Лекция № 9. Этнопедагогическая мысль в Казахстане
План.
1. Распространение арабо-восточной культуры в казахской степи. Мысли великих ученых Средневековья (X-XV вв.) о воспитании.
2. Известные жырау и кочевые философы XV-XVII вв. и их взгляды на народное воспитание.
3. Взгляды казахских просветителей на казахскую этнокультуру.
Литература:
1. Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. – Алматы: Рауан, 1995. – 512 с.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, 1998. – 314 с.
3. Кубесова А. Педагогическое наследие аль-Фараби. – А., 1989.
В распространении арабо-восточной культуры в казахской степи большая роль отводится великим ученым Средневековья (X-XV вв.).
Непреходящее историческое значение имеет научная деятельность Абу Насыр аль-Фараби (870 - 950 гг.) – «второго учителя» после Аристотеля, родившегося в Отраре. Мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, выходец из тюркского племени был основоположником многих наук: математики, философии, логики, музыки, психологии. Аль-Фараби владел многими языками, оставил в наследство многочисленные труды (около 200 работ) в различных отраслях человеческого знания. Однако до нас дошло около 80 работ. Его философская глубина, энциклопедичность познаний чтилась подобно «Аристотелеву уму».
Фараби жил в счастливое для Отрара время. Здесь процветали наука и искусство. Раскопки на территории Отрар свидетельствуют о том, что еще до татаро-монгольского нашествия (1218-1221 гг.), он насчитывал полуторотысячную историю. О высокой цивилизации в Отраре в 8-9 вв. свидетельствуют прекрасная архитектура, водопровод, оздоровительные водные сооружения, уникальные интересные построения и т.д.
В Багдаде, Хиве, Отраре, Хорезме, Баласагуне – блистательные имена современников и поныне чтимых: Рабихи, Ибн Кура, Абу Фарас и др., чьи педагогические идеи и взгляды оказали огромное влияние на воспитание детей, молодежи и взрослых.
Аль – Фараби создал ряд научных трактатов: «О разуме», «О душе», «О темпераментах», «Ум и понятие», «О музыке», «О достижении счастья» и т.д. Наряду с философскими вопросами он рассматривал теоретические и практические проблемы педагогики, психологии и методики обучения. Его педагогические взгляды проникнуты гуманизмом и верой в человека.
Мощным средством формирования личности он считал воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, необходимые для молодого человека, стремящегося достичь совершенства счастья. При этом он большую роль отводил Учителю. «Настоящим воспитателем, главой добродетельного народа может стать лишь тот, кто соединит в себе 12 врожденных качеств и 6 приобретенных. Это следующие: у него должны быть хорошие умственные и физические качества, в особенности, память, обладать умом проницательным и прозорливым; уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию; быть воздержанным во всем, избегать игр и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям; любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью, стремиться к деяниям возвышенным, презирать роскошь и богатство, ненавидеть несправедливость и тех, от кого они исходят; быть справедливым ко всем, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью, проявлять решительность, быть смелым, отважным. Не знать страха» (Антология педагогической мысли Казахстана, 1995, С .60).
Аль-Фараби, говоря о целях и средствах воспитания, исходит из идеи Аристотеля о том, что все нравственные качества являются результатом упражнения, привычки и навыка, а не врожденными. Здесь велика роль воли, с помощью которой человек вырабатывает в себе умение сознательно выбирать желаемое между чувственными и духовными потребностями. Это впоследствии становится нормой, обязательной чертой характера.
Таким образом, Аль-Фараби разработал целую систему формирования всесторонне развитой личности и отразил взгляды народа на совершенного, справедливого правителя.
В XI-XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами на тюркском языке. Наибольшую известность имело творчество Юсуфа Баласагунского. Он родился в средневековом городе Баласагуне, в Чуйской долине, неподалеку от города Токмака. В своей книге «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной на тюркском языке в форме поэмы, автор дает обширную программу формирования всесторонне развитой личности, при этом он на первое место ставит обучение.
