Творческий потенциал библиотечных специалистов: как его развивать?
В условиях инновационного преобразования библиотечной отрасли, с позиций управления важно уделять внимание каждому из факторов, определяющих уровень инновационного развития. Ключевым фактором как для отдельно взятой библиотеки, так и библиотечного дела в целом являются содержательные характеристики субъектов инновационных процессов (инноваторов, разработчиков, экспертов, инновационных менеджеров и др.).
На наш взгляд, доминирующим фактором антикризисной деятельности в библиотеке выступает творческая активность специалиста. Креативность становится актуальной не только для творческих профессий, но и для преимущественно технологичных сфер деятельности. Это обусловлено современной динамичностью развития почти всех сфер человеческой деятельности, изменением технологий профессиональной деятельности, а значит существенной модернизацией требований, предъявляемых к личностным качествам, способностям, компетенциям, знаниям, умениям и навыкам специалистов.
Успех инновационной деятельности зависит от субъективного фактора, личность предопределяет появление и реализацию идеи, положенной в основу инновационного процесса. Лишь отчуждаясь от носителя, получив воплощения в конкретном творческом продукте, инновации начинают существовать по сценариям инноватики, распространяясь, видоизменяясь, приспосабливаясь к традиционным форматам деятельности и социокультурному контексту.
В основе личности инноватора лежит творческий потенциал как возможность генерировать инновационные идеи, организовывать и воплощать творческие задумки. Потенциал (от лат. potentia – сила) означает возможность, внутренне присущую силу, способность к действию. Исследователи Института человека Российской Академии наук в коллективной монографии «Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода» определяют человеческий потенциал как способность социума к продуктивной жизнедеятельности в направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости в расширяющихся границах внутренних и внешних условий (4). Уже в этом определении указывается на преобразующий характер жизнедеятельности членов социума, ориентация их на повышение качества жизни посредством творчества.
Применительно к человеку говорят о личном (интеллектуальном, эмоциональном, творческом и т. д.) потенциале – сложной системе характеристик, связанной с движущими силами духовного развития, мотивацией и самооценкой человека.
Творческий потенциал специалиста является частью личностного потенциала. Это комплексное понятие, отражающее профессионально-творческое состояние субъекта на какое-либо время. Это весьма четкая характеристика человеческого потенциала, поскольку она связана с уровнем общей и специальной одаренности специалиста.
Исходя из характеристики креативности (творческой одаренности) и понятия человеческого потенциала творческий потенциал библиотечного специалиста можно определить как совокупность различных характеристик личности, обеспечивающих успешное осуществление творческой деятельности (восприятие новой информации, приращение профессионализма, выдвижение жизнеспособных, конкурентных идей, нахождение решений нестандартных задач и новых способов решения старых задач и т. д.).
В отличие от творческой активности потенциал может не проявлять себя в поведении человека, это – сфера возможного, потенциально заложенного в человеке. В течение жизнедеятельности человека, во время учебной и трудовой деятельности он накапливается, чтобы потом постепенно полностью или частично реализоваться под воздействием внешних стимулов или внутренних мотивов личности.
В основе формирования творческого потенциала лежат врожденные характеристики личности: физическое и психическое здоровье человека и психологические особенности личности (задатки, темперамент, генетические способности личности, особенности высшей нервной деятельности, черты характера и т. д.). Нормальное физическое и психическое здоровье – необходимое условие для осуществления любой деятельности. Оно влияет на работоспособность и продуктивность труда, на психологическое и эмоциональное состояние человека во время рабочего дня. Врождённые психологические особенности личности определяют склонности человека к определённым видам деятельности и работ. На основе задатков формируются творческие способности личности, а темперамент определяет поведение человека в различных ситуациях.
Во всех исследованиях по психологии человека указывается, что личность формируется на основе природных свойств, в процессе активных взаимоотношений с социальной средой и деятельностью. Поэтому творческий потенциал специалиста формируется в процессе жизнедеятельности, под воздействием окружающей среды, в процессах развития, социализации и профессионализации личности. В его структуру входят профессиональная компетентность, общие и специальные творческие способности, внутренняя мотивация на творческую самореализацию в профессиональной деятельности (см. рисунок 1), т. е. для творческой самореализации в профессиональной сфере, библиотекарю необходимо быть высококвалифицированным специалистом, иметь профессиональную творческую одаренность и желание (внутреннюю потребность) к творческой самореализации.
