Конструкции, не входящие в структуру предложения

Наряду с предложениями, заключающими сообщение, по­буждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру предложения. Они служат для выражения добавочных оттенков, замечаний, отношения говорящего к высказыванию, обращения к собеседнику и т. п. По значе­нию, по форме и по характеру отношения к предложению эти конструкции представляют следующие типы:

1) обращение;

2) «именительный представления»;

3) вводные конструкции;

4) вставные конструкции;

5) междометия.

Обращение употребляется в речи для того, чтобы при­влечь внимание собеседника. Само оно не заключает сообще­ния и непременно употребляется с предложением. Обращение может предшествовать предложению, находиться в середине или вконце его.

Например:

Товарищи казаки! Прошло полтора месяца, как у вас стала советская власть (Ш.);

Ты не кричи, това­рищ,и не говори глупостей (Ш.);

«Вы не спите, Иван Ильич?»— спросил тихий голос Мельшина (А. Т.)

Обращение выражается существительным в форме имени­тельного падежа, или субстантивированным словом, или сло­восочетанием.

Наиболее типичной формой обращения является имя соб­ственное.

Например:

Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне (М. Г.);

Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна (А. Т.)

Часто в роли обращения выступают нарицательные одушевленные существительные.

Например:

«Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даёте билетов?» (Пауст.)

В русском языке есть «традиционные» формы обращения (дорогой мой, друг мой, брат, братец, браток, папаша, моло­дой человек, милый, матушка, батюшка, голубчик ит. п.).

Например:

И как ты, мать моя,с таким злыднем жила? (М. Г.);

«Па­паша, — сказал он композитору, — пойдёмте в столовую пообедаем» (Пауст.);

Голубчик мой [обращение к женщине], я только умею молчать (М. Г.)

Обращение может представлять собой не только название лица, к которому обращается говорящий, но и выражать эмо­циональное отношение к этому лицу. Это достигается или под­бором эмоциональной лексики, или ироническим употреб­лением слов,словосочетаний.

Например:

Хорошо! Я буду помнить это, Соня...буду! Ну,до свиданья, славная моя(М. Г.);

Езжай, контра! (Щ.);

[Б ар о н:] Настёнка подметёт... Эй, ты, роко­вая любовь. Очнись! (М. Г.)

При ироническом обращении мо­жет субстантивироваться слово или словосочетание в самых различных формах.

Например:

Эй! «Собственно говоря»! Иди-ка подо­три пол за ребёнком, собственно говоря (М. Г.)

Употребление обращений имеет прямое отношение к куль­туре речи. Прежде всего, при вежливом обращении интона­ция не должна быть резкой, раздраженной, а голос слишком громким. Следует не только избегать в своей речи, но и бо­роться с употреблением школьниками таких просторечно-гру­бых обращений, как малый, тётка, бабка, алло! (не в теле­фонном разговоре), дядечка, хозяин и т. п. Не нужно пользо­ваться в обращении к незнакомым людям и такими фамильярными словами, как парень, дорогуша, красавица, курносая и т. п. К знакомому принято обращаться по имени или по имени-отчеству, а не по фамилии.

В русском языке есть особая сфера употребления обраще­ния — к предметам и явлениям действительности, а не к ли­цам.

Например:

Так вот ты какая, Москва! (Б. П.)

Грамматическая форма обращения в этом случае имеет другое значение: назы­вает предметы, явления, к которым обращается, о которых го­ворит автор. Этот прием обращения называют олицетво­рением. Он используется, главным образом, в поэтической речи и является экспрессивным и эмоциональным средством. Эмоциональность и образность олицетворения могут быть уси­лены с помощью эпитетов.

Например:

Низко кланяюсь и no-сыновьи це­лую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! (Ш.)

«Именительным представления» (А. М. Пешковский) на­зывается конструкция, сходная по форме с обращением. Од­нако она не содержит обращения к собеседнику. Не заключает она и сообщения. «Именительный представления» только на­зывает предмет или явление, о котором пойдет речь дальше.

Например:

Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.)

