Тема 1-2 Основные направления и тенденции развития высшего образования в современном мире

Сфера человеческой деятельности в современном обществе

О реформах национальных систем образования

Основные задачи казахстанской программы развития образования

Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования

Социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

Сущность гуманитаризации образования - формирование культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях.

Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах).

Фундаментализация высшего образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.Так как подавляющая часть прикладных наук возникла и развивается на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации. Изложенное лежит в основе принципиальной возможности и практической целесообразности интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки инженера.

Литература

1.Бордовская И.В., Реан Л.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, си­туациях, первоисточниках. — М.: УРАО, 2000.

3. Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную фило­софию. — М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М.: Владос, 2003.

Тема 3. Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса

1. Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Сущность обучения

Содержание и цели обучения

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и ме­тоды. Причем под образованием, как правило, понимается про­цесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсис­темы образования как целенаправленного, организованного про­цесса социализации человека.

Образование - это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обу­чать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». При­чем под воспитанием он понимал формирование у человека по­зитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не толь­ко к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние де­сятилетия в отечественной педагогической науке были предложе­ны весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

• обучение и воспитание - подсистемы единого процесса обра­зования;

• обучение и воспитание - стороны целесообразно организо­ванного процесса социализации человека;

• различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, цен­ностной стороне;

• обучение и воспитание - процессы не только взаимосвязан­ные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

По выражению К.Д. Ушинского, образование есть строитель­ство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, на­выки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой приро­дой педагогического процесса, включающего в себя целенаправ­ленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

В последующем изложении будут поэтапно и в тесной взаимо­связи рассмотрены сущность, содержание и методы реализации обеих этих подсистем.

Сущность обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, по­нимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающи­ми и обучаемыми, в результате которого у последних формиру­ются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельнос­ти, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

• он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

• подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование опре­деленных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. про­цесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, пере­плетенным с подсистемой воспитания;

• процесс обучения не есть только сфера активности обучаю­щего, а есть отношение между двумя его участниками — обучаю­щим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит препода­вателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Отсюда кратким, но достаточным определением предмета те­ории обучения или дидактики может служить следующее:

Дидактика - составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и уча­щихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с за­дачами воспитания.

Причем под принципами обучения понимаются основные тре­бования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории об­щих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей,, опре­деляющих развитие процесса обучения. Среди таких закономер­ностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

• зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

• зависимость каждого последующего этапа обучения от ка­чества предыдущего, от объема и характера уже изученного учеб­ного материала;

• взаимосвязь эффективности обучения с характером его мо­тивации у участников процесса;

• активное влияние управления учебным процессом, его пла­нирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установ­ками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

• объективность предлагаемого к изучению материала, его со­ответствие реальной действительности, его научность;

• последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

• доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

• наглядность обучения, многообразие его методов;

• поддержание активности учащихся при их обучении;

• обеспечение прочного усвоения знаний;

• поддержание тесной связи теории с практикой.

Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.

Содержание и цели обучения: стандарты, планы, программы, учебники

Под содержанием обучения понимается определенная информа­ция, которая используется в процессе обучения. Содержание обу­чения включает в себя четыре основных элемента: знания, уме­ния, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценно­стного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образо­вания со стороны личности, общества и государства и адаптиру­ется, приспосабливается к условиям данной образовательной си­стемы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствую­щим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обуче­ния в современных образовательных системах, являются стандар­ты, учебные планы, программы и учебники.

Содержание общего образования дает человеку возможность уча­стия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание свое­го места в нем.

Содержание специального образования дает человеку знания и уме­ния, необходимые в конкретной области деятельности.

Цель обучения - это его определяющее, все­проникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так назы­ваемых «носителях содержания образования». Среди них главны­ми являются:

• стандарты;

• планы;

• программы;

• учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, го­сударством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них.

При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социаль­но-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образо­вательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демок­ратизацию, что и характеризует в настоящее время российское об­разование.

Стандарт - исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Государственный образователь­ный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения. 2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкре­тизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подго­товки указываются федеральный, региональный и индивидуаль­ный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, об­ластей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии со­блюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образо­вательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализует­ся важнейший принцип социального развития: единство в мно­гообразии.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного за­ведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменацион­ных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продол­жительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учеб­ного заведения.

Учебная программа - еще один из основных документов, оп­ределяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данно­го предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распре­делением по времени и видам учебных занятий, перечень необхо­димых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую ли­тературу. Основной частью программы является перечень подлежа­щих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими до­кументами для работы преподавателя.

Учебник - еще один из главных носителей содержания обу­чения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стан­дартом и программой по данной дисциплине, что обычно удос­товеряется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в пе­чатной, но и в электронной форме.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справоч­ники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники за­дач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во мно­гом зависят результаты обучения. Признается необходимость ком­плексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обу­чения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, — качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержа­ние обучения — этот последний фактор по своей значимости за­нимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эф­фективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основы­ваться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Литература:

1. Смирнов В.И. Педагогика. — М.: Пед. общество России, 2003.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2001.

3. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тыся­челетия. Опыт философии педагогики. — М.: 1996.

4. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в воп­росах и ответах. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Наши рекомендации