Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков
Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
Языкознание (яз.) – это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.
Свойства, общие для всех языков:
· Средство общения
· Средство выражения мысли
· Отражает познание человеком действительности
· Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.
· Функционирует как в устной, так и в письменной форме.
· Стабильность/ изменчивость
· Нормирование и стилистическое членение.
Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира.
Частное яз. – раздел лингвистики, который изучаетустройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте – изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.
Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.
Прикладное яз. – занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.
Задачи языкознания:
· Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)
· Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении
· Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении
· Найти основания для классификации всех языков
· Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»
· Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)
Метаязык языкознания – это язык 2ого порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.
Проблемы яз.:
· Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему
· Сущность понятия я, речи, речевой деятельности
· Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.
· Функции я и речи
· Соотношение я и мышления
· Историческое развитие я.
· Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.
· История письма…
Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков.
Языкознание относится к циклу гуманитарных наук, входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография. Языкознание имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языкознания с другими науками возникли новые научные дисциплины:
· Психолингвистика
· Математическая лингвистика
· Социолингвистика и др.
Основные методы изучения языков:
· Описательный – это совокупность методов, когда описывается один я. В описание я. включается составление словаря языка и составление грамматики. Высшей формой языка является литературный язык, а значит установление литературных норм. Результат описания – словари и грамматика.
· Сравнительно-исторический – это метод, объектом которого является совокупность я. Сравнительно-исторический метод устанавливает признаки родства и генеалогической классификации я.
· Сопоставительный – этот метод включает в себя изучение и сравнение двух языков независимо от степени их родства. Изучаются в синхронном аспекте.
3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуникации. Искусственные языки. «Языки» животных.
Язык – это важнейшее средство человеческого общения. Инструмент. (В. И. Ленин)
Паралингвистика (греч. para — «около») — раздел яз., изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств.
Виды паралингвистических средств:
· Кинетические — жесты, поза, мимика говорящего.
· Фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков.
· Графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.
Функции паралингвистических средств:
· Несение дополнительной информации.
· Замещение вербального элемента.
· Сочетание с вербальными средствами для выражения общего смысла.
· Источник информации о говорящем.
Искусственные языки — это языки письменные или устные, созданные для межнационального или профессионального общения. Типы:
· Априорные – грамматика языка не связана с естественным языком (логлан, ложбан, ро, ченгли…).
· Апостриорные – основываются на реальных языковых явлениях (окциденталь, интерлингва).
· Смешанные – априорно-частичные (идо, севориан, волапюк, эсперанто)
Язык животных — совокупность способов обмена информацией между животными. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессивные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!» и т.д. Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Языки животных: поз и телодвижений, запахов, звуков, красок.
4. Коммуникативная функция языка и её частные разновидности.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Коммуникация – общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Две базовые функции языка: Две базовые функции: коммуникативная и когнитивная (познавательная).
Коммуникативная функция я. – основная его функция. Она соответствует интенциям или целевым установкам говорящего. Частные разновидности коммуникативной функции:
· Контактоустанавливающая
· Конативная
· Волюнтативная (воздействия)
· Денотативная (передача информации)
· Референтная (накопление опыта)
· Констатирующая (сообщение о факте)
· Аппелятивная (призыв к чему-то)
· Экспрессивная ( выражает личность говорящего, его настроение)