Без после­дующего предложения, заключающего определенное выска­зывание, «именительный представления» не имеет и не мо­жет иметь самостоятельного значения. В контексте нередко подчеркивается, что «именительный представления» — это лишь слово, а не предложение.

Например:

Сибирь! Москва! Два эти сло­ва звучали именем страны (Тв.)

«Именительный представ­ления» как бы предупреждает о значительности того, что будет сказано о данном предмете. Поэтому употребление «именительного представления» в основном свойственно поэ­тической речи, где он является экспрессивным и эмоциональ­ным средством.

Например:

Сибирь! Леса и горы скопом, земли доволь­но... (Тв.);

Москва! Как много в этом звуке для сердца рус­ского слилось (Л.)

В поэтической речи бывает не просто отличить «имени­тельный представления» от обращения (олицетворения): фор­ма совпадает, обе конструкции эмоциональны и образны. Для разграничения их важно учесть то, что при обращении в кон­тексте есть прямое или косвенное указание на 2-е лицо, а при «именительном представления» — на 3-е лицо.

Задание:

Сравните:

Урал! За­вет веков и вместе — предвестье будущих времён... и в на­ши души, точно песня, могучим басом входит он (Тв.) — «именительный представления»;

Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди: тебя, как будто край родимый, я оставляю позади (Тв.) — олицетворение; при внимательном анализе видно различие и в их значении: в первом случае Урал! звучит многозначительным предупреждением о после­дующем высказывании, вызывает представление о соответст­вующем явлении.

Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значе­ние лишено лексической конкретности, индивидуальности, — оно имеет отвлеченный грамматический характер.

Например:

Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина (Пауст.) — слово очевидно выражает грамматическое значе­ние предположения

Вводные конструкции не входят в структуру предложе­ния, не являются его частью и не представляют собой само­стоятельных предложений. Однако это не означает, что они безразличны для предложения и что их пропуск ничего не меняет (так нередко рассуждают в школьной практике). При устранении вводной конструкции предложение теряет тот грамматический оттенок, который она выражала, и, следова­тельно, содержание приобретает несколько иной характер. Так, предложение Без тебя, вероятно,я бы погиб (М. Г.) при устранении вводной конструкции, приобретая катего­рический характер (Без тебя я бы погиб), существенно меня­ется; но его основное содержание, грамматическая структу- -ра, состав членов и отношения между ними остаются неиз­менными.

Вводные конструкции в предложении интонационно выде­ляются. Они произносятся обычно пониженным тоном и отде­ляются паузами от членов предложения. Если вводная конст­рукция включена в середину предложения, то его интонация «размыкается».

Например:

Солдатов тягот одиночества, видимо,не чувствовал (Ш.)

На письме вводные конструкции выделяют­ся запятыми, иногда — тире. По составу вводные конструк­ции могут быть:

1) одиночными словами: Человек, работавший в этой комнате, видимо,был педант (Сим.);

2) сочетаниями слов: От него тянуло бензином. По всей видимости,это был тракторист (Пауст.);

3) предложениями: Бета считалась умницей, носила пенсне и, как говорили,хотела даже когда-то поступить на курсы (Купр.).

Однако разные по составу вводные конструкции выполня­ют одинаковые функции, поэтому мы будем пользоваться тер­мином «вводные конструкции», объединяющим вводные сло­ва, словосочетания и предложения.

По значению вводные конструкции делятся на следующие группы:

1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или воз­можное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомне­ния, без всякого сомнения, факт, само собой и др.: Причиной этому, без сомнения,было нравственное и физическое пере­утомление (Купр.); Музей был, конечно,закрыт (Пауст.); Доктор, действительно,лежал на диване... (Купр.)

Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо, кажется, надо полагать, видать, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности и др.: У автобусной стоянки стояла небольшая очередь, ка­жется, уже отчаявшихся дождаться автобуса людей с че­моданами (Сим.); «Может быть, уже пора продолжать ре­петицию?» — напомнила Лидочка (М. Г.); Теперь, по всейвероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, су­хую траву и перья, поднимались под самое небо (Ч.).

