Общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью
Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества
Этот принцип предполагает, чтобы воспитание своим содержанием было сориентировано на современную социально-политическую действительность. Это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать те события, факты общественной значимости, которые происходят в реальной жизни, не отгораживаться от острых и сложных событий или процессов, обсуждать их с обучаемыми, вместе вырабатывать свое отношение к ним, правильное восприятие и понимание.
Систематическая ориентация на данный принцип создает реальные предпосылки для того, чтобы обучаемые научились самостоятельно, глубоко разбираться в явлениях социально-политической жизни, обладали достаточно высоким уровнем развития политической культуры, гражданской зрелости.
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт,
призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера,
убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному
применению в жизни усвоенных правил» (Г.Сент-Джон). В различные времена
содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то
государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он
также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание
должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни —
сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем
успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины.
Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его
институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на
основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.
Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания
подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания
и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого
типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель
осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и
общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными
интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру
целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и
личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У
воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного
воспитания. Школа — не госучреждение, а социальный институт,
общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные
запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого
взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный
институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно
общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена
отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от
процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность
профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами,
а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.
Для преодоления процесса огосударствления школы в разных странах создана сеть
частых (общинных) школ, реализующих цели определенных слоев общества,
которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что
обучение в государственных школах бесплатное, а в частых — платное,
большинство населения (от 50 до 80—85% в различных регионах) предпочитает
платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных
ценностях.
Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться
практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.
При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословие, ибо воспитание
осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где
складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт
поведения и общения, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая,
спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее
значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы
деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и
деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой
воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию
разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным
формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного
просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными
практическими делам, положительным социальным опытом в общении и совместной
деятельности с другими людьми.
К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян,
приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным воспитательным
системам, накопившим немало ценного в этой области. «Главная задача школы —
воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают
законы государства» (Г. Форд» бывший президент США). На достижение этой цели
в школы направляются значительные финансовые средства. Президент США Клинтон
победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в
развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.
Один из эффективных путей реализации принципа — введение специальных школьных
предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных
дисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошло
преподавание Ушни-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких
месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п.
Для всех классов созданы подготовленные видными специалистами учебные
пособия: «Закон и американское общество» (для 9—11 классов), «Выдающиеся
процессы Верховного суда» для( 7—8 классов), «Важнейшие статьи Конституции»
(для 11 класса) и многие другие. Издаются тематические серии, состоящие из
нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и
потребитель», «Бедность и процветание», «Преступление и правосудие» и т. д.
В американских школах и школах других западных стран очень многое делается
для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания
положительного отношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности,
достигается внушением юным гражданам выгодных правительству, хотя и не
всегда бесспорных идей. «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но
это наша Америка и мы ее любим» (учебник для 8 класса); «Несмотря на наши
проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» (учебник для 7
класса); «Если в наши дни вы поедете от одного побережья страны до другого,
то большинство американцев скажут вам, что любой из них имеет полную
возможность получить образование, высокооплачиваемую работу и иметь
собственный дом» (учебник для 7 класса).
Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недостатке или отсутствии
соответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполне
достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.
В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому
и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной
ответственности вырабатывается несколько позже — в школе второй ступени. На
всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии
преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой
ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть»,
«авторитет», «закон» ответственность», «правительство» и др., если их
формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается
практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет,
развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские
качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Актуальная
задача — преодоление в ближайшие годы апатии инертности и социального
отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов
социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей
не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей
семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к
общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не
предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и
система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья,
создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни. «Не
для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ.
Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от
жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой
зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых
отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он
целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому
воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные
полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним.
Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники
приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически,
уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют
моральные качества.
Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с
жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем.
Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных
направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с
общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2)
привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам
общественно полезной деятельности.
Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям
возможность достичь необходимого педагогического эффекта. Чем меньше возраст
ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие
привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать
высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И.Л. Павлов
указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием
окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал
«жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жизни» — проходят все
подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения,
вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.
В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется
сужено — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в
общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути
для полноправного участия детей и подростков в решении важных для любого
человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека,
сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — это
одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему
общественных отношений.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога
умения обеспечить:
1. Понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека,
значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его
граждан;
2. Уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
3. Развитие способности много и успешно трудиться, желания
добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную
пользу;
4. Понимание общих основ современного производства,
стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и
основами научной организации труда;
5. Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности,
выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными
потребностями;
6. Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам,
стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
7. Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности,
безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству,
лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и
варварскому отношению к природным богатствам.