Рис. 1. Структура творческого потенциала библиотечного специалиста
Для производства новых идей, выработки нестандартных решений и подходов в деятельности необходим высокий уровень профессиональной компетентности.Т. А. Ждановой под данным понятием понимается «достижение вершины профессиональной квалификации, на которой специалист способен самостоятельно давать оценку поставленной задаче, создавать необходимую методику и инструменты для решения проблем» (2, с. 22).
Иначе говоря, для осуществления творческой деятельности библиотечному специалисту необходимо понимать причинно-следственные связи кризисных и проблемных явлений в библиотечной сфере, прогнозировать влияние творческих результатов (идей, новаций, инноваций) на развитие практики, знать технологию основных библиотечно-библиографических процессов, видеть в ней проблемы и наметившиеся противоречия, определять возможные подходы к их ликвидации, правильно выбирать и генерировать оптимальный вариант разрешения проблемы (противоречия).
Нацеленность решить профессиональную задачу требует владения традиционными профессиональными технологиями и методами. Отсюда первостепенное значение базовой технологической и теоретической подготовки. Однако достижение высшей ступени профессионализма (граничащей с творчеством) возможно лишь в бесконечном стремлении личности к развитию, постоянному обогащению, обновлению своей деятельности, предполагающий осознанный пересмотр наличных возможностей традиционного опыта, непрерывный поиск средств и способов деятельности, адекватным новым задачам, возникающим в ходе деятельности в определенном социально-экономическом контексте. Таким образом, чем больше жизненный и профессиональный опыт специалиста, тем богаче его внутренний мир и шире база творчества.
Профессиональная компетентность формируется в процессах практической деятельности, непрерывного профессионального образования и самообразования. Началом формирования профессиональной компетентности становится получение специального библиотечно-библиографического образования. Система базовых профессиональных знаний и умений формируется в сузах и вузах культуры на библиотечных факультетах. Однако высшее профессиональное образование – только первая ступень для достижения профессионального мастерства. Фундаментальное библиотечное образование нацелено преимущественно на теоретическую составляющую обучения и получения умений, связанных с технологизированными процессами и операциями. А практика по многим инновационным направлениям работает на опережение науки. Поэтому все формы повышения квалификации (дополнительное профессиональное образования, курсы и семинары, участие в форумах, конференциях, слетах, стажировка, в том числе за границей) обогащают личность, способствуют ее профессиональному росту и обретению мастерства.
Однако система знаний, умений и навыков человека не гарантирует ни творческого отношения к труду, ни разумного использования своих творческих способностей. Основой творческой деятельности библиотекаря выступает творческая одаренность (креативность) специалиста, сущность и структура которой рассмотрены в первом разделе книги.
Остановимся подробнее на ключевом компоненте творческого потенциала – специальных способностях библиотечного специалиста. Это способности к профессиональной деятельности. Применительно к профессии библиотекаря их можно условно разделить на общебиблиотечные способности (характерные в целом профессии; своё отражение они находят в профессиограмме библиотекаря и библиографа), и функциональные, которые соответствуют конкретной библиотечной специализации и должности (библиотекарь, библиограф, комплектатор, методист и т. д.).
Качественный анализ специальных способностей необходим для выявления индивидуальных характеристик человека, которые важны для эффективного осуществления профессиональных видов деятельности библиотекаря, профессионального отбора, организации обучения и повышения квалификации и других целей кадрового менеджмента.
Общебиблиотечные способности. На основании исследований В. И. Андреева мы разработали модель общей профессиональной одаренности библиотечного специалиста, которая состоит из девяти групп качеств:
1. Мотивационно-творческая активность и направленность личности включает качества: любознательность, увлечённость, эмоциональность, стремление к творческим достижениям, стремление к лидерству, стремление к получению высокой оценки со стороны руководителя, чувство долга и ответственности, личная значимость творческой деятельности, стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.
2. Интеллектуально-логические способности включают качества: способность анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать, классифицировать
3. Интеллектуально-эвристические способности включают способность генерировать идеи, фантазию, воображение, способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций, видение противоречий, проблем, перенос знаний, умений в новые ситуации, способность отказаться от навязчивой идеи, преодолеть инерцию мышления, независимость суждений, критичность мышления, способность к оценочным суждениям, способность к самоанализу, рефлексии, сообразительность, оперативность памяти.
4. Мировоззренческие свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности, включают качества: убеждённость в социальной значимости своей профессии, непримиримость с дилетантским взглядом на библиотечную профессию, способность личности к овладению научными методами и принципами, ранговое место творчества среди наиболее значимых для личности видов деятельности, ранговое место мировоззренческих качеств личности среди наиболее значимых для личности творческих качеств.
