Важнейшие принципы православной педагогики
В духовно-педагогическом наследии и в настоящем педагогическом опыте можно выявить некие общие и частные закономерности, действенные истины и правила, или важнейшие принципы, помогающие всему педагогическому процессу.
В данной исследовательской работе сделана попытка обозреть, выявить и описать важнейшие педагогические принципы с учетом опыта прошлого и современного, религиозного и светского, российского и зарубежного, а так же с учетом личного опыта.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня в сфере педагогической деятельности много противоречий, как в мировоззренческих позициях, так и во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс. На лицо отсутствие единой духовной основы, внутреннего единства участников педагогического процесса, беспринципность и рассогласованность педагогической деятельности, не достигающей истиной цели.
Поэтому необычайно актуальным для каждого участника педагогического процесса будет обретение внутреннего духовного единства, единомыслия и согласованности действий, с опорой на те педагогические основания и положения, которые выражены в принципах православной педагогики. Подобных принципов не может дать нам ни безрелигиозное мировоззрение, ни философия, ни наука, ни наша стихийная жизнь, поскольку, сами они не имеют непоколебимых оснований. Педагогика, лишенная истинного основания, иерархического единства, в своих принципах, подходах, и устремленности к единой цели будет являться лишь набором необоснованных и несогласованных между собой идей, задач и методов, не способных воспитать цельную личность.
Данное исследование показало, что четкой системы педагогических принципов на сегодняшний день не выработано. Не нашлось монографий, описывающих педагогические принципы комплексно, в иерархически - упорядоченной системе, во взаимосвязи с вероучением Православной Церкви.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ.
Главной целью настоящей работы является желание оказать помощь в православном осмыслении и в практической реализации описанных принципов в педагогическом процессе.
Эта цель предполагает решение следующих конкретных задач:
· проведение исследования источников духовно-педагогического наследия с целью выявления педагогических принципов;
· определение, какие принципы, выявленные из общего числа, соответствуют православному пониманию педагогического процесса;
· на основании исследования материала с православным видением педагогики попытка дать определение ряду педагогических категорий, в том числе педагогического принципа и педагогического процесса;
· создание целостной системы, укладывающей в иерархическом порядке все принципы православной педагогики;
· определение и обоснование внутренних взаимосвязей педагогических принципов;
· выявление значения и роли всех участников педагогического процесса;
· составление рекомендаций родителям, педагогам и пастырям Церкви по практическому воплощению в жизнь данных принципов.
Решение перечисленных задач позволит глубже понять сущность православной педагогики, педагогического процесса, придаст практическое значение православным педагогическим принципам.
В настоящее время назрела необходимость создания целостной концепции православной педагогики, мировозренчески основанной на догматах, антропологии и нравственно-аскетическом учении Православной Церкви, поддерживающей культурно-исторические, национальные традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки. Ее отсутствие во многом выявляет рассогласованность всей нашей педагогической деятельности.
Первоначальными ориентирами такой концепции могут послужить основополагающие и важнейшие принципы православной педагогики, объединенные в целостную иерархическую систему. Хотелось бы надеяться, что в данном случае теоретическая мысль сможет реально послужить живому педагогическому делу и практическому содействию великой жизненной цели: спасению души, к которой нас призывает наш главный Учитель - Иисус Христос (см.: Ин. 3,15-16; 1 Тим. 2, 4).
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первым методом предпринятого нами исторического поиска – был метод анализа и синтеза, целью которого было понять какой смысл вкладывали те или иные педагоги и авторы в понятие педагогического принципа и других педагогических категорий.
Вторым - был метод сопоставлениядуховно-педагогического наследия прошлого с личным педагогическим опытом автора, и современным опытом православной педагогики, с целью определения полезного и значимого для нее.
Третьим методом исторического поиска – явился метод выявления идейной направленностипедагогической мысли и практики, для выявления приемлемых для нас и ложных направлений в педагогике.
Четвертым методом исследования стал метод
– рецепции (заимствование Церковью тех понятий истин и принципов, которые не противоречат ее догматическому и каноническому строю жизни.{прот. В.Зеньковский «Основы Христианской философии» стр.414-415.}) или метод - восприятия и усвоенияпедагогических принципов из других неправославных источников.
ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАБОТЫ
Вся наша христианская жизнь, по слову Спасителя, должна быть основана на Евангельской вере (см.: Мк. 1, 15) и нравственности (см.: Лк. 10, 27; Мк. 12, 31), протекать в лоне Матери-Церкви (см.: Мф. 18, 17), в последование Господу (см.: Ин. 13, 15). Подобным образом и все педагогическое дело, будучи органически-неотъемлемой частью жизни, должно иметь тот же дух, смысл и устремленность. Поэтому православная педагогика, основываясь на православной вере, - религиозна; руководствуясь ко всем и во всем Евангельским духом любви, - нравственна; стремясь к соборному единству всех и каждого во Христе, посредством Церкви, - церковна.
Главным началом христианской жизни, ее нравственности и педагогики является любовь, без которой, по Апостолу Павлу, все тщетно, напрасно и бесцельно (см.: 1 Кор. 13, 3). Как в Ветхом, так и в Новом Завете она является высшим мерилом человеческих отношений к Богу, ближним и к себе. Поэтому в основании православной педагогики и ее принципов лежит Евангельский образ отношений любви. Ибо "личность способна становиться "сама собой", "находить себя" лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом". Это придаст ей значительность и возможность роста, т.к. она не может быть абсолютизирована и развиваться из себя самой, она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. От качества отношений между людьми, колеблющихся от любви до ненависти, во многом зависит, педагогический успех, наша жизнь и ее конечный результат.
На вопрос законника: какая наибольшая заповедь в законе?, Спаситель сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки(Мф. 22, 37-40).Этими словами Христос указал основное начало ветхозаветного нравственного закона: любовь - любовь к Богу всеми силами души, любовь к ближнему, как к самому себе, и любовь к себе, заключающаяся в заповеди о любви к ближним. Именно к такой любви, которая есть совокупность совершенств(Кол. 3, 14), должен стремиться православный педагог, и такой должна быть вся правда наших отношений к Богу, ближним и к самим себе.
Таким образом, основываясь прежде всего на Евангельской заповеди Спасителя о любви (см.: Мф. 22, 37-40) и других источниках нашего исследования, можно выделить целый ряд основополагающих принципов православной педагогики, определяющих отношение человека:
к Богу (принципы христоцентричности или богопосвященности)
к Церкви (принципы экклезиоцентричности)
к ребенку как ближнему в педагогическом процессе (принципы педоцентричности)
друг к другу (принципы нравственно-педагогического взаимоединства)
педагога к самому себе и к своей профессиональной деятельности (принципы нравственно-педагогического аскетизма).
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Предисловие – кратко затрагивает современную духовную ситуацию в российском обществе; вводит в проблематику в педагогической сфере; намечает наиболее разумный путь (следования православной национально-исторической традиции) и средства помощи (основополагающие и важнейшие принципы педагогики) для повышения эффективности педагогического дела.
Введение - знакомит читателя:
А) с сущностью и спецификой христианской православной педагогики ее целью, задачами и средствами.
Б) с основными понятиями и категориями православной педагогики и такими центральными для данной работы понятиями как «педагогический процесс» и «педагогический принцип».
В) показывает взаимосвязь педагогических принципов с их главным основанием, а также с догматикой, антропологией и нравственно-аскетическим учением Церкви.
Часть 1. - Педагогический процесс является богочеловеческим - синергейным, состоящим из Божественной и человеческой составляющих.
Божественная педагогика является идеалом для человеческой педагогики, поэтому первую часть работы мы назвали Тайной Божественной педагогики, где описываются:
педагогичность Божественного Замысла и Промысла о человеке,
педагогичность устроения природы человека,
значение Божественной Благодати в педагогическом процессе,
педагогичность Божьего слова и особенности Божественной педагогики.
Человеческая составляющая педагогики - представлена более во второй – историческойчасти работы, и в третьей – описывающей педагогические принципы.
