Самоанализ проведенного мероприятия
Тема данного мероприятия была выбрана неслучайно. К выбору темы для меня подтолкнула неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сфере взаимоотношений в классе, где учится Вахрушев Николай – изучаемый мною социально дезадаптированный подросток. Одним из путей решения проблемы непосещения школы данным ребенком я определила реабилитацию Коли в классном коллективе. Поскольку одной из причин прогуливания уроков является негативное отношения к Николаю его одноклассников. Необходимо было корректировать такое неблагоприятное отношение. При проведении мероприятия я проследила цели диагностики взаимоотношений в классе и совместный поиск путей налаживания взаимоотношений. Для этого решила выбрать форму дискуссии, которая позволит учащимся говорить о проблеме сами, а значит осознавать ее наличие, совместно обсуждать пути ее решения. Кроме того, данная форма отражает возрастные особенности подростков - важность общения со сверстниками, развивающееся чувство взрослости, проявляющееся в желании высказывать свою точку зрения, иметь собственное мнение, а также способствует самопознанию, развитию рефлексии.
Первоначально я несколько сомневалась в том, состоится ли дискуссия? Захотят ли дети думать, рассуждать, обсуждать проблему? Позже я решила, раз установился контакт с детьми, они не раз видели меня на своих уроках, общались со мной, можно не сомневаться, что учащиеся будут говорить и на более серьезные темы. Как оказалось, сомнения мои были напрасны. Несмотря на то, что ребята после пятого урока пришли вялые, неактивные, все же когда я сообщила им цель нашей встречи, когда сказала, что в конце мы создадим «радугу» класса, они сразу заинтересовались. А чтобы их еще более увлечь, я показала им нарисованную на ватмане бесцветную радугу, которая потом станет цветной. Сначала дискуссия была не особо живой, может быть у ребят еще не совсем выработаны навыки высказывания своего мнения, приходилось спрашивать почти у каждого. По ходу общения ребята активизировались, стали инициативнее. Только присутствовавший в классе Николай никак не желал высказывать свое мнение. Это и понятно – почему. Но все же заметила, что ребенок также был заинтересован в теме разговора, потому что понимал, что это касается и его самого, ему хотелось, чтобы одноклассники изменили свое отношение к нему. На важный вопрос, умеете ли вы быть терпимыми к недостаткам других ребят в классе, почти все ответили, что не всегда. А одна девочка рассказала это на примере Коли, как дразнят и подшучивают над ним мальчики в классе. Далее, я сделала вывод о том, что нет людей без недостатков, ту каждого из вас нет того, что есть у другого человека, зато в вас есть то, чего нет и не может, быть у другого. Но никто не сказал, что если в человеке, недостает какого – то качества, что этот человек плохой. Не существует таких оценок.
При общении с подростками я не испытывала затруднений, поскольку уже имела опыт общения с данной возрастной группой. От меня же, как руководителя дискуссии, требовалось применения организационно- координационных навыков, умения направить разговор в нужное русло, соблюдать дисциплину, умение оперативно реагировать и успеть выделить самые интересные точки зрения. При необходимости я старалась пояснить, разъяснить ответы детей, делала выводы из предложений. Поскольку про проведении мероприятия я была заинтересована в реализации целей, то постаралась вызвать встречный интерес у подростов. Что, на мой взгляд, у меня получилось.
В целом, я считаю, что целей и задач, поставленных перед проведением дискуссии, добилась и думаю, что ребята реально оценили сложившуюся ситуацию в классе, и каждый из них пересмотрит свое отношение к одноклассникам, для того чтобы улучшить микроклимат в классе.
Психологический портрет социально – дезадаптированного ребенка.
Вахрушев Николай, ученик 8 б класса Ярской СОШ №2. Проживает вместе с родителями в деревне Кычино Ярского района. Семья, в которой живет и воспитывается мальчик, полная, материнскицентрированная. Мать, Фаина Ивановна, властная, требовательная, суровая женщина, которая и занимается
воспитанием младшего сына. Кроме Николая, у Вахрушевых есть старший сын, который проживает отдельно. Отец воспитанием сына не занимается. Воспитание Коли матерью осуществляется в условиях гиперопеки. Мать требует от сына беспрекословного подчинения. За не выполнения требований использует физические наказания, выговоры. Высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к подростку. Родителей не заботит внутренний мир сына. Материальное положение семьи низкое – живут лишь на скудную зарплату родителей, работающих на сельхозпредприятии, выплачиваемую вовремя. Все деньги тратятся на содержание и обучение ребенка. Отношение к учебе Николая часто безразличное. Качество выполнения учебных занятий зависит от настроения и интереса к данному виду работы. Учебный материал запоминает медленно. Предметами, вызывающими наибольший интерес Коли, являются технология и физкультура. На уроках часто бывает не дисциплинированным, очень часто не посещает школу, прогуливает школу, прогуливает занятия. Успеваемость Николая удовлетворительная, хотя может учиться старательнее. До 7 – го класса учился на «хорошо» и «удовлетворительно». В седьмом классе ввиду пропуска занятий успеваемость снизилась. В классном коллективе Николай является отверженным. Друзей в классе нет. Основной круг общения ребенка – сверстники и ребята младше его по месту жительства. Трудно устанавливает контакт с взрослыми. Негативно относится к замечаниям. Имеет привычку «бормотать под нос», если чем – то не доволен. Плаксив, когда предъявляют обвинения в его адрес. Совершенный проступок оправдывает лживыми доказательствами. Имеет привычку врать без повода и без затруднений из – за болезни быть наказанным.
Программа по реабилитации социально – дезадаптированного ребенка.
Цель: восстановление нарушенных социальных функций и связей Николая, преодоление его дезадаптированного поведения.
Задачи:
1. организовать работы с родителями по коррекции детско-родительских отношений.
2. проведение воспитательной работы в классе, в котором обучается Николай, направленной на формирование благоприятных межличностных взаимоотношений.
3. просвещение учителей о педагогически целесообразном взаимодействии с данным учеником.
Методы:
· беседа
· убеждение
· увещевание
· консультирование
· поручение
· пример
· поощрение
Формы и средства:
· Трудовая деятельность
· КТД
· Спортивные мероприятия
· Игры
· Тренинги
· Посещение семьи ребенка
· Родительские собрания, конференции
· Переписка с родителями и др.
Основные субъекты деятельности:
- социальный педагог
- психолог
- классный руководитель
- учителя школы
- родители Николая
- классный коллектив
Предполагаемые результаты:
- включение Николая в ведущий вид деятельности
- создание гармонического стиля детско-родительских отношений
- принятие ребенка в классном коллективе.