Список рекомендуемых элективных учебных курсов профильного обучения

для предмета «Информатика и ИКТ»

Автор, название Класс Кол-во часов Сопровождение курса
Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина Математические основы информатики 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Н.Д. Угринович Исследование информационных моделей 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
А. В. Хуторской, А.П. Орешко Технология создания сайтов. 10-11 Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008.
М.П. Боршуляк Flash 5 10-11 Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
Л. А. Залогова. Компьютерная графика 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
М.Ю. Монахов, А.А. Воронин Создаем школьный сайт в Интернете 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. Учимся проектировать на компьютере 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информационные системы и модели 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Н.Н. Самылкина «Готовимся к ЕГЭ по информатике: элективный курс». 10-11 18, Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях» 10-11 16-18 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Р.В. Колбин «Глобальные и локальные сети: создание, настройка, использование. Элективный курс». 10-11 Р.В. Колбин «Глобальные и локальные сети: создание, настройка, использование. Элективный курс»: учебное пособие (методическое пособие) М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Э.В. Танова «Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных» 10-11 Э.В. Танова «Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных»: учебное письмо (методическое письмо) М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
М.П. Боршуляк Программа Flash 5. 10-11 классы: Учебное пособие с CD-ROM.     М.П. Боршуляк Программа Flash 5. 10-11 классы: Учебное пособие с CD-ROM – М.: Дрофа, 2006.
Microsoft Corporation Основы программирования на примере Visual Basic.NET 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Microsoft Corporation Основы компьютерных сетей 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Microsoft Corporation Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка 10-11 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (2010, 2009).
Совертков П. И. / Назин А. Г. Моделирование в интегративном проекте по математике и информатике 10-11 Не указано Совертков П. И. Моделирование в интегративном проекте по математике и информатике. Элективный курс : методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ясницкий Л. Н. / Черепанов Ф. М. Искусственный интеллект 10-11 18, 35, Ясницкий Л. Н. / Черепанов Ф. М. Искусственный интеллект. Элективный курс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач 10-11 Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Шевцова А. М. / Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование 10-11 Не указано Шевцова А. М. Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Поднебесова Г. Б. Основы компьютерной алгебры 10-11 Поднебесова Г. Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Костюк Ю. Л. / Фукс И. Л. Основы разработки алгоритмов. 10-11 Не указано Костюк Ю. Л. / Фукс И. Л. Основы разработки алгоритмов. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
И. Б. Горбунова. Музыкальный компьютер (новый инструмент для музыканта) 10-11 Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область математика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004. Переиздано: Г.Г. Белов, И.И. Горбунова, А.В. Горельченко «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)», учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Санкт-Петербург СМИО Пресс 2007 г., 212 с.
Курганова Н.О. Машинопись в редакторе MS-WORD. 10-11 Курганова Н.О. Машинопись в редакторе MS-WORD./ Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008 г.
Тишин В.И. 9, Не Тишин В.И. Программирование на Паскале:
Программирование на 10-11 указано практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория
Паскале. знаний, 2013 г.
Соверков П.И., Назин 10-11 Не Соверков П.И., Назин А.Г. Моделирование в
А.Г. Моделирование в указано интегративном проекте по математике и
интегративном проекте информатике. Элективный курс: учебное
по математике и пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
информатике. 2012 г.
Лобзин Ю.А., Рожавский 9, 10- Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. Графический
В.Г. Графический дизайн. дизайн : Учебное пособие для старших
классов общеобразовательных учреждений.
Элективный курс. – М.: ОО «ТИД «Русское
слово - РС», 2008.

Углубленное изучениепредмета «Информатика и ИКТ» поФКГОС непредусматривается. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, для классов с углубленным изучением отдельных предметов при наличии учебно-методических комплектов, рекомендованных Миниобранауки РФ, наличии соответствующих кадровых и материально-технических условий организовать углубленное изучение предмета «Информатика и ИКТ» возможно.В таблице 2 представлен список программ для изучения предмета «Информатика и ИКТ» на углубленном уровне.

Таблица 2.

Список примерных программ

для изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

  Программы для изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» ФКГОС Программы для УГЛУБЛЕННОГО изучения предмета «Информатика и ИКТ» ФКГОС
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 1. Босова Л.Л., Босова Л.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 2. Босова Л.Л., Босова Л.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. (в сборнике представлены программы к учебникам Семакина И.Г. и Угриновича Н.Д.). 1. Программа для углубленного изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе - 2 ч./нед. (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование 5-7 классы. Программы и планирование. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.). 2. Программа для углубленного изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе - 2 ч./нед. (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика и ИКТ: учебная программа и поурочное планирование 8-9 класс. Программы и планирование. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.).
Издательство «Просвещение» 1. Информатика. Программы общеобразовательных учреждений. 2-9 классы / составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2010 г. 2. Информатика и ИКТ. Рабочие программы. 10-11 класса: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2012 г. Нет программы
Издательство «Дрофа» 1. Ю.А. Быкадоров. Информатика и ИКТ. 8–9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г. 2. С.М. Юнусов. Информатика и ИКТ. 10–11 классы. Профильный уровень. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г. (в сборнике представлена программа к учебнику Фиошина М.Е.) Нет программы
Издательство «Питер-Пресс» 1. Н.В Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) — СПб.: Питер, 2011. Программа углубленного базового уровня Макаровой Н.В. по 2 ч./нед. или 3 ч. в 7, 8 и 9 классе; по 2 ч. в 10 и 11 классе (Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) — СПб.: Питер, 2011).