Часть 2. - Вторая часть нашей работы называется Педагогические принципы в истории педагогики, она состоит из двух глав.
В первой главе выявляются и описываются принципы раннехристианской эпохи до Средневековья. Именно здесь закладывается основной фундамент Православной педагогики, и обретаются ее принципы.
Господь наш Иисус Христос является главным идеалом и основанием педагогики, а принцип христоцентричности является ее Первопринципом.
Выявляется огромное значение для педагогики и ее принципов Церкви Христовой и Христианства на земле, как начало Новозаветной педагогики. Большой интерес для Православной педагогики имеют принципы воспитания в первых Христианских общинах, а так же рассматриваемые в трудах Святых Отцов и учителей Церкви.
Во второй главе делается попытка проследить появление и развитие отдельных принципов Христианской педагогики в педагогическом наследии Православной Руси, в ее монастырской жизни, в традициях и укладе древнерусского народа, а так же в трудах русских учителей, пастырей и святителей Церкви.
Цель исторического исследования, как и всей нашей работы – показать необходимость историко-педагогического преемства и построения современного воспитания и образования на принципах, согласных с учением Православной Церкви, древнехристианскими заветами, и духовно-педагогическим преданием нашего народа.
Часть 3. - Проанализировав материал предыдущих частей нашей работы и, сопоставив его с современным и личным педагогическим опытом, мы пришли к достаточно целостной, логически обоснованной и иерархически упорядоченной системе принципов.
Эти принципы опираются на Евангельскую заповедь Христа о любви к Богу и ближнему как ксамому себе (см.: Мр. 12, 30-31). Эта заповедь лежит в основании христианской нравственности и православной педагогики. Духовно-педагогический опыт показывает, что практическое осуществление этой заповеди о любви не осуществимо вне Церкви, что и раскрывается в нижеописываемых основополагающих педагогических принципах:
а) христоцентричности,
б) экклезиоцентричности,
в) педоцентричности,
г) нравственно-педагогического аскетизма,
д) нравственно-педагогического взаимоединства.
Каждый из этих основополагающих принципов в свою очередь раскрывается посредством группы важнейших принципов, описываемых в нашей работе.
Три центральных основополагающих принципа педагогики выделял в свое время и проф. прот. Василий Зеньковский. "Его педагогическая система построена на христоцентричном православном богословии, является антропоцентричной в определении целей и задач воспитания и экклезиологичной в понимании средств для достижении этих целей (через понимание Церкви как "благодатного организма", в котором преображается человеческая природа) и достигается спасение.
Исходя из этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построение принципов: христоцентичность, экклезиоцентичность и педоцентричность, соотносящихся как Богочеловек, богочеловечество и богоподобная личность.
а) О христоцентричности
Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель.
Термин "христоцентричность" чаще всего употребляется в богословии, философии, истории, аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно при христоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельское благовестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинное понимание богословия, истории, философии, аскетики и педагогики.
В нас должны быть те же чувствования (см.: Фил. 2, 2, 5), мысли (см.: 1 Кор. 2, 16) и воля (см.: Ин. 15, 4; 6; 10), что и во Христе Иисусе. Об этом убедительно говорит сербский святой нашего века, преподобный Иустин (Попович): "Если мысли человека обо всем в жизни не переходят в мысли о Христе, они обязательно превратятся в бессмысленное и самоубийственное мучение". Святой Апостол Павел, говоря о непрестанной молитве (см.: 1 Сол. 5, 17), так же напоминает нам о необходимости постоянной обращенности нашего ума и сердца к Богу.
Итак, христоцентричность - главный основополагающий (см.: 1 Кор. 3, 11), универсальный (Колос. 1, 16-20), смысло- и целеобразующий принцип, руководящий нас соотноситься в жизни, в педагогике и во всем (Ин. 5, 19) с Господом нашим Иисусом Христом - непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин. 14, 6), Источником Премудрости, ведения (Кол. 2, 3) и благодати (Ин. 1, 16), дабы веруя в Него все творить во имя и во славу Его (Ин. 20, 31).
б) Об экклезиоцентричности
С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.