5. Нравственные качества включают честность, правдивость, нетерпимость к недостаткам, скромность, смелость, мужество, нерешительность, уверенность в своих силах.
6. Способности личности к самоуправлению в творческой деятельности включают целеустремлённость, способность к планированию и рациональному использованию времени, самооценку творческих способностей и достижений, способность к самоорганизации, мобилизации, самоконтроль, способность к коррекции, перестройке деятельности, прилежание.
7. Коммуникативно-творческие способности включают способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности, способность организовывать творческую деятельность других, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии, способность избегать конфликтов в процессе творческой деятельности, либо успешно их разрешать.
8. Этические свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности, включают стремление и способность личности достигать гармонии, простоты и красоты процесса в результате творческой деятельности, стремление и способность личности достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений в процессе коллективной творческой деятельности, ранговое место эстетических критериев в системе ценностных ориентацией личности.
9. Индивидуальные особенности личности: темп творческой деятельности личности, работоспособность личности в творческой деятельности.
Функциональные способности. Творчество библиотечных специалистов неоднородно: многообразие их творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. В психологии виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности человека: производственно-техническое, научное, политическое, философское и т. п.
Библиотечно-библиографическая деятельность многогранна и интегрирует различные виды деятельности. Например, библиографическое творчество ближе к научному творчеству. Библиографическая эвристика, составительская работа, предметизация и другие библиотечно-библиографические процессы требуют от работника широкого кругозора, серьезной теоретической подготовки по многим отраслям знания, владения технологией осуществления тех или иных процессов.
Индивидуальная и групповая культурно-досуговая работа с детьми базируется на педагогических способностях. Поэтому библиотечно-библиографическое творчество предполагает педагогические, литературные, научные, режиссерские, актерские и другие виды способностей.
Для библиографирования и предметизации важны интеллектуально-логические способности – способности анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления и процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать систематизировать и классифицировать.
Для библиографического поиска актуальны интеллектуально-эвристические способности – способности генерировать идеи, фантазировать, воображать, способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций, видение противоречий и проблем, перенос знаний и умений в новые ситуации, способность отказаться от навязчивой идеи, преодолеть инерцию мышления, независимость суждений, критичность мышления, способность к оценочным суждениям, самоанализу и рефлексии, сообразительность, оперативность памяти.
Для специалистов в сфере библиотечного маркетинга чрезвычайно важны коммуникативные способности – способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности, способность организовывать творческую деятельность, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии, способность избегать конфликтов в процессе деятельности, либо успешно их разрешать.
Развитыми функциональными творческими способностями обладают не большое количество специалистов, это делает их востребованными в профессиональных сферах человеческой деятельности. Нередко человек, пришедший из смежной сферы деятельности (педагогики, научно-технической информации и др.), привносит «свежую струю» реализуя технологии, стандарты и творчество иной сферы.
Совпадение способностей и требований деятельности называется профессиональной пригодностью. С позиций управления оказывать влияние на развитие этой составляющей деятельностного потенциала весьма затруднительно. Однако, учитывая, что способности к библиотечно-библиографической деятельности не могут развиваться вне этой деятельности, считаем, что для формирования креативности работа у специалиста должна вызывать заинтересованность, стимулировать умственные усилия, заставляя его находиться «на грани» своих возможностей.
Рассуждая о творческой личности, ведущий специалист педагогики творчества В. И. Андреев писал: «творческая личность – это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество…» (1, с. 58). Внутреннюю мотивацию на творческую деятельность определяет отношение личности к творчеству как к одной из наиболее значимых социальных и профессиональных ценностей. Личность с высоким уровнем мотивации имеет установку на творческую самореализацию в библиотечной профессии, не смотря на возможные барьеры и проблемы. Фактически речь идет о фиксированной психологической установке – готовности творчески действовать в производственной ситуации.
Это – наиболее управляемая составная часть творческого потенциала, поскольку мотивация определяется ценностной сферой личности. Ценности человека могут быть общими и специализированными. К общим относятся: социальная справедливость, благополучие, человечность, доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и др. К специализированным могут – ценности сформированные, в том числе с учетом профессиональной деятельности. Они не столь безусловны как общие, поскольку могут вызывать конфликт у их носителей при столкновении, в связи с этим охарактеризуем их через дуальные пары: выгода – бескорыстие, рациональность – эмоциональность, доходность – социальная полезность и т. д. Совокупность специализированных ценностных оснований формирует сознание личности, влияет на принятие решений, поступки и деятельность конкретного человека.
