Система коррекционной работы при ДЦП
Специальные учреждения образования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата работают в нашей стране с 1964 г.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: • оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;
• обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Существует несколько основных принциповкоррекционно-псдагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы
(постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психи
ческих нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка,
предполагающий согласованность действий специалистов различ
ного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопе
да, дефектолога, психолога, воспитателя).
2. Раннее начало воздействия, опирающегося на сохранные
функции (раннее выявление, еще в родильном доме или детской
поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной па
тологией и оказание им специальной помощи).
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психо
речевого развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре
бенка.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работыв раннем и дошкольном возрасте являются:
• развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного
и игрового общения с окружающими;
• стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, ки
нестетического восприятия и стереогноза);
• формирование пространственных и временных представлений,
коррекция их нарушений;
• развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни
мания, памяти, воображения); л
• формирование математических представлений; развитие
зрительно-моторной координации и функциональных возможно
стей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
• воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогическом воздей-
( гний при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:
• разиитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разбор
чивости речи;
• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного ап
парата;
• развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
• формирование силы, продолжительности, управляемости го
лоса в речевом потоке;
• выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
• коррекция нарушений произношения.
В нашей стране создана сеть специализированных учреждение! для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические4 больницы, специализированные санатории, школы-интернаты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, формирование жизненных компетенций, адаптация к условиям социальной среды.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах. Коррекционно-педагогическая работа,осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит:
• в последовательном развитии познавательной деятельности и
коррекции ее нарушений;
• коррекции высших корковых функций;
• воспитании устойчивых форм поведения и деятельности.
В школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, трудностями в обучении, а также с легкой степенью интеллектуальном недостаточности.
В современной специальной литературе, освещающей проблемы разработки средств помощи людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, встречается термин «ассистирующие технологии» (AT). Этот термин употребляется для оболначс ния, во-первых, очень широкого диапазона всевозможных испомо гательных, адаптационных и реабилитационных приспособ icimii (функциональные протезы новейшего времени), и, во-иторых, п/ю
цессов, связанных с выбором, размещением и использованием таких приспособлений для развития или компенсации нарушенных, ослабленных или утраченных функций и возможностей человека. Как отмечает З.М. Кордун, существующие ассистирующие технологии можно разделить на несколько условных групп:
• механические приспособления (костыли, инвалидные коляски
и другая подобная специальная техника);
• устройства-ассистенты (резиновые поручни для опоры при
ходьбе; наклонные доски, заменяющие ступени, и т.п.);
• более сложные приспособления с использованием электро
ники, компьютерной техники, средств современной связи и другие
(например, инвалидное кресло, оборудованное встроенным двига
телем, специальным компьютером для организации коммуникатив
ных процессов и сотовым телефоном);
• специальное методическое обеспечение и технология его ис
пользования.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите виды патологии функций опорно-двигательного аппарата.
2. Какие направления социальной адаптации ребенка с нарушениями функ
ций опорио-двигателышго аппарата принято выделять?
3. Какие функции страдают при ДЦП? В чем специфика их формирова
ния?
1 Назовите специфические особенности структуры интеллектуального и речевого нарушений при ДЦП.
5. Перечислите основные цели, принципы и направления коррекционной работы при ДЦП.