Свт. Феофан Затворник
Главный смысл и задача православной педагогики - приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе в лоне Церкви. Поэтому для всех православных педагогов должно быть ясным понятие о Церкви, о ее историческом бытии, о ее земном назначении, высокой значимости в педагогическом деле и Божественном домостроительстве нашего спасения.
Истинной христоцентричности можно достичь только живя в Богочеловеческом Теле Церкви - экклезиоцентрично.
На каждого члена Церкви безусловно возлагается долг - узнавать свою веру, воцерковляться в отношении учения церковного и стремиться к достижению совершенства дарами и средствами Церкви и всем своим жизненным подвигом. Источником научения, для всех доступным и равнонеобходимым, служит богожитие, обретаемое лишь через усвоение церковного вероучения, участие в богослужениях и таинствах, и во всем строе и укладе церковной жизни.
"Глубина ведения Церкви заведомо превышает силы отдельного человека, как бы он ни был одарен. Но он должен проверять себя по Церкви, учиться у Церкви, вопрошать Церковь, искать в ней, а не в себе самом истины. Для него церковность есть критерий истинности его мнений, у него не должно быть другой заботы, или другого желания, как быть церковным, находиться во внутреннем согласии с Церковью, и всякое самочиние, своемыслие должны быть ему чужды". Однако такое послушание Церкви ни есть внешнее, пассивное, но внутреннее, творческое, - послушание не раба, но сына, не страха ради, но любви. У любящего нет большей заботы, как быть в согласии с любимым. У сына же, быть в единении с Небесным Отцом и Матерью-Церковью. Но это единение тогда только полно и возможно, когда оно является искренним и свободным.
Для того же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви есть противление Духу Святому и желание солгать Ему (см.: Деян. 5, 3).
"Мыслить обо всем "во Христе" или Христом - вот главные заповеди для каждого христианина, вот наш категорический христианский императив теории познания". "Размышляя Христовым умом, соборным умом Церкви, христиане могут иметь "одни мысли", одни чувства, "иметь одну любовь", быть одной душой и одним сердцем, "единодушными и единомысленными" (Флп. 2, 2; 3, 16; 4, 2; Рим. 15, 5; 1 Кор. 1, 10). Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. ...Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15, 4).
Наивысшим плодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой и призвано все дело православной педагогики. Святость, будучи свойством Бога и Церкви, обретаема православными христианами "не от самих себя, но всегда только от Церкви, не от людей, но от Христа Господа, неразрывно соединенного с Нею, как Глава с Телом. И нет иной святости, кроме церковной. Все добро, вся святость, какая есть во вселенной, где бы она не находилась, нераздельно принадлежит Церкви". И потому вторым центром обращенности христианской жизни и православной педагогики является Церковь. Из этого положения можно вывести принцип экклезиоцентричности, который так же неразделен с христоцентричностью, как Христос и Его Церковь, как "глава и тело" (1 Кор. 12, 27), "лоза и ветви" (см.: Ин. 15, 5), "жених и невеста" (см.: Еф. 5, 23), а в педагогическом смысле, как "учитель, училище и ученики".
Итак, экклезиоцентричность - это второй и взаимоединый с христоцентричностью принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться со знанием, учением и опытом Православной Церкви.
в) О педоцентричности
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Мф. 18, 10
В центре педагогического процесса стоит ребенок - развивающаяся личность, несущая в себе образ Божий, призванная достигнуть богоподобия и унаследовать Царствие Небесное. От воспитания наших детей зависит наша будущая жизнь, оправдание или осуждение перед Богом, а потому нерадение о них есть величайшее зло. Ребенок - Божий дар и Божие достояние, потому и воспитан он должен быть во славу Божию. Сам Господь призывает нас к этому: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Господь столь высоко ценит детей не за их моральное совершенство (которого нет и не может быть в поврежденном грехом мире), но за смирение, простоту и искренность детской души. Поэтому в ответ на вопрос Апостолов, кто из них будет больше в Царстве Небесном, Он говорит: Кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном(Мф. 18, 4).