Большой вклад Ю.Баласагунский внес в разработку вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения. Его книга раскрывает пути воспитания нравственной личности. В ребенке нужно воспитывать честность, правдивость, доброту, трудолюбие, человечность, верность. Поэт осуждает такие отрицательные качества как зло, лицемерие, лень, пьянство, разврат, призывает к умеренности и сдержанности. Его трактат содержит ряд ценных, практических рекомендаций по организации воспитания не только детей, но и взрослых. Если хочешь быть человеком, то овладевай знаниями. Человек без знаний – невежда.
Педагогические взгляды Ю. Баласагунского перекликаются с основными положениями народной педагогики. Поэт, также как и народ, считает семейное воспитание основой основ формирования морально-психологического облика детей.
Большое значение на развитие педагогической мысли XI в. оказало творчество выдающегося ученого Махмуда Кашгарского, родившегося в ауле Барысхан неподалеку от озера Иссык - Куль. Автор известного древнетюркского письменного памятника «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»). Этот труд был впервые опубликован Венгерской академией наук в 1904 году. Его содержание выходит далеко за рамки лингвистического словаря. Это своего рода энциклопедия эпохи, являющаяся чуть ли не единственным источником информации о разных сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.
В Словаре немало интересных и оригинальных идей этико-педагогического, морально-психологического характера. На его страницах осуждаются отрицательные качества человека – алчность, трусость, подлость, низость и др., проповедуется мужество, благородство, доброжелательность и др. положительные качества человека. Он должен стремиться к добродетели, любить свой народ, быть стойким в несчастье, уважать старших, быть скромным.
В 1220г. народы Средней Азии подверглись монгольскому нашествию. Полчища Чингисхана разорили богатые города и цветущие селения, уничтожили древнюю культуру. Край изнывал под игом монголо-татарских поработителей, разоривших некогда цветущие города. Современник нашествия монголов историк Ибн-ал-Асир свидетельствовал: «Искры этого погрома разлетались во все стороны, и зло простиралось на всех, как туча, которую гонит ветер». (Александров Ю.И. Самарканд. Ташкент, 1970. – С. 51.).
Культурные центры, в которых развивалась грамотность, культура, наука, такие как Отрар, Тараз, Сыганак, Исфиджаб, Кулан сгорели дотла. Города были разрушены, мечети, медресе, торговые точки, библиотеки также подверглись разрушению.
В Средней Азии жили и творили многие выдающиеся ученые и мыслители. Ученый-математик Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми написал поэму «Махаббатнама», в 830 г. создал систематический курс алгебры, показал европейским математикам оригинальный метод решения квадратных уравнений. Поэт Сайф Сарай написал эпос «Гулистан», «Поэму о сорока одном батыре». В них воспеваются честность, правдивость, любовь.
В первой половине XV века выдающийся ученый Улугбек (1394-1449) построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, по своему оснащению и результатам исследований не имевшую равных. Составленные Улугбеком «Новые астрономические таблицы» и каталог положений звезд получили всемирную известность. Они отличались необычайной точностью.
Большое значение для воспитания и обучения подрастающего поколения имели и другие произведения, появившиеся в период существования Золотой Орды: Дастан «О Бабыре», «Мухаббатнама» Хорезми, Саиф Сарая «Гулистан» и «Поэма о 41 батыре», в которых воспевалось военно-патриотическое чувство.
В XV-XVII вв. своими воспитательными идеями выделились известные жырау, кочевые философы – Асан-Кайгы, Шалкииз, Жиембет, Бухар- жырау.
Асан-Кайгы – Асан печальный, опечаленный судьбой родного народа, его жалким существованием, решил отыскать другой мир, обетованную страну, где счастливы все. Но объездив все казахские степи, он не нашел ответа на свой вопрос. Жырау умер стариком, так и не осуществив своей мечты – дать счастье и благоденствие своему народу. Творчество Асан-Кайгы, несмотря на его утопичность, имело определенное педагогическое значение. В своих песнях он призывал людей к самосовершенствованию: интеллектуальному, нравственному и физическому.
Заметный след в культурном наследии XVI в. оставил Шалкииз –жырау. Он родился в семье степного феодала на побережье Яика (Младший жуз). Шалкииз участвовал в боевых походах, много путешествовал. Гордый жырау не всегда ладил со своим правителем – баем Темиром. Он воспевал героизм, храбрость степных батыров. Его стихи отличаются огромной силой педагогического воздействия, изобилием философских раздумий, образностью, афористичностью.
