Цели, задачи, принципы и преимущества дистанционного обучения

Основу образовательного процесса при дистанционном обучениии составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте, телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимися образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения ими определенного образовательного ценза.

Принципы:

  • активности обучающихся в познавательной деятельности;
  • систематичности применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач;
  • регулярного взаимодействия обучающихся с обучающими, а также друг с другом;
  • модульности построения учебного материала;
  • систематичности контроля успешности обучения.

Особенности дистанционного обучения:

  • равенство возможностей всех обучающихся в получении и использовании образования на всех этапах жизненного пути независимо от социального положения и из­бранного на данный момент вида деятельности. независимость от расстояний, индивидуа­лизация
  • модульность структуры учебного материала
  • необходимость тщательного планирования и систематического управления
  • интерактивность
  • особый характер мотивации обучающихся.

Субъекты дистанционного обучения.

При создании организационно-управленческого обеспечения системы дис­танционного обучения учитывают, что с ней взаимодействуют следующие лица:

Организаторы обучения (менеджеры) решают самый широкий круг за­дач: от общего руководства проектом до подбора авторов курсов, преподава­телей, технических специалистов и координации их работы.

Авторы курсов разрабатывают учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения: создают электронные учебники, компьютерные обу­чающие и моделирующие программы, наполняют базы данных и базы знаний, составляют путеводители по Интернет, проектируют компьютерные аудио- и ви-деомагериалы, создают и встраивают в учебный курс средства контроля учебного процесса и т.п. Авторы курсов проводят работу по обновлению и исправлению учебно-методического обеспечения постоянно, так как в процессе эксплуатации системы естественно обнаруживаются неточности или ошибки в изложении учеб­ного материала, находятся пути его совершенствования.

Обучающиеся являются главными пользователями системы ди­станционного обучения. Они, работая индивидуально или в составе учебной группы, изучают соответствующие учебные материалы, овладевают соответ­ствующими знаниями, умениями, навыками.

Кураторы, или тьюторы - преподаватели, которые руководят действиями обучающихся. Кураторы осуществляют первичное консультирование своих подопечных, осу­ществляют текущий контроль знаний, определяют темы и разделы учебного материала, на которые тому или иному обучающемуся следует обратить особое внимание, принимают решения о переходах обучающихся от одного эта­па обучения к другому.

Кураторы, в случае необходимости, выступают в качестве посредников между обучающимися и преподавателями-консультантами. Последние осуществля­ют помощь обучающимся по конкретным вопросам изучаемых дисциплин.

Работоспособность системы поддерживают технические специалисты. Они в случае необходимости консультируют пользователей системы по техни­ческим вопросам.

Другие пользователи сети, которых также следует считать пользо­вателями системы дистанционного обучения, понимаются лица, с которыми устанавливают контакты обучающиеся, осуществляя поиск нужной им ин­формации в открытых ресурсах Интернет.

Наши рекомендации