В деле определения цели христианской педагогики мы исходим из православного антропологического подхода, главным положением которого является учение об образе Божием в человеке. Понимание образа Божия в человеке невозможно без Богочеловека, а достижение цели, как спасения, невозможно вне Церкви, что полагает нам три главных центра в православной педагогике: христоцентричность, экклезиоцентричность и педоцентричность.
"Призвание человека в том, чтобы стать богом по благодати, сотворить из своего человечества храм Славы". Человек, по слову Григория Богослова, святителя IV века, - это "предел", "граница" между видимым и невидимым, телесным и духовным в ситуации воплощения, это посредник между тварью и Творцом. Высокое назначение человека - жить по образу Божию и достигать уподобления Богу христоподражательной жизнью.Цель земной жизни человека - принятие дара жизни вечной в Сыне Божием: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 54-56). Об этом замечательно пишет святитель Феофан Затворник: "Последняя цель человека - в Боге, в общении или живом союзе с Богом". Это богообщение начинается здесь на земле и продолжается в вечности.
Главным препятствием в достижении этой цели является повреждение образа Божия в человеке, вызванное грехопадением. В первородном грехе произошло раздвоение и расстройство в природе человека, но не утратилось стремление к богообщению. Образ Божий в человеке поврежден, но не уничтожен. Вот как раскрывает эту мысль в педагогическом аспекте протопресвитер Василий Зеньковский: "эта безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, которое заключил Господь в душу нашу". И вместе с тем это есть та самая надежда, о которой писал свои богодухновенные слова Апостол Павел, что она, есть для души как бы якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее за завесу (Евр. 6, 19). Вера в человека поистине входит внутрь человека за ту завесу, которая соткана его тьмой и грехом, ...куда предтечею за нас вошел Иисус (Евр. 6, 20), и там она видит нерастраченные силы, данные Богом каждому, - и от этого видения питается и живет и любовь к человеку, и светлый взгляд на него. "Это есть главная правда, главное откровение о человеке, как его знает православное сознание. Поскольку зрим мы человека "в свете Христовом", - за его недостатками, грехами, за его ограниченностью и слабостью открывается основная правда о человеке, которую нужно всегда держать в сознании", чтобы христоцентрично понимать человека. Человек нуждается в исцелении, преображении своей природы, ее обожении.
Помочь человеку на этом пути призвано все педагогическое дело. Вот как говорит об этом святитель Григорий Богослов: цель священника (и всякого воспитателя) состоит в том, чтобы "образ Божий пребывающий в человеке - соблюсти, или упадающий поддержать, или разрушенный возобновить, и Христа через Святого Духа водворить в сердце".
В детях сияние образа Божия еще не закрыто, как у взрослых людей, потому и нельзя войти в Царствие Божие, не став как дети (Мф. 18, 3), "если не доберемся до той глубины, в которой люди близки детям".
Итак, педоцентричность - это третий основополагающий принцип православной педагогики, ставящий богоподобную развивающуюся личность ребенка в центр нашего педагогического дела для обретения подлинной жизни в Боге под руководством Церкви и приложения сил, способностей и педагогического мастерства.
г) О нравственно-педагогическом аскетизме
На пути достижения цели христианской педагогики и решения ее главных задач предстоят большие совместные усилия всех участников педагогического процесса, ибо временем воспитания часто решается судьба человека - не только земная, но и вечная (см.: Мф. 11, 12). Потому свт. Иоанн Златоуст говорит: "всему нужно предпочитать попечение о детях и воспитанию их в учении и наказании Господнем". Чтобы учить других, надо самому учиться. Это неминуемо требует от педагогов собственного совершенствования и неусыпного бдения и трезвения в ходе воспитания и развития личности ребенка. Важно, чтобы православный педагог имел подлинную любовь, глубокое познание Бога, себя и своей профессиональной деятельности, и непрестанными усилиями возрастал в этом. Православный педагог должен являть достойный образ христианина и пример личного благочестия перед воспитанниками, подражая Господу нашему Иисусу Христу. Педагог должен быть ответственен за дело, собран, требователен к себе, по-христиански аскетичен. Описанию всех этих, необходимых для педагогического служения качеств, посвящена группа принципов нравственно-педагогического аскетизма, выражающих непрестанное, деятельное стремление педагога к христианскому и профессионально-педагогическому совершенствованию.