Школа воспитания казахов – это, можно сказать, высказывания поэтов-жырау, мысли великих философов степи, их творчество, народные пословицы-поговорки, запретные слова, национальные традиции и обычаи… все то, что имело огромное воспитательное значение не только для молодежи, но и для взрослых. В целом, поэзию, творчество поэтов-жырау, их деятельность, учитывая влияние на развитие казахского народа, можно условно разделить на три группы:
1.жауынгер жырау – это Доспанбет, Жиенбет, Актамберды, Махамбет;
2. мамылегер – Асан_Кайгы, Сыпыр-жырау, Умбетей, Бухар;
3. учителя – Шал, Базар, Майлыкожа.
Поэты – жырау посвятили все свое творчество народу, став первыми учителями, основоположниками казахской школы воспитания.
«Жети Жаргы» (Семь кодеков) Тауке-хана является основным фундаментом нынешней Конституции Республики Казахстан. Также, произведения «Тарихи-и-рашиди», «Жаханнама» автора, Мухаммеда-Хайдар Дулати и труды «Дом Наурыза», «Нысабнами казах» («Родословие казахов») автора, Кадыргали Косынулы Джайалыри служат воспитательными произведениями для подрастающего поколения.
Одно из главных мест в истории культуры и общественной мысли казахского народа принадлежит Чокану Валиханову. Он – выдающийся просветитель-демократ, крупный ученый, неутомимый путешественник, этнограф и великолепный фольклорист. Знакомство с основами арабской письменности, с образцами восточной классической литературы Ч.Валиханов начинал в Кусмурунской мусульманской школе. Еще в юношеские годы, во время обучения в городе Омске, он проявил большой интерес к изучению истории родного края и стран Востока.
В 1854-1857 годы Ч.Валиханов принимает активное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен к России, совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В эти же годы Ч.Валиханов посещает Кульджу, гостит у алатауских киргизов. Результатом этих путешествий явились талантливые путевые очерки «Дневник поездки на Иссык-Куль, «Западная провинция китайской империи и г. Кульджа», «Записки о киргизах». Ч.Валиханов первый из исследователей обратил внимание на знаменитый эпос киргизского народа «Манас» и записал его значительную часть.
Историко-литературные и географические исследования молодого ученого стали известны в научных кругах, и в феврале 1857 года его избирают действительным членом Императорского Русского географического общества. В общественной ориентации Чокан Валиханов был сторонником прогрессивных демократических идей своего времени. Его связывала тесная дружба с такими выдающимися людьми, как Достоевский, Чернышевский, Семенов-Тянь-Шанский.
Расцвет общественно-просветительской и научной деятельности Ч.Валиханова относится к концу 50-х и началу 60-х годов ХІХ века. В 1858-1859 гг. он совершил свою знаменитую поездку в Кашгарию, принесшую ему славу отважного путешественника. Благодаря выходу в свет таких работ, как «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтыншара», и других, Чокан Валиханов был поставлен в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. В труде «Следы шаманства у киргизов» обобщен огромный материал по истории, этнографии, культуре казахов, о быте и обычаях.
Научные труды Чокана Валиханова по истории, этнографии, культуре, географии, праву, религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в русское, но и мировое востоковедение.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889) занял выдающееся место в казахской истории как крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного казахского народа. Также, большой вклад он внес в развитие казахской письменной литературы. Получив образование в русско-казахской школе, он работал переводчиком в Оренбургском областном управлении. Потом стал учителем в начальной школе для казахских детей в Тургае. Будучи длительное время инспектором школы, добивался открытия русских школ для казахской молодежи. Его «Казахская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», вышедшая в 1879 году, является первым национальным букварем, первым учебником. Но эти книги предназначалась не только школьникам, они стали учебником для всего народа.
Художественные произведения просветителя – стихи и рассказы – составили начальную страницу нашей профессиональной письменной литературы и направили ее по демократическому пути. Ему первому принадлежит постановка вопроса о становлении и развитии казахского литературного языка. «Не щадя сил боролся он за чистоту родного языка. Изначальную творческую связь двух литератур – русской и казахской – мы опять же увязываем с именем выдающегося просветителя», - писал один из исследователей его наследия.