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 18, п.4] организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:

1. учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2. учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится[1, ст. 28. п.3, п.п.9]: определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 47] педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Федеральный перечень учебников ежегодно утверждается министерством образования и науки Российской Федерации. С 2014 года федеральный перечень учебников [13] разделен на три части:

1) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3) учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и отвечают следующим требованиям:

а) принадлежат к завершенной предметной линии учебников;

б) представлены в печатной форме и имеют электронное приложение, являющееся их составной частью;

в) имеют методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» «… организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067».

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, обучающиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу приказа министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год».

Следует обратить внимание на то, что в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ (раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»)), по ошибке не был включен учебник – Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ 8 класс. Это было исправлено приказом Минобрнауки России от 10 июля 2013 г. № 544 «О внесении изменения в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2013 г. № 29846).

На основании письма Департамента образования Белгородской области № 9-06/789-НМ «Об основных образовательных программах общего образования» учителям необходимо учитывать, что теперь рабочие программы по предметам необходимо разрабатывать на срок действия основной образовательной программы (нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года, основного общего образования - 5 лет, среднего общего образования – 2 года). Следовательно, выбирать учебники нужно сразу на весь период действия основной образовательной программы.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m729.html (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный № 15987), с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 января 2012 г. № 16 http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2.html.

Эти пособия можно использовать для изучения элективных курсов. Список рекомендуемых элективных учебных курсов профильного обучения для предмета «Информатика и ИКТ» представлен в приложении 1.

С 1 января 2015 года наряду с учебником в печатной форме обязательно представлен учебник в электронной форме. Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений.

При комплектовании фондов школьных библиотек учебниками одновременно к бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника [21]. Следующий федеральный перечень учебников будет утвержден Министерством образования и науки РФ в 2017 году. С действующим федеральным перечнем учебником можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки России: http://mon.gov.ru. В связи с такими нововведениями из федерального перечня учебников могут быть исключены отдельные завершенные предметные линии учебников. В связи с этим рекомендуется предусмотреть возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию учебников.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета [5, 8]:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебных планов основных образовательных программ уровней общего образования;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебных планов основных образовательных программ уровней общего образования.

5. КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

В педагогике выделяют следующие виды контроля:

- текущий (осуществляется в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках),

- периодический (тематический) (проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля),

- итоговый (осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе).

ФКГОС и примерные программы по предмету «Информатика и ИКТ» четко регламентируют процентное соотношение теории и практики, а именно: 50% всего времени должно отводиться на выполнение практической работы при изучении предмета.

ФКГОС предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума–интегрированных практических работ(проектов),ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ по информатике и ИКТ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени [10].

При проведении занятий по предмету «Информатика и ИКТ» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

Темы, количество практических работ и практикумов по информатике и ИКТ регламентируется примерной программой по информатике и ИКТ (ФКГОС) [8]. В основной школе это 55 практических работ и 10 практикумов. В старшей школе - на базовом уровне 13 практических работ. Для профильного уровня четкого количества практических работ и практикумов не указано, предлагается только из 280 часов, отведенных на изучение информатики и ИКТ, на практикум отводить 140 часов.

Авторы УМК по информатике и ИКТ, ориентируясь на примерную программу по предмету, определяют свое количество практических работ. Учитель информатики самостоятельно определяет количество практических работ и практикумов по рабочей программе автора УМК и с учетом примерной программы по информатике и ИКТ, с целью выполнения требований стандарта.

Количество контрольных работ по информатике не регламентируется примерной программой по информатике и ИКТ (ФКГОС). В программах авторы учебников по информатике и ИКТ не всегда указывают количество контрольных работ. Следовательно, количество контрольных работ и их периодичность должны описываться в рабочей программе, составленной учителем, и регламентироваться локальными актами образовательной организации.

В рабочих программах авторов УМК по информатике и ИКТ указаны такие формы текущего и итогового контроля, как: проверочная работа, практическое задание, практическая работа, лабораторная работа, контрольная практическая работа, тестирование, практическая зачетная работа, практикум. Форма текущего (тематического) и итогового контроля учителем информатики определяется в соответствии с локальным нормативно-правовым актом образовательной организации [1, ст. 28 п. 10].

Нормы и критерии оценивания практических и контрольных работ рекомендуется устанавливать в соответствии с локальным актом образовательного учреждения.

Требования к ведению тетрадей по выполнению практических и контрольных работ по информатике и ИКТ, а также правила их хранения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

Ниже представлена таблица 3 с рекомендованным количеством практических работ, разработанная творческой группой учителей информатики (используемые УМК по информатике и ИКТ (ФКГОС) в Белгородской области).

Таблица 3.

Рекомендуемое количество практических работ по предмету «Информатика и ИКТ»

Наши рекомендации