д) О нравственно-педагогическом взаимоединстве
В этой главе описывается группа принципов, раскрывающих отношение воспитателей и воспитуемых к главным ценностям христианской жизни: к Богу и Церкви, друг к другу, к Отечеству, культуре и к окружающему миру. Принципы нравственно-педагогического взаимоединства иерархично следуют за описанными ранее принципами христоцентричности и экклезиоцентричности. Они имеют превосходство над другими группами принципов - педоцентричности и нравственно-педагогического аскетизма - в силу того, что должны быть исполняемы как воспитателями, так и воспитуемыми и являть собою результат педагогического взаимодействия. Только при обоюдном исполнении воспитателями и воспитуемыми данных принципов в педагогическом процессе смогут реализоваться главные задачи православной педагогики.
Главным смыслом всей православной педагогики к достижению цели является необходимость связать педагогическое дело с нашим спасением, по учению Православной Церкви. Педагог и педагогика являются не целью, а средством руководящим нас к высшей цели - спасению. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 8-10). Будучи орудием в руках Божиих, педагог как детоводитель должен вести ребенка не к себе, а - посредством собственных и совместных усилий - ко Христу, в Котором и обретается наше взаимоединство под руководством и в лоне Церкви. Соединяясь со Христом в Евхаристии, причащающиеся верующие (воспитатели и воспитуемые) соединяются и друг с другом: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).
Педагогический процесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей и воспитуемых, органически переходит в их взаимодействие, высшим результатом которого должно стать их взаимоединство в духе христианской любви и благочестия при содействии Божественной благодати. Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и взаимопомощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к "духовно-эмоциональному созвучию", единодушию, единомыслию - нравственно-педагогическому взаимоединству. Это взаимоединство будет все более и более возможным при условии взаимного воцерковления участников педагогического процесса, приумножения истинной любви с возрастанием в Того, Который есть глава Христос(Еф. 4, 15) и исполнения правил и принципов, описываемых в работе.
"В воспитании мы "ведем" дитя, "помогаем" ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе; воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке святящую, как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде.Смысл воспитания в том, чтобы уяснить (освоить и усвоить, - прим. автора) путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать ее дарами свыше, живущими в Церкви". Это ясно раскрывает Апостол Павел: а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду..., дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф. 2, 13-15).
Вот главное триединство всех участников педагогического процесса (Бога, воспитателей и воспитуемых), обретаемое в лоне Церкви и раскрываемое через воплощение принципов нравственно-педагогического взаимоединства, как богочеловеческой синергийности или соработничества. Иными словами, это значит соединение по благодати с Богом и между собою. Обретение этого благодатного взаимоединства должно стать главным результатом усилий всех участников педагогического процесса. Сила - в единстве, единство - в духе, Дух живет в Церкви - в ее богодарованных таинствах. Принимая с благодарностью эти небесные дары, мы получаем спасительную благодать как залог вечной жизни. Именно в этом, по мнению автора, и заключается вся соль и главная суть православной педагогики.
Таким образом, группа принципов нравственно-педагогического взаимоединства определяет взаимоотношения участников педагогического процесса к Богу, Церкви, Отечеству, друг к другу и к миру с целью обретения взаимоединства в духе любви для спасения.
Принципы православной педагогики не равнозначны, они находятся в иерархическом единстве и должны иметь жизнеприложимость
Важно иметь в виду, что одной системы принципов не достаточно для достижения высоких результатов в педагогике. Хотя требования принципов одинаковы для всех православных педагогов, их практическая реализация личностно обусловлена. Они не заменяют ни личного духовного опыта, ни специальных знаний, ни мастерства, но способствуют большему пониманию педагогического процесса, обогащают сознание и опыт педагога, дают ориентацию, помогают вести все педагогическое дело душеспасительно.