В переводе Алтынсарина казахские читатели впервые познакомились с образцами русской и западноевропейской классической литературы. Называя имя Ибрая Алтынсарина, мы часто употребляем слово «первый» и это не случайно, ибо он первым проложил для своего народа дорогу к знаниям, и первым указал ему пути дальнейшего культурного развития.
Литературное творчество Алтынсарина была непрерывно связано с его общественно-педагогической деятельностью. На ярких, взятых из жизни примерах, он доказывает пользу чтения, приобретения широких знаний, говорит о необходимости умелого ведения хозяйства.
Исследованием наследия Ибрая Алтынсарина занимались А.Сыздыков, Т.Тажибаев, К.Б. Жарикбаев, А.Молдашев, К.Жумаагулов, С.Калиев и другие.
Богатая непередаваемая народная поэзия стала первым учителем Абая (1845-1904). Другим источником поэтического роста явилось для Абая превеликое почтение к творчеству старых мастеров поэзии, как Физули, Фердауси, Низами, Навои, Сагди, Кожа Хафиз. И третьим не менее важным источником (он дал Абаю широкий кругозор и сделал его учителем своего народа) было русская поэзия (Михаилес, Долгополов, Гросс и др.).
Бабушка Зере, рассказавшая ему в детстве тысячи сказок, басен и старинных былей, научила его любить поэзию. Зере по роли, какую она сыграла в развитии Абая, можно поставить рядом с няней Пушкина. Она сумела глубоко и навсегда заронить в восприимчивой детской душе любовь к народу и его устной литературе.
Изучению казахской, восточной литературы повлияли и его отец Кунанбай, народные поэты: Шоже, Байкокше и другие, а на интерес к русско-западной литературе повлияли революционеры - ученые.
1. Абай в своих произведениях использовал ценные материалы восточных литераторов. Например, Абай на основе содержания восточной сказки «Масгут» написал поэму, в которой говорится о героизме молодого парня по имени Масгут (пророк Мухаммед). Он спасает скот от нападения разбойников. В знак благодарности хозяин скота (старик) предлагает цветок, имеющий три разноцветных фрукта и говорит:
Съешь ты белый плод – будешь всех умней,
Желтый съешь – будешь первым из богачей,
Красный съешь – станешь всем ты женщинам мил
Все любви будут искать твоей, - Масгут не выбирает красный плод. Абай, описывая смерть Масгута делает вывод, что опорой жизни являются знания и ум.
В своей известной поэме «Искандер» Абай развил тему, которую ранее развивали в своих произведениях его любимые поэты Востока. Основная мысль этого произведения – критика Александра за его экспансионизм.
2. Многие произведения Абая связаны с окружающим миром, природой. Например: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Старая одежда» и др.
3. Стихотворения Абая посвящены молодежи. Абая старался воспитывать молодёжь в духе оптимизма. Он учил их мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм.
В стихотворении «Если хочешь прожить человеком…», говорится, какие человеческие качества должны быть у человека.
В 41- назидании слов Абая говорится: «Никто не обладает властью, способной запугать нынешних людей. Никому не дано богатство, которого хватило бы на то, чтобы задобрить всех родителей».
Все произведения Абая посвящены будущему поколению казахского народа. Он внес большой вклад в развитие казахской этнопедагогики.
В начале ХІХ-ХХ века группа русских ученых занимались проблемой комплектования и собрания казахской устной литературы. В 1884 г. среди них был генерал-губернатор Сырдарьи И.И.Гродков, который поручил это дело Абубакиру Диваеву (1855-1933). А. Диваев хорошо знал арабский, персидский, казахский, узбекский, таджикский языки. Он стал собирать легенды, сказания, сказки, песни о батырах из уст старцев, аксакалов. Опубликовал в газетах и занимался переводом их на русский язык. В 1896 г. А.Диваев был принят в общество археологии, истории и этнографии Казанского Университета. Активными членами этого общества были В.В.Радлов, Г.Н.Потанин, В.П.Наливкин, Н.П.Остроумов и другие, которые занимались исследованием наследия тюркских народов.
