Цели, задачи, принципы и преимущества дистанционного обучения
Основу образовательного процесса при дистанционном обучениии составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте, телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимися образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения ими определенного образовательного ценза.
Принципы:
- активности обучающихся в познавательной деятельности;
- систематичности применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач;
- регулярного взаимодействия обучающихся с обучающими, а также друг с другом;
- модульности построения учебного материала;
- систематичности контроля успешности обучения.
Особенности дистанционного обучения:
- равенство возможностей всех обучающихся в получении и использовании образования на всех этапах жизненного пути независимо от социального положения и избранного на данный момент вида деятельности. независимость от расстояний, индивидуализация
- модульность структуры учебного материала
- необходимость тщательного планирования и систематического управления
- интерактивность
- особый характер мотивации обучающихся.
Субъекты дистанционного обучения.
При создании организационно-управленческого обеспечения системы дистанционного обучения учитывают, что с ней взаимодействуют следующие лица:
Организаторы обучения (менеджеры) решают самый широкий круг задач: от общего руководства проектом до подбора авторов курсов, преподавателей, технических специалистов и координации их работы.
Авторы курсов разрабатывают учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения: создают электронные учебники, компьютерные обучающие и моделирующие программы, наполняют базы данных и базы знаний, составляют путеводители по Интернет, проектируют компьютерные аудио- и ви-деомагериалы, создают и встраивают в учебный курс средства контроля учебного процесса и т.п. Авторы курсов проводят работу по обновлению и исправлению учебно-методического обеспечения постоянно, так как в процессе эксплуатации системы естественно обнаруживаются неточности или ошибки в изложении учебного материала, находятся пути его совершенствования.
Обучающиеся являются главными пользователями системы дистанционного обучения. Они, работая индивидуально или в составе учебной группы, изучают соответствующие учебные материалы, овладевают соответствующими знаниями, умениями, навыками.
Кураторы, или тьюторы - преподаватели, которые руководят действиями обучающихся. Кураторы осуществляют первичное консультирование своих подопечных, осуществляют текущий контроль знаний, определяют темы и разделы учебного материала, на которые тому или иному обучающемуся следует обратить особое внимание, принимают решения о переходах обучающихся от одного этапа обучения к другому.
Кураторы, в случае необходимости, выступают в качестве посредников между обучающимися и преподавателями-консультантами. Последние осуществляют помощь обучающимся по конкретным вопросам изучаемых дисциплин.
Работоспособность системы поддерживают технические специалисты. Они в случае необходимости консультируют пользователей системы по техническим вопросам.
Другие пользователи сети, которых также следует считать пользователями системы дистанционного обучения, понимаются лица, с которыми устанавливают контакты обучающиеся, осуществляя поиск нужной им информации в открытых ресурсах Интернет.