Методы формирования экологической культуры дошкольника
Педагогический метод — это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Он предполагает довольно тонкий и творческий подход воспитателя к проявлениям дошкольников, учет их достижений, характера самостоятельных действий, а потому достигает воспитательно-образовательного эффекта.
Трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Педагогическим примером успешного воплощения данной идеи является «сотрудничество» (Ш. А. Амонашвили).
С.Н. Николаева озвучивает требования к построению системы методов экологического образования:
• учет специфики содержания экологического воспитания, исходящей из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;
• подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;
• одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании: компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой деятельности.
Соотношение метода и приема.
Метод - устойчивое, протяженное во времени, педагогическое явление.
Прием же — это «одноразовое», короткое и очень гибкое явление, прием всегда подчинен методу. Изобретение приема, его индивидуальное исполнение —выразитель творчества педагога, его педагогического почерка. Разные воспитатели, используя один и тот же метод, но по-своему наполняя его конкретными приемами, могут продемонстрировать разное течение педагогического процесса и достижение разных воспитательно-образовательных эффектов.
Классификация:
1.наглядные методы:
- наблюдение
- использование наглядно-иллюстративного материала
- моделирование
2. практические:
- игры
- элементарные опыты (элементарная исследовательская деятельность)
- труд в природе
3. словесные методы:
- беседа
- рассказ
- сказка…
Тема 6.
Диагностика сформированности экологической культуры: дошкольники, педагоги, родители.
Осуществление оценки уровня сформированности экологической культуры дошкольников, систематического мониторинга в данной области необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации экологической работы с детьми.
Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании. Имеются работы по диагностике школьников А.П.Сидельковского, Л.В.Моисеевой и И. Р. Колтуновой, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т. А. Маркова).
Педагогическая оценка (диагностика) направлена на решение целого спектра задач (в соответствии со структурой экологической культуры):
- выяснить, в какой степени ребенок освоил программу (экологические знания);
- определить, какова степень освоения ребенком трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами (соответствует ли поведение в природе нормам безопасности как для ребенка, так и объектов природы);
- уточнить, в какой степени у ребенка сформировано отношение к природе и каков характер этого отношения.
Для анализа объема и характера освоенных детьми знаний используют следующие показатели:
1) объем освоенных знаний;
2) глубина освоенных знаний.
Объем знаний — это количественный показатель. Он свидетельствует о полноте освоения детьми программы.
Глубина освоения знаний — это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень осознания детьми сущности происходящего в мире природы, степень обобщенности и системности представлений детей.
Критерии сформированности трудовых умений и навыков:
1) овладение основными способами трудового процесса;
2) качество и результативность труда в природе;
3) степень самостоятельности детей в труде.
Критерии сформированности отношения к природе:
1) устойчивый интерес детей к миру природы;
2) потребность проникнуть в сущность тех явлений и процессов, которые в природе происходят;
3) способность эмоционально реагировать на объекты, явления природного окружения;
4) способность проявлять эмоции и эстетические чувства при взаимодействии с природным окружением;
5) проявление гуманных чувств (сочувствие, сопереживание, эмпатия) при взаимодействии с природой;
6) степень устойчивости отношения.
При организации диагностических мероприятий необходимо помнить, что если знания детей о мире природы выявить достаточно легко, организуя с детьми игры, беседы, то отношения выявлять достаточно сложно.
Отношение — это личностное образование, и посредством организации каких-либо форм экологической работы с детьми истинное отношение ребенка к миру природы мы не узнаем. Он будет выполнять задание педагога. При исследовании уровня сформированности отношения детей к природе целесообразнее всего ориентироваться на длительные наблюдения за проявлениями детей в процессе самостоятельного их общения, взаимодействия с природными объектами. Таким образом, методика изучения отношения детей к миру природы должна быть максимально приближена к условиям естественной, реальной жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.
Для реализации задач диагностики воспитатель может использовать спектр методов: (см. у Зебзеевой В.А.)
Беседы с детьми
Например: Изучение знаний детей о растениях
Подготовка исследования. Необходимо подготовить картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, комнатных растений; стадий роста и развития одуванчика; модели понятий: «травы», «кустарники», «деревья», «живая природа», «неживая природа»; картинки с частями растений — цветок, стебель, лист, корень.
Проведение исследования
Проведите с детьми беседу по картинкам.
Материал к беседе. Назови это растение. Расскажи, где оно растет? Разложи картинки по порядку, как растет одуванчик. Назови растения, которые любят много влаги, света? Что происходит с растениями зимой, весной, летом, осенью? Почему это происходит? Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? Зачем растению нужны листья, стебли, корни, ветки, цветки?