирования экологической культуры дошкольника

Педагогический метод — это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Он предполага­ет довольно тонкий и творческий подход воспитателя к проявле­ниям дошкольников, учет их достижений, характера самостоя­тельных действий, а потому достигает воспитательно-образова­тельного эффекта.

Трактовка педагогического метода как целенаправленной со­вместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — периоде в развитии ребенка, ко­гда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Педагогическим примером успешного воплощения данной идеи является «сотрудничество» (Ш. А. Амонашвили).

С.Н. Николаева озвучивает требования к построению системы методов эколо­гического образования:

• учет специфики содержания экологического воспитания, ис­ходящей из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

• подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;

• одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании: компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой де­ятельности.

Соотношение метода и приема.

Метод - устойчивое, протяженное во времени, педагогическое явление.

Прием же — это «одноразовое», короткое и очень гибкое явление, прием всегда подчинен методу. Изобретение приема, его индивидуальное исполнение —выразитель творчества педагога, его педагогического почерка. Разные воспитатели, используя один и тот же метод, но по-своему наполняя его конкретными приемами, могут продемонстрировать разное течение педагогического процесса и достижение разных воспитательно-образовательных эффектов.

Классификация:

1.наглядные методы:

- наблюдение

- использование наглядно-иллюстративного материала

- моделирование

2. практические:

- игры

- элементарные опыты (элементарная исследовательская деятельность)

- труд в природе

3. словесные методы:

- беседа

- рассказ

- сказка…

Тема 6.

Диагностика сформированности экологической культуры: дошкольники, педагоги, родители.

Осуществление оценки уровня сформированности экологиче­ской культуры дошкольников, систематического мониторинга в данной области необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации экологической работы с детьми.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще не­достаточно исследована, так как само это направление — относи­тельно новое в образовании. Имеются работы по диагностике школь­ников А.П.Сидельковского, Л.В.Моисеевой и И. Р. Колтуновой, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина и первые исследова­ния по определению уровня экологической воспитанности до­школьников (Т. А. Маркова).

Педагогическая оценка (диагностика) направлена на решение целого спектра задач (в соответствии со структурой экологической культуры):

- выяснить, в какой степени ребенок освоил программу (эко­логические знания);

- определить, какова степень освоения ребенком трудовых уме­ний и навыков по уходу за живыми объектами (соответствует ли поведение в природе нормам безопасности как для ребенка, так и объектов природы);

- уточнить, в какой степени у ребенка сформировано отноше­ние к природе и каков характер этого отношения.

Для анализа объема и характера освоенных детьми знаний ис­пользуют следующие показатели:

1) объем освоенных знаний;

2) глубина освоенных знаний.

Объем знаний — это количественный показатель. Он свидетель­ствует о полноте освоения детьми программы.

Глубина освоения знаний — это качественный показатель, отра­жающий конкретность представлений детей, степень осознания детьми сущности происходящего в мире природы, степень обоб­щенности и системности представлений детей.

Критерии сформированности трудовых умений и навыков:

1) овладение основными способами трудового процесса;

2) качество и результативность труда в природе;

3) степень самостоятельности детей в труде.

Критерии сформированности отношения к природе:

1) устойчивый интерес детей к миру природы;

2) потребность проникнуть в сущность тех явлений и процес­сов, которые в природе происходят;

3) способность эмоционально реагировать на объекты, явле­ния природного окружения;

4) способность проявлять эмоции и эстетические чувства при взаимодействии с природным окружением;

5) проявление гуманных чувств (сочувствие, сопереживание, эмпатия) при взаимодействии с природой;

6) степень устойчивости отношения.

При организации диагностических мероприятий необходимо помнить, что если знания детей о мире природы выявить доста­точно легко, организуя с детьми игры, беседы, то отношения выявлять достаточно сложно.

Отношение — это личностное обра­зование, и посредством организации каких-либо форм экологи­ческой работы с детьми истинное отношение ребенка к миру при­роды мы не узнаем. Он будет выполнять задание педагога. При исследовании уровня сформированности отношения детей к при­роде целесообразнее всего ориентироваться на длительные наблю­дения за проявлениями детей в процессе самостоятельного их об­щения, взаимодействия с природными объектами. Таким обра­зом, методика изучения отношения детей к миру природы долж­на быть максимально приближена к условиям естественной, ре­альной жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.

Для реализации задач диагностики воспитатель может использовать спектр методов: (см. у Зебзеевой В.А.)

Беседы с детьми

Например: Изучение знаний детей о растениях

Подготовка исследования. Необходимо подготовить кар­тинки с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, комнатных растений; стадий роста и развития одуванчика; модели понятий: «травы», «кустарники», «деревья», «живая при­рода», «неживая природа»; картинки с частями растений — цветок, стебель, лист, корень.

Проведение исследования

Проведите с детьми беседу по картинкам.

Материал к беседе. Назови это растение. Расскажи, где оно растет? Разложи картинки по порядку, как растет одуванчик. Назови растения, которые любят много влаги, света? Что происходит с растениями зимой, весной, летом, осенью? По­чему это происходит? Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? Зачем растению нужны листья, стебли, корни, ветки, цветки?

Наши рекомендации