ВЫВОДЫ:
Главным руководящим принципом устроения нашего педагогического дела должен быть принцип, провозглашающий: а) в главном (основаниях и принципах) - единство, б) во второстепенном (средствах и методах) - свобода, в) и во всем остальном (дидактических формах работы) - любовь.
Данная исследовательская работа призвана помочь педагогам и всем интересующимся вопросами воспитания подрастающего поколения:
Осознать меру поврежденности человеческой природы и необходимость ее исцеления и возведения в иное качественное состояние.
Выявить то истинное основание, высший авторитет и недосягаемый идеал для педагогики, какой являет Господь наш Иисус Христос.
Осознать цель, направленность и содержание педагогики по замыслу Божию, стремясь к их реализации в лоне и под руководством Православной Церкви.
Оценить значимость Божественной благодати в воспитании возрастающей личности, формирование которой должно опираться и ориентироваться на образы святости и благочестия.
Понять педагогический процесс как богочеловеческий, требующий от его участников соработничества Творцу и сотрудничества друг с другом.
Оценить значимость богодарованного свойства свободы личности и важность укрепления ее в верном нравственном выборе - в добре и в Боге - через совпадение воли человеческой с Божественной (нравственная свобода и синергийность).
Осознать иерархическое единство всех участников и сторон педагогического процесса;
Утвердить в мысли, что педагогический процесс в православном духе может строиться только через Церковь, под ее благодатным началом (экклезиоцентричность);
Понять величайшее назначение Церкви Христовой на земле и спасительный смысл воцерковления личности.
Определить роль и значение в педагогическом процессе триединого союза семьи, Церкви и школы, а значит, родителей, пастырей и педагогов.
Правильно оценить накопленный за многовековую историю педагогический опыт; извлечь из него необходимые уроки; включить наиболее ценное в современную науку и практику; постараться не повторять на новом этапе уже имевшие место ошибки, искажения, опасные тенденции, отмеченные в данной работе и других научно-исторических исследованиях по данному вопросу.
Осознать необходимость поэтапного воспитания религиозно-нравственного чувства и сознания в процессе становления личности.
Понять необходимость целостного подхода в воспитании личности с учетом религиозных, этических, культурологических и патриотических ценностей.
Воспитать ребенка - значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и совершенствования. Воспитать ребенка - значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка - значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своей Родине, своему Господу. Воспитать ребенка - значит научить его слышать и исполнять Слово Божие, волю Божию во имя любви ко Христу и спасения во Христе.
Обоснование термина Православная педагогика.
Термин «христианская педагогика» имеет историческое звучание и означает своеобразную педагогическую систему, сложившуюся внутри христианской культурной традиции. Он может употребляться при сравнении христианской педагогики с дохристианскими и внехристианскими системами воспитания. Однако воспитательные системы разных христианских конфессий не тождественны, т.к. существуют конфессиональные различия вероучений, которые налагают свою печать на жизнь и педагогическую практику.
Для педагогики значимы следующие межконфессиональные различия:
· понимание целого ряда веро- и нравоучительных истин об искуплении и спасении;
· учение об образе Божием в человеке и первородном грехе;
· понимание цели и смысла жизни и сопряженных с ними педагогических задач;
· понимание места и роли Церкви, таинств и пастырства в педагогическом деле.
Различны также педагогическое наследие, педагогическая среда, средства и методы воспитания, а также мера и степень допустимого и недопустимого во взглядах и педагогической практике.
Вышеназванные конфессиональные отличия показывают, что наряду с термином "христианская педагогика" должны существовать термины, определяющие педагогические системы разных конфессий. Например, "католическая педагогика", "протестантская педагогика", "православная педагогика" и т.п. Так, термином "православная педагогика" можно пользоваться как для определения своеобразия педагогической системы Православной Церкви среди христианской педагогики иных конфессий, так и для подчеркивания особенностей православных оснований нашей педагогики по сравнению с современными системами, основанными на безрелигиозном подходе к миру и человеку.
В дальнейшем, говоря в нашей работе о «христианской педагогике» мы будем иметь в виду православную педагогику.
