Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными
Статья 3. Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации и международно - правовые акты
1. Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
3. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и КонституциейРоссийской Федерации уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
4. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
1. Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В развитие этого конституционного положения комментируемая статья УИК РФ регламентирует вопросы соотношения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в сфере исполнения уголовного наказания и обращения с заключенными. Понятиемеждународно-правовых актов употребляется только в названии ст. 3 УИК РФ. В ч. ч. 1 и 2 используется понятие международных договоров и понятие общепризнанных принципов и норм международного права, а в ч. 4 говорится о рекомендациях (декларациях) международных организаций.
Понятие международных правовых актов является понятием обобщающим. В его содержание включаются имеждународные договоры, и международные стандарты, рекомендации.
К числу международных договоров относятся двусторонние или многосторонние соглашения между государствами (конвенции, пакты и т.д.). В настоящее время все большее распространение получаютмеждународные договоры о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Большую группу договоров составляют и договоры о правовой помощи.
2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается прежде всего на принципиальных положениях Конституции Российской Федерации о правах и свободах личности. В частности, на положениях ст. 21 Конституции РФ о недопустимости умаления достоинства личности, запрете применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, запрете без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основано также и на общепризнанных принципах и нормах международного права имеждународных договорах Российской Федерации, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями нашего государства. Это выражается в том, что уголовно-исполнительное законодательство РФ включает в себя нормы, регулирующие вопросы исполнения наказания и обращения с осужденными, максимально учитывающие интересы осужденных в сфере защиты их прав и законных интересов. При этом указанные нормы максимально приближены к рекомендациям и стандартам в области обращения с заключенными, выработанным мировым сообществом, а по ряду позиций предусматривает и более гуманное, более льготное отношение к осужденным по сравнению с указанными международными нормами и нормами национального законодательства многих зарубежных стран. Вместе с тем государство в настоящее время не может взять на себя ряд обязательств по международным договорам, так как не обладает достаточными экономическими возможностями обеспечения исполнения наказаний на уровне высоких требований рекомендаций международного уровня, ориентированных во многом на возможности и экономические условия ведущих государств мира. Это положение в основном относится к сфере материально-бытового обеспечения осужденных, поскольку условия отбывания наказания, соответствующие мировым требованиям, не могут быть созданы, исходя из экономических возможностей нашего государства в настоящий период времени. Например, минимум норматива санитарной площади, приходящейся на одного человека, определяется Европейским комитетом в размере 7 кв. метров, Европейский суд по правам человека в своих решениях ориентируется на этот примерный желательный стандарт для обустройства камер. Однако обеспечить реализацию этого норматива пока не представляется возможным. Вместе с тем следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.
Ряд недостатков в этом отношении имеется и в социальной сфере, например в сфере трудоустройства освобожденных от отбывания наказания, медико-санитарного обеспечения осужденных.
3. Как отмечалось выше, ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и защиту от жестокого обращения. Это конституционное положение особенно важно для сферы исполнения наказаний, где к осужденным применяются меры государственного принуждения и где осужденный в силу объективных причин ограничен в возможности самостоятельно и в полной мере осуществлять защиту своих прав и интересов.
Конкретизируя указанное конституционное положение, ч. 1 ст. 3 УИК РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Устанавливая повышенные гарантии защиты прав осужденных, ч. 3 ст. 12 УИК РФ предусматривает запрет, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Здесь следует подчеркнуть, что норма, закрепленная в ч. 1 ст. 3 УИК РФ, не только устанавливает законодательную гарантию защиты личности осужденного, но и, что особенно важно, определяет и соответствие практики применения закона строжайшему соблюдению прав осужденного. Хорошо известно, что любой самый лучший закон может быть искажен на уровне его реализации. В этой связи рассматриваемое положение о практике примененияуголовно-исполнительного закона является основой установления дополнительных гарантий его точного исполнения. Такой гарантией, например, служат содержащиеся в УИК РФ нормы о контроле и надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Положение уголовно-исполнительного закона о гуманном обращении с осужденными основано не только на Конституции РФ, но вытекает и из содержаниямеждународного договора, каковым является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. Конвенция вступила в силу для СССР 26 июня 1987 г. и обязательна для Российской Федерации, являющейся правопреемником СССР.
Конвенцией запрещается применение пыток вне зависимости от любых обстоятельств и условий. В частности, ст. 2 Конвенции на каждое государство-участника возложена обязанность предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.
Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Не является оправданием пытки и приказ вышестоящего начальника или государственной власти.
В соответствии с Конвенцией ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Кроме того, каждое государство - участник Конвенции обязано обеспечить условия, при которых все акты пыток рассматривались бы в соответствии с егоуголовным законодательством, и установить соответствующее наказание с учетом тяжкого характера преступления.
На основании Конвенции создан Комитет ООН против пыток, который обладает достаточно большими полномочиями, в том числе по контролю за соблюдением положений Конвенции и проведения конфиденциального расследования, если имеются данные о систематическом применении пыток.
Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания принята и Советом Европы в Страсбурге 26 ноября 1987 г.
В соответствии с этой Конвенцией учрежден Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, который посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, в целях усиления в случае необходимости защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
4. В ч. 2 ст. 3 УИК РФ закреплено правило, согласно которому если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правиламеждународного договора.
С практической точки зрения это положение означает установление приоритета норм международного права по сравнению с национальнымзаконодательством, а также является руководством к действию для администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, которые в подобного рода случаях должны исполнять наказание на основе норм международного договора.
5. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о реализации в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации рекомендаций (деклараций)международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В отличие от международных договоров международные стандарты представляют собой документы, содержащие принципы исполнения наказания и обращения с осужденными, назначения наказания, основы деятельности органов, исполняющих наказания, требования к персоналу этих органов. Основная цельмеждународных стандартов - установление выработанных на основе мирового опыта наиболее прогрессивных, гуманистических подходов к исполнению наказания, сокращение наиболее репрессивных мер уголовно-правового воздействия, таких как смертная казнь, лишение свободы, заключение под стражу. Международные стандарты имеют рекомендательный характер, и государства реализуют их в зависимости от имеющихся социально-экономических возможностей, с учетом особенностей национального законодательства. Международные стандарты в зависимости от субъекта их принятия носят общий или региональный характер. Так, например, общий характер носят стандарты, принятые ООН, а региональный - Советом Европы.
Наиболее известными являются следующие стандарты ООН: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила (1990)), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985)).
Советом Европы также принято значительное число документов в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными: Европейские тюремные правила (1987), Рекомендация Комитета министров Совета Европы "Об образовании в тюрьмах" (1989), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964).
Российское уголовно-исполнительное законодательство в значительной мере реализует положения международных стандартов в сфере обращения с заключенными и исполнения наказания. Более того, как отмечалось выше, анализ соответствующих норм уголовно-исполнительного законодательствапоказывает, что российский уголовно-исполнительный закон в ряде случаев не только в полной мере соответствует международным стандартам, но и предусматривает более широкие права осужденных по сравнению с рекомендуемыми. Отставание от рекомендаций мирового сообщества наблюдается в основном в сфере, связанной с материальными возможностями страны, которое по мере развития ее экономики будет устраняться.
В заключение следует отметить, что подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, а также присоединение Российской Федерации в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами и диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.