А. Диваев отправлял в общество собранные материалы и исследовательские статьи. Ученый Казанского Университета П.Н.Ахметов (Сахит Герей Ахметов) высоко ценил отправленные рукописи и материалы. Им были исследованы виды и жанры устного творчества, героический этнос (Алпамыс, Кобыланды, Камбар батыров), обрядово-бытовые песни, сказки. Опубликованные им записи свидетельствуют о мастерстве А.Диваева как переводчика и коммутатора.
Научные взгляды А.Диваева складывались в сфере русской ориенталистики. Исследуя устную народную поэзию казахов и других тюркских народов, он пришел к заключению, что изучение народной словесности невозможно без помощи сравнительного метода. Признавая воздействие поэзии одного народа на другую, он считал, что каждый народ создает свои произведения самостоятельно.
Ученого интересовало не только сходство легенд. Большое внимание он уделял изучению местных особенностей народной жизни. А.Диваев стремился к сбору наиболее распространенных и популярных в народе устных произведений, публикации их с необходимыми комментариями. Он руководил подготовкой этнографической экспедиции на территории Казахстана, привлекал способную казахскую молодёжь и учил собирательной работе. Итогом многолетних трудов явилось создание 9-томного сборника материалов для статистики Сырдарьинской области, дающего широкое представление о духовной жизни, быте, мировоззрении казахского народа в прошлом.
А.Диваев оставил более 100 научных трудов. Он внес большой вклад в развитие казахской устной литературы.
Продолжатель традиций Абая, поэт, писатель, переводчик, философ, универсальный ученый - Шакарим Кудайбердиев (1858-1931).
Он с ранних лет интересовался литературой. Хорошо владел арабским, персидским, тюркским, русским языками. В 1905-1906 гг. был членом Русского Географического общества в отделении Семипалатинска. На основе народных легенд написал поэму «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» и др., занимался переводами рассказов Л.Н.Толстого, поэмы Физули «Лайли-Мажнун», Пушкина «Дубровский» и др., изучал труды Пифагора, Маско, Эпиур, Демокрита, Аббас, Ньютона, Линней, Гасанди, Мухаммеда, Иисус Христоса, Дарвина.
Философско-геологические взгляды Шакарима отражены в произведениях «Три ясности» (Уш анык), «Мусульманские условия» и др. Поэт в своем стихотворении «Всевышний и душа» писал:
Тіпті кетпес еш жоғалып,
Байқасаңыз барша жан.
Тағы деге тауып алып,
Тағы өседі қайтадан.
Түрлі жанда дене түрлеп,
Өзгеріп тұр бұл ғалам
«Жоғалатын нәрсе жоқ» деп
Айтты ғалым байқаған» - здесь говорится, что из совокупности людей создаются разные явления и происходят изменения (например превращение воды: вода→пар → облако→дождь, снег). Ш.Кудайбердиев в своих произведениях пропагандировал честный труд, знания и справедливость («Молодежь», «Жизнь и Земля», «Совесть», «Желание» и др.).
Поэт, переводчик, ученый, видный общественный деятель, просветитель Ахмет Байтурсунов (1873-1937) - автор нескольких учебников («Алипби», «Средство языка», «Гармонист»и др.). Он перевел несколько басен И.А.Крылова и выпустил книгу под названием «Сорок басен».
В 1913-17 гг. А.Байтурсынов вместе с М.Дулатовым издали газету «Казах», в котором публиковались статьи, связанные с учебно-просветительской работой, торговлей, политикой и др. Занимался повышением квалификации учителей и подготовкой кадров для школ. Также, А.Байтурсынов обновил казахский алфавит и создал новый арабский алфавит. Он также занимался созданием методик для начальных классов, и считал, что основа знаний - в начальных классах.
Высоко ценил роль родного языка Халел Досмухамедов (1883-1937).Он писал: «Основа культуры – знание. Знания постигают через язык. Язык богат у просвещенных народов... Язык – душа народа. Народ, не знающий своего языка, не имеет будущего. Стремление к культуре проявляется прежде всего в изменении (динамике) языка. Нрод, лишенный языка, - исчезает...».
Халел Досмухамедов учился в Петербургской военно-медицинской Академии, работал в Кермской губернии, потом – в Уральском русско-казахском артиллерийском батальоне был военном доктором. Начиная с этого времени активно стал участвовать в общественных работах и написал статьи в газетах «Орал», «Мнения» и др. С 1917 г. активно участвует в управленческих делах Алашорды. Был активным деятелем партии Алаш.
