Словесные методы обучения

Методы устного изложения

1. Рассказ

2. Объяснение

3. Беседа

4. Лекция

5. Учебная дискуссия

1. Рассказ – словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала.

Педагогические требования к рассказу:

ü обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;

ü достоверность сообщаемой информации; включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

ü обеспечение четкости логики изложения;

ü эмоциональность изложения;

ü простота и доступность языка изложения;

ü отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.

Ведущая функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Этот метод применяется, прежде всего, в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяются несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, второй – служит для изложения намеченного содержания, а третий – завершает отрезок обучения.

Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

2. Объяснение – словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Педагогические требования к объяснению:

ü точное и четкое формирование задачи, сути проблемы, вопроса;

ü последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

ü использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии;

ü привлечение ярких примеров;

ü обеспечение четкости логики изложения.

Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубо­ком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Диагностическое значение объяснения состоит в том, что его эффективность прямо зависит от того, насколько четкую информацию о глубине постижения истины учеником получит учитель и на этой основе произведет коррекцию в усвоенных знаниях. Развива­ющий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредотачиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, вы явить в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и младшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной.

3. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед:

▪ эвристическая беседа, в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;

▪ сообщающая беседа, используется для сообщения новых знаний;

▪ закрепляющая беседа, применяется после изучения нового материала;

▪ индивидуальная беседа, вопросы адресуются одному учащемуся;

▪ фронтальная беседа, вопросы адресуются учащимся всего класса.

Разновидность беседы - собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старших классов.

Достоинства метода беседы:

▪ активизирует учащихся, развивает их память и речь;

▪ делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. Опытные педагоги в целях активизации учебного процесса включают элементы беседы в рассказ и в объяс­нение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: по­становка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение и подве­дение учащихся к самостоятельным выводам. Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знания школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы прояв­ляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анали­зировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль.

4. Лекция (лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, мо­нологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учеб­ного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения, традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обу­чения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. В условиях средней школы она применяется в старших классах для пре­подавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Характер учеб­ного материала этих дисциплин, необходимость обстоятельных объяс­нений, изменения теории, фактов, событий, крупных обобщений, требуют огромной творческой активности от учителя, длительного мо­нологического самопроявления. Технология лекционного метода пред­полагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конс­пектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного матери­ала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции прояв­ляются в возможности обеспечить законченность и целостность воспри­ятия - усвоения школьниками объемного учебного материала в его ло­гических опосредованиях и взаимосвязях.

Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, в восхожде­ние учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактно­го к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедук­ции. В воспитательном смысле лекция формирует у ребят трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.

5. Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Учебная дискуссия среди других методов постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными.

9. Наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, видеометод, работа с книгой.

1. Демонстрация (лат demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Объектами демонстрации являются:

ü наглядные пособия демонстрационного характера – картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;

ü опыты, проводимые учителем в классе на уроках физики, химии, биологии и других учебных предметов.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

2. Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

3. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.

Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

10. Практические методы обучения: упражнения, лабораторный метод, практический метод, познавательные (дидактические) игры.

1. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эф­фективностью.

Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладе­ния ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умения­ми и навыками.

Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эф­фективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения.

Специальными называются многократно повторяемые упражнения, на­правленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными.

Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ра­нее сформированных навыков. Без производных упражнений навык за­бывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного про­цесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вслед­ствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познава­тельных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений раз­нообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т. д.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографи­ческие диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых уме­ний и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, использу­емые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисо­вания, а также в процессе производственного обучения.

Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навы­ками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (при­борами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного ха­рактера. Они бывают простыми и сложными.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований:

ü сознательная направленность учащегося на повышение качества дея­тельности;

ü знание правил выполнения действий;

ü сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

ü учет достигнутых результатов;

ü распределение повторений во времени.

2. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспери­ментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изу­чении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивиду­ально или в группах.

Особой эффективностью отличается проблемный (исследовательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что выдвигают гипотезу иссле­дования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и при­боры сами учащиеся.

Лабораторный метод сложен, требует наличия специального, часто до­рогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.

3. Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельно­сти учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления зна­ний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррек­ции, стимулированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

• Объяснение учителя - этап теоретического осмысления работы.

• Показ - этап инструктажа.

• Проба - этап, на котором два - три ученика выполняют работу, а ос­тальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают за­мечания, если в процессе работы допускается ошибка.

• Выполнение работы - этап, на котором каждый самостоятельно выпол­няет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

• Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитываются качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

4. Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные си­туации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (то есть способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда дей­ствительно имевших место или гипотетических.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напомина­ет известную "мозговую атаку", в процессе которой участники выска­зывают (генерируют) собственные идеи разрешения проблемы.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включаю­щий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

• конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного);

• составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их);

• тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитан­ного текста);

• цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

• аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанно­го без потери существенного смысла);

• рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отно­шения к прочитанному);

• составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, био­графический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска);

• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изоб­ражение прочитанного);

• составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме);

• составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

11. Формы организации учебной работы, история их развития. Урок – основная форма обучения, требования к нему.

Формы организации обучения

Урок Консультации
- Традиционный - Нетрадиционный - Комбинированные - Повторение - Изучение нового материала - Закрепления - Обобщения - Контроля и проверки - Индивидуальные - Групповые - Текущие - Тематические - Обобщающие
Экскурсии Семинары
Комплексная Предметная Вводная Обобщающая Текущая Природоведческая Производственная По памятным местам В музеи, на выставки Факультативы
Домашняя учебная работа Практикумы
Репродуктивная - Выполнение упражнений и решение задач Лабораторные занятия
Творческая - Работа с учебником Практические занятия
- Наблюдения и опыты Практические занятия
- Чтение дополнительной литературы Дополнительные занятия
- Подготовка докладов и сообщений Формы трудового обучения
- Изготовление пособий Учебные конференции
           

Требования к уроку

Дидактические (образовательные) Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока
Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся
Осуществление принципов обучения
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля
Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы
Реализация межпредметных связей
Развивающие Формирование памяти, внимание, мышления учащихся
Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности
Всесторонний учет развития и психологических особенностей учащихся
Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию
Формирование учебной деятельности учащихся
Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций
Воспитательные Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций
Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира
Соблюдение учителем педагогического такта, выдержка, терпения
Создание положительного эмоционального фона
Обогащение опыта общения и отношений
Организационные Наличие продуманного плана проведения урока
Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность
Сознательная рабочая дисциплина у учащихся
Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий
Структурная гибкость и подвижность урока
Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

Наши рекомендации