Организационно-методическая система обучения грамоте
План
1. Особенности перехода от игры к новому виду деятельности – учению.
2. Требования к речи учителя.
3. Периоды обучения грамоте (общая характеристика).
1.
Начало обучения в школе - важный этап в жизни ребенка, который связан с переходом его к другому виду деятельности - учению. Если в дошкольный период основной «работой» ребенка была игра - подражание занятиям взрослых людей (учителю, доктору, продавцу и т.п.), то в школе на первый план выдвигается деятельность познания. Поэтому одной из важнейших ролевых игр становится игра в «ученых». Деятельность ученого - особая деятельность, требующая осознанности и понимания собственных действий, именно этим она похожа на деятельность учения. Ребенок должен научиться осознавать цели, ставить учебные задачи («проблемы»), предполагать результат «продукт»), выбирать необходимые средства для достижения поставленной цели, находить способ решения поставленной задачи, сравнивать искомое с полученным в ходе решения этой задачи, уметь отслеживать и анализировать путь достижения цели, вносить необходимые коррективы в свои действия - всего этого требует продуктивное учение.
Первые дни пребывания ребенка в школе тесно связаны с первыми уроками - уроками обучения грамоте. Особенностью этих уроков является решение общепедагогических и частнометодических задач: с одной стороны, они предназначены для того, чтобы обучить начинающего ·ученика элементарному чтению и письму, с другой - они служат для адаптации ребенка к новой для него сфере жизни.
Обучение детей грамоте в 1 классе общеобразовательной школы рассчитано на 7 - 7,5 месяца (243 ч по программе для 1 - IV классов). В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, проводя первичную диагностику знаний и умений детей своего класса, а затем регулярно учитывая результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время, отведенное для прохождения всего курса, допустим, до 3,5-5 месяцев в 1 классе (I-IV). Общеизвестно, что многие первоклассники приходят в школу умеющими читать и - реже - писать. Поэтому в настоящее время в большинстве пособий для учителя не дано распределения материалов учебника по отдельным урокам, а планирование уроков является примерным. Урок длится 35 мин с постоянной сменой умственных и двигательных видов работы. Первые дни в школе важны с точки зрения формирования правильной посадки ребенка за партой, умения организовать рабочее пространство стола и листа бумаги (тетради), освоения правил поведения в классе, на уроке, в школе.
В школе ребенок оказывается в новых для него условиях: преобладает новый вид деятельности - учебная, которая квалифицируется как организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый тип деятельности представляет для детей значительные трудности, и для их преодоления учебный час строится так, чтобы, во-первых, каждые 10-12 мин менялись виды учебных действий, во-вторых, детский организм получал необходимую разностороннюю активность: умственный труд должен чередоваться с физическими упражнениями.
На уроках предусматривается постоянная мотивация: учитель продумывает занимательные и игровые формы для каждого задания, чтобы поддерживать познавательный интерес учеников. Это и отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, свободное рисование на сюжет сказки. Чтобы побудить учащихся к рассказыванию или слушанию, следует придумывать интригующие ситуации, элементы соревнования. Так, например, к чтению стихов наизусть побуждает импровизированный «конкурс чтецов», перед звуковым анализом можно предложить «слетать на планету Звуков» и т. п.
2.
Речь учителя должна быть позитивной: правильной, энергичной (в отличие от громкой), выразительной, вежливой и спокойной. Для первоклассников это чрезвычайно важно: чаще всего они реагируют не на содержание сказанного, а на его тональность. Психологи и физиологи экспериментально доказали, что утвердительные задания в виде требований-приказов («назовите ... », «скажите ... », «сделайте ... » и т.п.) снижают осмысление информации на 60 %, вызывают тревожность. Вопросительная интонация в отличие от императива запускает в сознании человека важные интеллектуальные процессы, связанные с пониманием, поиском нужных знаний, подбором соответствующих слов, понятий и построением из них ответа, т.е. то, что в разделе «Развитие речи» мы называли вторичной коммуникативной деятельностью. Поэтому в 1 классе особенно рекомендуется формулировать задания в виде вопросов: «Сможем ли услышать звук, который мы изучаем, в разных словах?», «Из каких элементов состоит эта буква? («Какие палочки и крючки спрятались в этой букве?», «Чей рассказ полнее?», «Кто правильно назовет первый в слове мягкий звук?» Такое обращение учителя вызывает у ребенка естественные процессы размышления, поиска ответа.
В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать школьные правила, учатся громко, отчетливо, связно отвечать на вопросы учителя, слушать друг друга, в ответах своих одноклассников не только замечать ошибки, но и оценивать положительные стороны.
3.
Период обучения грамоте делится на подготовительный и основной этапы.
Подготовительныйэтап по «Букварю» или по «Азбуке» для четырёхлетней школы продолжается около шести недель (примерно 54 урока), и деятельность учителя направлена на два параллельно существующих процесса: формирование элементарных учебных действий lа уроках чтения и письма и формирование гигиенических привычек, необходимых для обучения грамоте (правильной посадки, умений располагать тетрадь, держать ручку и др.). Основные задачи подготовительного периода: приобщение детей к учебной деятельности, Приучение к требованиям школы, усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, Подготовка к чтению и письму, развитие речи учащихся - обогащение словаря, составление предложений, рассказов. Подготовительный период имеет две ступени.
С точки зрения содержания по русскому языку первая ступень называетсябезбуквенной,поскольку дети знакомятся практически с такими понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного с гласным. Начинается работа с первой учебной книгой - «Азбукой», «Букварем»): первые 20-40 страниц занимaют картинки, по которым дети составляют устные рассказы. Рассматривая букварь, ученики узнают, как устроена книга, что написано на обложке, как выглядит страница и что на ней размещено. Для учителя это возможность проверитъ речевую подготовку учеников. Успех подготовительного периода, его безбуквенной ступени, обеспечивается преемственностью между детским садом и школой - многие дети приходят хорошо подготовленными: читают полными словами, различают звуки в слоге и слове, знают алфавит, некоторые умеют печатать слова. Возможно, что в результате дошкольной работы в детском саду или в семье проводились развитие речи и элементарный звуко-буквенный анализ. Поэтому рекомендуется завести дневник речевого развития класса, занести туда список учеников и составить таблицу их знаний и умений.
На второй ступени начинается изучение букв основных гласных звуков: а, о, у, и.
Основной- букварный - этап посвящен изучению согласных звуков и их буквенных обозначений, а также знаков ь и Ь. Звуки и буквы изучаются в определенной последовательности: в учебниках заложен частотный принцип введения букв - это позволяет увеличивать количество слов для чтения. В основной период обучение письму не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. Процесс обучения грамоте строится на методе решения задач, что способствует совершенствованию речевой деятельности учащихся, так как опирается на уже имеющийся навык разговорной речи. Система аналитико-синтетических упражнений, опирающихся на жизненный опыт самих учащихся, позволяет развивать мышление школьников, их фонематический слух и орфографическую зоркость, так как за основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Звуковой и слого-звуковой анализ помогает формированию навыка слогового чтения, так как в качестве единицы чтения берется слог. Формирование фонетических умений и развитие фонематического слуха происходят с опорой на моделирование - модели слогов, элементы слов, предложений дети видят в азбуке и на доске, учатся составлять их в тетрадях, схематизировать самостоятельно. В дальнейшем звуковые упражнения аналитического и синтетического характера про водятся на каждом уроке обучения грамоте. Причем постепенно от работы с готовыми опорными схемами учащиеся переходят к коллективному, а ютом и к самостоятельному составлению этих схем. Несмотря на то, что на основном этапе ученики уже знают многие буквы, слова для звукового анализа следует предлагать только звучащими, а не зaписанными, иначе учащиеся будут оперировать не звуками, а буквами, и мы не сформируем фонетических умений, которые предшествуют выработке фонематического слуха. На уроках основного этапа обучения грамоте систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии без теоретических сведений - на практической основе.
Обучение некоторым нормам речевого поведения (слушать говорящего, смотреть на него, не перебивать, не мешать думать в тишине, не говорить слишком тихо (громко), правильно обращаться к учителю, к различным работникам школы, к сверстникам; Пользоваться различными формулами приветствия, прощания, благодарности) в период обучения грамоте продуктивно проводить, используя ролевые игры: «Кто так разговаривает?», «Как правильно задать вопрос?» (учителю, родителям, прохожему, продавцу, доктору, милиционеру и т. п.), «Вежливый посетитель» (в школе, в магазине, в библиотеке, в кинотеатре и т.п.), «Внимательный собеседник» .
Начиная с 1 класса дети приучаются к самостоятельному контролю своих знаний, так как самоконтроль - один из важнейших психологических механизмов человеческой деятельности. «Человечек»-вопросик «Как?», появившийся на первых уроках, сопровождает ученика на каждом уроке и помогает ему контролировать свою работу и по способу познавательных действий, и по качеству выполнения задания.
Завершается период обучения грамоте повторительно-обобщающими уроками, имеющими целью для учеников закрепить все пройденное, а для учителя - проверить результаты обучения и сравнить их с первоначальной диагностикой знаний и умений детей.
В период обучения грамоте детям не ставят оценокза их труд по традиционной пятибалльной системе. Учитель поощряет ученика за правильно выполненное задание словами («отлично», «замечательно», «молодец», «умница» и т. п.), отмечает удачно прописаннную букву (элемент буквы, слово), прочитанные слоги (слова, предложения), составленные схемы слов и предложений, хвалит за аккуратность, прилежание, внимание, помощь товарищам на уроке. Некоторые учителя используют карточки, изображающие ежика, елочку и т.п., отмечая работу ребенка на уроке кружочками разных цветов. Ежику приклеивают «яблочки» - красное, желтое и зеленое, что соответственно означает «пять», «четыре», «три»; на елочку вешают шарики-игрушки, также обозначающие цветами степень оценки ученического труда. Дети очень быстро соображают, что это те же оценки, и часто можно услышать от расстроенного ученика: «А у меня одни тройки! Видите, все шарики зеленого цвета». Следует понимать, что степень сформированности навыка зависит от целого ряда обстоятельств: психофизических особенностей организма ребенка, его бытовой среды, самочувствия в конкретный момент обучения, субъективности учительского отношения и т.п. Поэтому дидакты и психологи категоричны в своих требованиях не оценивать труд первоклассника даже в такой адаптированной форме, как «ежики», «цветочки», «звездочки» и т. п. Это не исключает, однако, регулярной диагностики учителем уровня знаний и умений первоклассников.