Тема № 10. Профессионально-педагогическая культура вузовского преподавателя
План:
1. Понятие о профессионально-педагогической культуре
преподавателя, ее структура.
2. Содержание аксиологического компонента
профессионально-педагогической культуры преподавателя.
3. Содержание технологического и личностно-творческого
компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя.
4. Критерии и уровни развития
профессионально-педагогической культуры преподавателя.
5. Культура педагогического общения преподавателя.
Вопрос № 1
В аксиологической концепции культура определяется как
совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей, как
«мир воплотившихся ценностей» (А.И.Арнольдов, М.С.Каган, Н.З.Чавчавадзе). С позиций
человек культуры интериоризовал общечеловеческие ценности, перевел их во
внутренний план, осознал и принял их как личные ценности и руководствуется ими
в своей жизнедеятельности.
Деятельностная концепция культуры трактует культуру
как специфический способ человеческой деятельности (Э.С.Маркарян), продуктивную
силу деятельности (М.С.Каган).
Личностно-творческая концепция определяет культуру как
процесс творческой деятельности человека (Н.С.Злобин), меру и способ развития
сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л.Н.Коган).
Педагогическая культура как общественное и
профессионально-групповое явление трактуется нами как сохраняемая в различных
культурных формах совокупность педагогических ценностей, знаний и опыта их
реализации в педагогической деятельности, которая адекватна определенному типу
педагогического мышления. Носителями педагогической культуры являются люди,
занимающиеся воспитательной практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном
уровне.
Профессиональная культура – атрибутивное свойство
определенной профессиональной группы. Одни авторы определяют ее как меру
развития способности к решению профессиональных задач, профессионального
мышления. Другие – определенная степень овладения членами профессиональной
группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
Профессионально-педагогическая культура – интегративная характеристика
личности педагога, включающая в себя определенный уровень овладения
профессионально-педагогическими ценностями, личностно-ориентированными
технологиями и приемами творческой самореализации в профессиональной
деятельности (И.Ф.Исаев). Ее носителями являются люди, осуществляющие
педагогический труд профессионально.
И.Ф.Исаев определяет профессионально-педагогическую
культуру как меру и способ творческой самореализации личности педагога в
разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на
освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Профессионально-педагогическая
культура является: а) интегративным качеством личности педагога-профессионала;
б) условием и предпосылкой эффективной педагогической деятельности; в) целью
профессионального самосовершенствования.
Вопрос № 2
В содержании профессионально-педагогической культуры
преподавателя выделяем 3 компонента: аксиологический, технологический и
личностно-творческий.
Аксиологический компонент
профессионально-педагогической культуры преподавателя представлен совокупностью
профессионально-педагогических ценностей как устойчивых ориентиров, по которым
он соотносит свою профессиональную деятельность. Эти педагогические ценности
выработаны человечеством и педагогическим сообществом и включены в
педагогический процесс.
Классификация педагогических ценностей
По уровню своего существования они подразделяются на:
1)
Общественно-педагогические ценности, которые функционируют в масштабе всего общества,
сконцентрированы в общественном сознании в форме педагогической морали. Они
представляют собой идеи, представления, нормы, регламентирующие воспитательную
деятельность в рамках общества.
2)
Профессионально-групповые педагогические ценности – идеи, концепции, нормы, регулирующие
профессионально-педагогическую деятельность. Эти ценности служат ориентирами в
определенной профессионально-педагогической группе.
3)
Индивидуально-личностные педагогические ценности – система ценностных ориентаций конкретного педагога,
сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и
мотивационная направленность личности.
Группы профессионально-педагогических ценностей, которые становятся индивидуально-личностными ценностными ориентациями преподавателя
1 группа – ценности-цели,
раскрывающие смысл целей профессионально-педагогической деятельности
преподавателя (к чему он стремится?):
-знания студентов;
- личностное развитие студентов;
- профессиональная компетентность будущих
специалистов;
- формирование творческой личности и др.
2 группа – ценности-средства,
раскрывающие значение и смысл способов и средств осуществления профессионально-педагогической
деятельности:
- репродуктивное обучение;
- проблемное обучение;
- личностно-развивающие технологии обучения;
- личностно-ориентированное обучение;
- диалоговое обучение;
- технологии индивидуально-творческого развития и др.
3 группа – ценности-отношения, раскрывающие значение и смысл определенного стиля отношений со студентами
как основного механизма функционирования целостной системы педагогической
деятельности:
- авторитарный стиль;
- демократический стиль;
- либеральный стиль.
4 группа – ценности-знания,
раскрывающие значение и смысл определенной группы знаний в процессе
осуществления профессионально-педагогической деятельности:
- знание предмета преподавания;
- знание педагогики высшей школы;
- знание общей педагогики;
- знание психологии студенчества и др.
5 группа – ценности-качества,
раскрывающие значение и смысл коммуникативных, статусно-позиционных,
профессиональных и внешне-поведенческих качеств личности преподавателя как
субъекта профессионально-педагогической деятельности.
Вопрос № 3
Технологический компонент
профессионально-педагогической культуры включает в себя определенный уровень
владения личностно-ориентированными технологиями профессионально-педагогической
деятельности. С позиций данного компонента профессионально-педагогическая
культура характеризует способ профессиональной деятельности преподавателя в
единстве целей, средств и результатов, т.е. технологии этой деятельности.
Личностно-творческий компонент
профессионально-педагогической культуры отражает механизм овладения
профессионально-педагогической культурой. Процесс присвоения преподавателем
ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Он творчески
интерпретирует ту или иную теорию, концепцию, тем самым реализует свои
творческие способности и становится как бы со-творцом определенных ценностей.
Вопрос № 4
В структуре профессионально-педагогической культуры
исследуются такие ее виды, как:
- методологическая культура;
- дидактическая культура;
- рефлексивная культура;
- гуманитарная культура;
- профессионально-этическая культура;
- диагностическая культура;
- этнопедагогическая культура;
- технологическая культура;
- информационная культура;
- коммуникативная культура и др.
Критериями уровневого развития
профессионально-педагогической культуры преподавателя как интегративной
характеристики его личности могут служить степень овладения
профессионально-педагогическими ценностями, личностно-ориентированными
образовательными технологиями и степень творческой самореализации в
профессиональной деятельности.
/node-inner
/node