Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение и структура деятельности учителя.Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями, продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и педагогической деятельности: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов, в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов предшествует длительная, кропотливая работа. Это анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока; выбор видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, содержания и организации самостоятельных работ; отбор приемов стимулирования активности учащихся и форм заданий на дом.

Организация деятельности учащихся включает постановку перед учащимися учебной задачи и создание условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма. Современная дидактика рекомендует несколько правил выдвижения познавательных задач:

¨ познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

¨ чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи, необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки;

¨ задача должна содержать информацию, необходимую для развития ума, воображения, осуществления творческих процессов;

¨ к осуществлению предметной деятельности необходимо расположить (создать учащимся положительную мотивацию);

¨ нужно научить учащихся решать задачу сначала вместе с учителем, затем – в коллективной работе, постепенно подводя к выполнению самостоятельных индивидуальных действий (М.А. Данилов).

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного контроля, т. е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности используемых приемов и методов. Результаты контроля, осуществляемого в форме наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе его работы. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.

Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т. д., но и использованием системы отметок, особенно срабатывающей в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены также в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также эффективности способов и условий этого достижения. Исходить следует из требований принципа оптимальности, учитывая, однако, что требуемый результат мог быть достигнут и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность осуществления учения обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, т. е. сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, в системе отношений и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т. е. побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели – к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:

¨ непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности, на ее положительных или отрицательных эмоциях (интересное преподавание, привлекательность личности учителя, желание получить похвалу, боязнь отрицательной отметки или наказания, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе);

¨ перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности (осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью – поступлением в институт, выбором профессии, созданием семьи; ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности);

¨ интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач).

Очевидна необходимость разумной актуализации всех перечисленных мотивов учения. Не менее очевидна и предпочтительность интеллектуально-побуждающих мотивов, среди которых особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (Г.И. Щукина). Низший, элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, к действиям по образцу. Второй уровень характеризуется интересом к зависимостям, причинно-следственным связям, к самостоятельному установлению их. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся.

Следующий компонент учения – учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним – мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

Главный инструмент познания – мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют привлечение учащихся к наблюдению за деятельностью своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Наши рекомендации