Диагностика воспитанности школьников
Сущность основных понятий: воспитанность, диагностика воспитанности. Показатели и критерии воспитанности. Система методов диагностики воспитанности школьника.
Определение воспитанности школьников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.
Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.
Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.
Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др. Такие критерии используются в педагогике сравнительно мало.
Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса. Но они не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества, кроме того, они не обеспечивают комплексный подход к диагностированию воспитанности, а рассматривают лишь отдельные качества.
Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:
1) показателем воспитанности является направленность (первый подход – это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй – выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);
2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.
Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.
Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с учениками.
Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.
Современные концепции содержания воспитания
Содержание воспитания. Комплексный подход к воспитанию. Культурологическая концепция воспитания. Концепция Н. Е. Щурковой. Концепция педагогической поддержки ребенка.
Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.
До 90-х годов ХХ века в нашей стране приоритетной была концепция, представлявшая комплексный подход к воспитанию. Он предполагает перспективное, комплексное планирование работы, систематический учет ее результатов, корректирование на этой основе воспитательного процесса. Цель воспитания в рамках данного подхода – это всестороннее развитие личности. Аспектами комплексного подхода к воспитанию являются:
1) тесная взаимосвязь различных направлений воспитания (идейно-политического, нравственного, трудового и др.);
2) взаимосвязь воспитания и самовоспитания;
3) единство обучения, воспитания и развития;
4) взаимодеятельность школы, семьи и общественности.
Главная идея комплексного подхода – личность, являясь целостным образованием, не воспитывается по частям; воспитание обеспечивает ее целостное развитие.
Культурологическая концепция (Е. В. Бондаревская). Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный человек культуры. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная.
Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта:
1) аксиологический (ценностно-смысловой);
2) культурологический;
3) жизнетворческий (событийный);
4) морально-этический;
5) гражданский;
6) личностный;
7) индивидуально-творческий.
Концепция Н. Е. Щурковой – формирование образа жизни, достойного Человека. Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.
Основу содержания воспитания составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.
Философическое воспитание – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».
Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т.д.
Этическое воспитание – это «возвышение до ученика», до той высокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе «человек – человек».
Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман) рассматривает воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Цель воспитания – дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности.
Основу содержания воспитания должна составлять базовая культура личности. Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры.
Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).