Под православной педагогикой мы будем понимать науку и искусство воспитания целостной личности на пути ко спасению во Христе через Церковь.
Главная задача и направление в православной педагогике.
Православный педагог призван вести детей к истинно-духовной жизни, которая есть жизнь с Богом, в Боге и для Бога, и достижима лишь в лоне Матери-Церкви. Церковная жизнь ставится во главу угла всего дела православной педагогики: главная задача педагогической деятельности есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины. Для того чтобы происходило такое вхождение ребенка в церковный организм, работа Церкви в области религиозного воспитания должна иметь четыре измерения:
· созидание полноценной литургической жизни в богослужебном годовом круге;
· тесное общение пастыря и преподавателей с детьми и их семьями;
· собственно религиозное обучение детей;
· полнокровная и деятельная жизнь в церковно-приходской общине.
Соединять все эти три составляющие самим родом своего служения призваны священники, как руководители всей приходской жизни и ведущейся на ее базе религиозно-воспитательной работы. Но если каждый пастырь должен обладать специальными педагогическими знаниями и навыками, то и каждый педагог-мирянин должен относиться к своему делу, как к богослужению.
Понятие принципа в педагогике
Наша работа посвящена выявлению наиболее важных принципов православной педагогики. Сама постановка темы требует определить, что такое «принцип» в целом и «педагогическийпринцип» в частности.
Ряд энциклопедических словарей дают понятие "принципа" с незначительными вариациями; в обобщенном виде оно может быть представлено следующим образом:
Принцип (от лат. principium - от греч.arch - начало, основа) - это философская категория, выражающая: 1) основное, исходное положение, руководящую идею, какой-либо теории, учения, науки, действия; 2) внутреннее
убеждение человека, взгляд на вещи; основное правило поведения, деятельности[1].
Между тем, с богословской точки зрения, принцип не есть лишь безличная категория или абстрактное понятие. Для христиан в начале (Ин. 1,1) всего было Слово - Христос, Который Сам является исходным, - и, что самое главное, личным, - Принципом всего сущего. Бог - источник всякого бытия (см.: Исх. 3, 14), и способ бытия всей твари обусловлен личным, а значит, этическим отношением к Сущему (см.: Мф. 22, 37). Поэтому главный принцип христианской жизни вообще и христианской педагоги в частности - христоцентричность.
Разумеется, в конкретных ситуациях мы оказываемся вынуждены определенным образом оформить эти личные этические отношения с Первопринципом сущего, и тогда возникает канон, - понятие, которое в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова определяется как "правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения"[2]. В церковном понимании канон означает "правило, которое Церковь постановляет в отношении веры и нравственности или церковного благочиния для обязательного выполнения со стороны верующих христиан"[3].
Педагогический канон,или принцип, есть норма того, как воплощать неизменные истины педагогического искусства в изменяющихся условиях истории. Поэтому пользоваться педагогическими принципами - значит уметь находить в них сущностное ядро педагогических истин и затем это неизменное актуализировать в педагогическом процессе.
Для претворения в жизнь принципов православной педагогики, выявляемых в педагогическом наследии прошлого, требуется не просто знание этих принципов, а духовное усилие по ходу всей жизни и педагогической деятельности.
Попытаемся сформулировать определение понятия"принцип" в педагогике. Педагогический принцип - основоположение, служащее смысло- и формообразующим началом, выявляющим дух, содержание, направленность и границы деятельности в педагогическом процессе.
Итак, принцип в педагогике может рассматриваться как важнейшее, идейно-смысловое правило или педагогический канон, руководствующий к действию в педагогическом процессе. Благодаря педагогическим принципам решаются задачи и реализуются цели православной педагогики. Принципы служат средствами-ориентирами верности всего педагогического делания.
По ходу нашего историко-педагогического исследования мы выявили, что принципы православной педагогики имеют глубокую взаимосвязь со своим главным основанием - Христом (см.: 1 Кор. 3, 10-11), Божественным Откровением (2 Тим. 3, 16-17), догматикой, православной антропологией и нравственно-аскетическим учением Церкви.