В 1924 г. был ординатором Средно-Азиатского Университета, затем - проректором Казахского педагогического института. Позже, заведовал кафедрой педагогики. Впервые в области естествознания написал учебники «Анатомия человека» (1927), «Зоология» (1929) и др. В области этой науки сформировал национальные термины. Также, Х.Досмухаммедов написал труды по истории, литературе, языку и др: «Литература казахского народа», «Закон сингармонизма на казахско-киргизском языке», «Кенесары-Наурызбай», «О восстании Чатая». Он рассмотрел особенности психологии человека в отношении языка и речи.
Известный казахский писатель, поэт, тюрколог, автор первых казахских учебниковМиржакып Дулатов (1885-1935). В 1897 году он учился в русско-казахской школе. С 1902 года - посвящает себя педагогической деятельности, работая учителем в глухих казахских аулах. В 1909 г. выходит его книга «Проснись, казах!». Уже с первой книги определяется гражданская позиция автора. Публицистическая поэзия М.Дулатова призывает народ проснуться от многовекового сна, осознать свою отсталость. Позже выходит его роман «Несчастная Жамал». В 1913-1917 гг. М.Дулатов вместе с А.Байтурсыновым открывают газету «Казах» в Оренбурге. На ее страницах, почти в каждом номере, появляются статьи, коореспонденции, фельетоны, очерки, научные и критические публикации М.Дулатова.
С 1917 г. начинается самая драматическая полоса в жизни поэта. В водовороте револиционных событий не только М.Дулатов, но и значительная часть передовой казахской интеллигенции оказались в рядах партии «Алаш орда». В 1922г. Он выпускает учебник для началных классов «Есеп куралы» (1924г.), «Кирагат» и др. Передовая русская и казахская интеллигенция искренно считали М.Дулатова наследником Абая.
Назипа Кулжанова (1887-1934)первая из казахских женщин активно участвовала в социальных делах, учитель, педагог-ученый, журналист. В 1902 г. окончила Костанайскую женскую гимназию, Торгайское женское училище, потом работала учителем в Семипалатинской семинарии учителей.
В 1924 г. издала книги «Мать и ребенок», «Дошкольное воспитание» и опубликовала статьи о передовых технологиях казахских детских садов в журнале «Равноправие женщин». Автор раскрывает смысл и цель дошкольного воспитания и вопросы развития движения, органов чувств, речи, разума, мышления детей дошкольного возраста. Рассматривает роль и значение игры в жизни ребенка. Автор - сторонник воспитания, развития фантазии, увлечения детей.
Видный деятель, педагог, психолог-ученый Жусипбек Аймаутов (1889-1931) известен как автор оригинальных книг по психологии и педагогике.
Ж.Аймаутов получил традиционное по тем временам образование у аульного муллы. Затем в русско-казахской школе. Окончил русско-казахскую школу в Павлодаре, эатем Семипалатинскую учительскую семинарию (1918г.). В эти годы он работал в журнале «Абай» главным редактором. Он опубликует несколько статей, связанных с воспитанием. В 1922 году выпускает книгу под названием «Руководитель воспитания». В этой книге он подчеркивает роль семьи в воспитательном процессе ребенка. «Воспитание ребенка зависит от воспитания родителей»,- сказал Ж.Аймаутов. Он обратил внимание на влияние членов семьи на формирование характера ребенка. По мнению Ж.Аймаутова «обучение – это не догма методов образования, а творческая деятельность».
Автор книги затрагивал вопросы преподавания истории, географии.
В 1924 году участвует в организации Совета. Вступил в РКП (б), руководил губернским отделом народного образования. Входил в Алашординскую организацию. В годы Советской власти Ж.Аймаутов работает учителем, соотрудничает с газетами «Казак тили» и «Акжол». С 1926 - по 1929 гг. является директором Шымкентского педагогического техникума.
В 1929 году он издал книгу «Комплексное обучение», где даны требования учителям: обосновать освоенные знания с новыми; задавать проблемные вопросы; остерегаться лишних, ненужных информаций; развивать интересы учеников к предмету, используя сравнения и другие методы, использовать новаторские, наглядные, дидактические методы обучения.
