Словесные методы обучения
Методы устного изложения
1. Рассказ
2. Объяснение
3. Беседа
4. Лекция
5. Учебная дискуссия
1. Рассказ – словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
Педагогические требования к рассказу:
ü обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;
ü достоверность сообщаемой информации; включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
ü обеспечение четкости логики изложения;
ü эмоциональность изложения;
ü простота и доступность языка изложения;
ü отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.
Ведущая функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Этот метод применяется, прежде всего, в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.
По целям выделяются несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, второй – служит для изложения намеченного содержания, а третий – завершает отрезок обучения.
Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.
2. Объяснение – словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Педагогические требования к объяснению:
ü точное и четкое формирование задачи, сути проблемы, вопроса;
ü последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
ü использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии;
ü привлечение ярких примеров;
ü обеспечение четкости логики изложения.
Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Диагностическое значение объяснения состоит в том, что его эффективность прямо зависит от того, насколько четкую информацию о глубине постижения истины учеником получит учитель и на этой основе произведет коррекцию в усвоенных знаниях. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредотачиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, вы явить в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и младшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной.
3. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед:
▪ эвристическая беседа, в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;
▪ сообщающая беседа, используется для сообщения новых знаний;
▪ закрепляющая беседа, применяется после изучения нового материала;
▪ индивидуальная беседа, вопросы адресуются одному учащемуся;
▪ фронтальная беседа, вопросы адресуются учащимся всего класса.
Разновидность беседы - собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старших классов.
Достоинства метода беседы:
▪ активизирует учащихся, развивает их память и речь;
▪ делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности.
Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. Опытные педагоги в целях активизации учебного процесса включают элементы беседы в рассказ и в объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знания школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль.
4. Лекция (лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения, традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. В условиях средней школы она применяется в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Характер учебного материала этих дисциплин, необходимость обстоятельных объяснений, изменения теории, фактов, событий, крупных обобщений, требуют огромной творческой активности от учителя, длительного монологического самопроявления. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции проявляются в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия - усвоения школьниками объемного учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях.
Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, в восхождение учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспитательном смысле лекция формирует у ребят трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.
5. Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Учебная дискуссия среди других методов постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными.
9. Наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, видеометод, работа с книгой.
1. Демонстрация (лат demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.
Объектами демонстрации являются:
ü наглядные пособия демонстрационного характера – картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;
ü опыты, проводимые учителем в классе на уроках физики, химии, биологии и других учебных предметов.
Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.
2. Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.
Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.
3. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.
Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.
Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
10. Практические методы обучения: упражнения, лабораторный метод, практический метод, познавательные (дидактические) игры.
1. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью.
Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками.
Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения.
Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными.
Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.
Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.
Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т. д.
Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными.
Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований:
ü сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
ü знание правил выполнения действий;
ü сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
ü учет достигнутых результатов;
ü распределение повторений во времени.
2. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах.
Особой эффективностью отличается проблемный (исследовательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы сами учащиеся.
Лабораторный метод сложен, требует наличия специального, часто дорогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.
3. Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
• Объяснение учителя - этап теоретического осмысления работы.
• Показ - этап инструктажа.
• Проба - этап, на котором два - три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
• Выполнение работы - этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
• Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитываются качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
4. Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (то есть способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.
Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических.
Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную "мозговую атаку", в процессе которой участники высказывают (генерируют) собственные идеи разрешения проблемы.
Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
• конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного);
• составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их);
• тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста);
• цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
• аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла);
• рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному);
• составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска);
• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного);
• составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме);
• составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).
11. Формы организации учебной работы, история их развития. Урок – основная форма обучения, требования к нему.
Формы организации обучения
Урок | Консультации | ||||
- Традиционный - Нетрадиционный | - Комбинированные - Повторение - Изучение нового материала - Закрепления - Обобщения - Контроля и проверки | - Индивидуальные - Групповые | - Текущие - Тематические - Обобщающие | ||
Экскурсии | Семинары | ||||
Комплексная Предметная | Вводная Обобщающая Текущая | Природоведческая Производственная По памятным местам В музеи, на выставки | Факультативы | ||
Домашняя учебная работа | Практикумы | ||||
Репродуктивная | - Выполнение упражнений и решение задач | Лабораторные занятия | |||
Творческая | - Работа с учебником | Практические занятия | |||
- Наблюдения и опыты | Практические занятия | ||||
- Чтение дополнительной литературы | Дополнительные занятия | ||||
- Подготовка докладов и сообщений | Формы трудового обучения | ||||
- Изготовление пособий | Учебные конференции | ||||
Требования к уроку
Дидактические (образовательные) | Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока |
Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся | |
Осуществление принципов обучения | |
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля | |
Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы | |
Реализация межпредметных связей | |
Развивающие | Формирование памяти, внимание, мышления учащихся |
Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности | |
Всесторонний учет развития и психологических особенностей учащихся | |
Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию | |
Формирование учебной деятельности учащихся | |
Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций | |
Воспитательные | Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций |
Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира | |
Соблюдение учителем педагогического такта, выдержка, терпения | |
Создание положительного эмоционального фона | |
Обогащение опыта общения и отношений | |
Организационные | Наличие продуманного плана проведения урока |
Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность | |
Сознательная рабочая дисциплина у учащихся | |
Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий | |
Структурная гибкость и подвижность урока | |
Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела |