История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть особенности становления и развития отечественной системы специального образования.

2. Учиться систематизировать учебный материал.

Форма отчетности: письменные планы ответов на вопросы, заполненные таблицы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Периодизация развития национальных систем специального образования (ССО).

2. Особенности становления и развития отечественной системы специального образования.

3. Характеристика современного этапа развития системы специального образования. Причины современного кризиса в развитии системы специального образования. Стратегия и тактика выхода из кризиса. Роль и задачи науки.

Литература

Основная:

Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 1 : История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Дополнительная:

1. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1996.– № 1.

2. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1997.– № 4.

3. Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика.– М.: Academia, 2000.– Разд. 1.– Гл. 3.– С. 87-121.

4. Основы управления специальным образованием / под ред. Д.С. Шилова.– М. 2001.– С. 5-32.

Семинар № 3.

Современный этап развития системы специального образования: проблемы и перспективы

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть основные направления развития специального образования на современном этапе.

2. Раскрыть основные направления научных исследований отечественных педагогов.

3. Учиться анализировать материалы, отражающие результаты исследований и опыта работы образовательных учреждений.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, тезисы сообщений, в которых должны быть отражены теоретические позиции, методические рекомендации и практические примеры.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Актуальные направления исследований в области коррекционной педагогики.

2. Место современного этапа в развитии дефектологической науки и практики в периодизации развития национальной системы специального образования.

3. Новые цели и ценности специального образования (интеграция, раннее выявление и ранняя коррекция отклонений в развитии, индивидуализация, включение родителей, приоритет задач развития над задачами усвоения программы).

Литература

Основная:

Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с., Стр. 299 – 347.

Дополнительная:

1. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1997.– № 4.

2. Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / Н.Н. Малофеев // Дефектология.– 1997.– № 6.

3. Стребелева, Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева // Дефектология.– 1997.– № 2.

4. Стребелева, Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей / Е.А. Стребелева // Дошкольное воспитание.– 1998.– № 1.

5. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т.А. Басилова // Дефектология.– 1996.– № 3.

6. Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е.И. Морозова // Дефектология.– 1998.– № 3.

7. Пелымякая, Т.В. Организация ранней коррекционной работы с не слышащими детьми / Т.В. Пелымякая // Дефектология.– 1988.– № 5.

8. Багажников, И.М. Основные изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта / И.М. Багажников // Дефектология.– 1995.– № 1.

9. Екжанова, Е.А. Современный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология.– 1999.– № 6.

Примечание. Студент прорабатывает не менее 2-х источников, 1-3 (включительно) обязательны для всех.

Наши рекомендации