Магжан Жумабаев (1893-1938) -лирик, переводчик, учитель, ученый. Автор поэмы, лирических стихотворений. Работая учителем, он выпускал первые педагогические учебники: «Казахский язык в начальных классах» (1925), «Будь образованным» (1926), «Педагогика» (1922) и др.
Книга «Педагогика» состоит из 14 разделов. Десять из них посвящены национальной психологии. Он предлагает вести воспитание на основе национальных традиций. М.Жумабаев рассматривал казахскую народную литературу с научной точки зрения. М.Жумабаев стал основателем первой теории этнопедагогики.
Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: * Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование. * Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций». * Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя. * Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку. «Основой национальной школы является родной язык. Каждая нация создает для себя свойственную ей школу. Поэтому национальный язык в казахской школе должен быть родным». «…Для улучшения преподавания родного языка в начальной школе необходимо: 1.Учить читать и писать. 2. Прививать орфографию. 3. Развивать устную и письменную речь. 4. Знакомить детей с удобными для их восприятия устными и письменными видами литературы. 5. Приучать к осмысленному чтению». «Педагогика» построена, по свидетельству автора, на материале лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам. Слушатели имели двухклассное образование. Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать – художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в искусстве, в художественном творчестве. Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей. Он придавал большое значение роли педагога в учебно - воспитательном процессе школы. Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка. Особую роль в «Педагогике» отводит обучению подрастающего поколения на родном языке. Он как педагог-практик, принимает непосредственное участие в разработке вопросов преподавания родного языка в национальной школе, которые находят свое отражение в «Методическом руководстве к учебнику «Родной язык в начальной школе». В методическом пособии им выявлены и отобраны средства, формы, методы, определены этапа и последовательность обучения родному языку (обучение чтению и письму, правописание, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса, знакомство с произведениями народного творчества). Говоря об этапах обучения чтению и письму, педагог определяет 4 источника познания мира, без которых, по его убеждению, невозможно формирование полноценного человека: природа, жизнь и быт людей, искусство, литература. Обобщив передовой опыт мировой и народной педагогики своего времени, внес немало собственных трактовок и идей, которые положили начало глубокой разработке наиболее практически значимых педагогических проблем. Первый мыслитель, рассматривавший педагогику в неразрывной связи с психологией. Психолого-педагогический трактат «Педагогика» - уникальное сочинение, которое представляет собой единственное и своеобразное отражение педагогических идей в отечественной педагогике. Определяя язык как важнейшее средство воспитания и обучения подрастающего поколения, внес определенный вклад в решение проблем родного языка. Он был одним из первых авторов научных трудов на родном языка, стоял у истоков создания национальной терминологии.
Экскурс в историю казахской этнопедагогики показал, что этнопедагогические взгляды и идеи, воплощенные в принципе народности, не прерывались и передавались из поколения в поколение. Педагоги всех поколений придавали большое значение родному языку, изучению истории, географии родного края, уделяя при этом внимание самобытности казахского этноса.
В настоящее время одной из актуальных проблем современности становится «возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время казахстанскими учеными активно исследуются различные аспекты этнопедагогики:
- методология, теория, практика казахской этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова, К.Б. Жарыкбаев);
- проблема воспитания средствами народной педагогики (С.К. Калиев, С.А. Узакбаева, Р.К. Дюсембинова, Б.А. Альмухамбетов, А.С. Амирова, Т.А. Левченко и т.д.);
- проблемы семейной этнопедагогики (К. Сейсембаев, Ж. Сакенов);
- проблемы этнокультурного образования (Ж.Ж. Наурызбай);
- проблемы подготовки будущих учителей к использованию казахской народной педагогики (Ж. Хасанова, Б.Ж. Муканова, К. Болеев и др.).
Таким образом, актуальные проблемы и задачи этнопедагогики в современных условиях рассматриваются в различных направлениях, что говорит о полидисциплинарном характере этнопедагогики и различных аспектах ее изучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите источники казахской народной педагогики.
2. Раскройте основные вопросы народного воспитания в трудах казахских педагогов и просветителей.
3. Укажите актуальные проблемы и задачи этнопедагогики в современных условиях.