При наличии у человека в системе ценностей творчества и инноваций возникает установка на самореализацию потенциальных возможностей, в том числе и творческих. При благоприятных условиях творчество становится основой самомотивации – внутренней установки; осознанном желании достичь результата, требующего сочетания воли, мотивации, способностей к адаптации ради успеха.
В основе стремления к творческой самореализации лежит внутренняя мотивация самоактуализации, которая проявляется в субъектной активности личности, не зависящей от ситуации и даже материальных ценностей (заработок, условия труда, материальное благополучие и т. д.).
Самореализация представляет собой выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности, в иерархии потребностей А. Маслоу она выступает высшим желанием человека реализовать свои таланты и способности, таким образом, содержание самореализации в значительной степени включает профессиональное творчество человека.
Без этой компоненты интеллектуальные и творческие лидеры могут упустить свое преимущество. Если они утратят познавательную активность, желание развиваться, то не сумеют активно приспособиться к инновационной деятельности, которая быстро приводит к устареванию прежних навыков.
Творческий поиск привлекателен с двух точек зрения: с точки зрения получения нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном, психологическом и образовательном планах особенно ценно, что человек способен испытать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творчества, исследовательского поиска. Для истинного творца созидание ради созидания – оптимальная форма существования, так как она служит реализации его поисковой активности – наивысшего уровня социальной активности личности.
Активность, в отличие от потенциала, обладает целенаправленным действием, а значит, имеет творческий результат. С одной стороны, корни творчества лежат в вынужденном приспособлении человека к изменившейся (проблемной) обстановке, но с другой стороны имеет место творчество по убеждению, основанное на ясно осознаваемой необходимости и желании непрерывного обновления опыта, постоянного поиска решений. Творческий специалист не хочет и не может действовать по-старому, такую установку и поведение Н. Н. Нечаев назвал творческим беспокойством (3).
Библиотечный специалист может сознательно и самостоятельно выбирать свое личное направление активности, направлять свою энергию и способности в социально-полезные сферы деятельности, сохранять устойчивость к ситуационным внешним воздействиям и социальному прессингу.
Внутренняя мотивация объективизируется в таких личных качествах, как любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям, стремление к самообразованию и др. Кроме того, важно желание быть творческой личностью и выйти за пределы известного.
Творческое отношение к труду предполагает созидательное и целенаправленное стремление к изучению осуществляемой личностью деятельности, интерес ко всему новому в ней, стремление расширить сферу своей деятельности за границы требований в сложившейся ситуации, что влечет поглощенность делом как призванием, как смыслом жизни и формирует преданность профессии. Поскольку библиотечно-библиографическое творчество часто носит корпоративный характер, в структуре инновационного потенциала личности должны быть такие качества, как стремление к обмену опытом и сотрудничеству; признание заслуг коллег, готовность им помочь.
В отличие от традиционной деятельности творчество представляется более высоким и совершенным типом деятельности; ее побудительный мотив связан с внутренними потребностями личности, стремлением к самореализации, к умножению творческих способностей и знаний. Как способность к созданию нового, стремление личности к деятельности, не мотивированной утилитарными потребностями, творчество всегда присутствовало в её деятельности.
Для человека, обладающего творческим потенциалом, важным становится подчас не экономическая мотивация, а стремление человека творчески выразить себя, реализовать свои задачи, склонности, культурный потенциал.
Потребность в творчестве является существенным показателем креативности: вкусив однажды радость созидания, человек испытывает сильную потребность в познании и творчестве, что является стимулом для формирования творческого отношения к жизнедеятельности в целом. Постепенно получение нового становится постоянной потребностью выходить за рамки стандарта и шаблона.
Однако многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда требуется самостоятельность в принятии решений, проявление творческих потенций. Люди равнодушные не тяготеют к совершенствованию, предпочитая заниматься рутинными операциями. Им свойственна потребность в стабильности, боязнь нового, незаинтересованность (недостаточная мотивированность) в инновационном процессе. Косность, консерватизм, трусость, леность мысли, конформизм свидетельствуют о низкой самомотивации личности. Они формируют у личности установку на сопротивление нововведениям.
В заключение предлагаем таблицу, сопоставляющую характеристики творческой личности и личности, не мотивированной на творчество (см. табл. 1)
Таблица 1.