Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. детский церебральный паралич

В настоящее время все более актуальной становится проблема про­филактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания является соци­альная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опор­но-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей. Наруше­ния функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в разви­тии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отлича­ются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. I. Заболевания нервной системы:

детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.

П. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея,

косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­тельного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

полиартрит,

заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остео­миелит),

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных за­болеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у боль­шинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигатель­ных функций). Большую часть детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата составляют дети с церебральными паралича­ми (89 % ). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклоне­ниями в развитии сенсорных функций, познавательной деятель­ности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют орга­ническую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной pi социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной дея­тельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужда­ются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опор­но-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на раз­витие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Хотя родители замечают некоторые особенности психического, речевого развития, личности ребен­ка, они в большинстве случаев не торопятся обращаться к специ­альным педагогам, логопедам, психологам. Часть родителей счита­ет., что психическое и речевое развитие выровняется после того, как ребенок будет вылечен или добьется больших успехов в двига­тельном развитии. Другие полагают, что болезнь всегда накладыва­ет свой отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невоз­можно изменить. Большинство же родителей не знают о существо­вании системы специального (коррекционного) обучения и вос­питания детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Меж­ду тем, основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уже несколько последних десятилетий разраба­тываются и успешно применяются на практике в различных уч­реждениях. Отечественные ученые Л.А.Данилова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова и др. обосновали необхо-

димость специального обучения и воспитания детей с церебраль­ным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младен­ческом, раннем и дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся специальные ясли-сады, санатории, школы-интерна­ты, реабилитационные центры и др.

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание не­рвной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребен­ка. За последние годы оно стало одним из наиболее распростра­ненных заболеваний нервной системы у детей. Частота его прояв­лений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Современная статистика только по Мос­кве насчитывает около 4 тысяч детей, страдающих церебральным параличом.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регули­руют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных дви­гательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции — движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детских цереб­ральных параличей являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слу­ха., глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в боль­шом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двига­тельные нарушения, на другом -— минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальны­ми, иэ наоборот, при легких двигательных нарушениях могут на­блюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Патогенез. Причиной ДЦП является органическое поражение центральной нервной системы, вызванное влиянием различных не­благоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на пер­вом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее час­тые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во

внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 слу­чаев церебрального паралича 30 возникают внутриутробно, 60 — в момент родов, 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).

Наши рекомендации