2. Вводные конструкции, выражающие эмоциональ­ную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, стыд и др. С ними
могут сочетаться слова, указывающие, кто испытывает чувст­во, т. е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержа­ния: к стыду моему,к егоогорчению, на её счастье и др. В состав вводных конструкций могут также входить слова к моему великому огорчению, к его неожиданной радости и др., обозначающие полноту, степень проявления чувства
или его оценку: Час назад ему, к его радости,позвонил с но­вого места один из начальников и сказал, что скоро вернёт­ся сюда с группой работников (Сим.); Я, к сожалению, дол­жен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.); Ло­шадка его, к истинному моему удивлению,бежала очень недурно (Т.); Наконец, к неописанной нашей радости,Ермолай вернулся (Т.).

3. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщения, включают слова: мнение, предположение, сло­ва и др. С ними могут сочетаться слова по моемумнению, по егословам, по нашемупредположению, как мыполагаем; по-моему, по-твоемуи др., уточняющие, кому принадлежит мнение и т. д. и кому, следовательно, приписывается сообщение: По-вашему, всё это мелочи, пустяки, но поймите же, что этих мелочей так много... (Ч.); В каюте Иван Ильич просидел часа три, придумывая, как объяснить Даше свой, по его пониманию,пошлый и навязчивый поступок (А. Т.); О самом Кукушкине, который был, по его мнению,большим прохвостом, Малинин со злостью подумал, что этот выкру­тится (Сим.); В молодости, по его словам,он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.).

4. Вводные конструкции по правде сказать, признаться, откровенно говоря, говоря попросту и др. оценивают способ выражения мысли: Между нами говоря, чуть
было уже не законопатили тебя на Карельский [фронт] (Сим.); Ещё, признаться,грунт хорош, а то бывает — ка­мень (Тв.); Строго говоря, дивизией он с мирного времени не
командовал (Сим.).

5. Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногдо случается и др. указывают на степень обычности из­
лагаемых фактов: Ермолай стрелял, как всегда,победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению(Т.);Герасим... ввалился в дом со своей ношей, а Муму, пообыкновению, осталась его дожидаться (Т.). Вводные конструкции этого типа немногочисленны. Они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, на­
оборот, на их случайность, единичность.

6. Вводные конструкции, обращенные к собесед­нику с целью возбудить его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это такие конструкции, как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устар.); судите сами, согласитесь и др. Они близки к частицам. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей: Однако, знаете, мне стало грустно.Тяжело как-то (М. Г.); Ведь, судите сами, вы­красть из дел какой-нибудь документ, вексель и прочее — минутное дело! (Ч.); Да, я герой... А он мне даёт комические роли. Нелепо же, согласитесь!(М. Г.); Слышь, подкинь ещё одну ложечку такую, я вторую, брат, войну на веку воюю (Тв.); ...Сапожника Алёшу в часть отвёз. Лёг, понимаешь,среди улицы, играет на гармонии и орёт... (М. Г.)

7. Вводные конструкции, указывающие на отноше­ния между частями высказывания, по своему значению сближаются с союзами. Они могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении (во-первых, во-вторых и т. д.; наконец и др.): Краснов от пря­мого ответа ускользнул, предложив взамен совместный по­ход на Царицын, длятого, чтобы, во-первых,овладеть крупнейшим стратегическим центром и, во-вторых,удер­жав его, соединиться с уральскими казаками (Ш.); Но, во-первых,больная, действительно, находилась в отчаянии; а во-вторых,надо правду сказать, я сам чувствовал к ней расположение (Т.).

8. Вводные конструкции напротив, наоборот, впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на про­тивопоставление содержания предложения предыдущему вы­сказыванию: Калужская деревня, напротив,большею частью окружена лесом (Т.); [Бобров] тихонько отыскал свою шляпу и осторожно вышел на крыльцо. Его ухода, впрочем,и так никто бы не заметил (Купр.); Прошли ров­но сутки, и Синцов стоял снова перед тем же самым здани­ем райкома. Правда,здание было уже не совсем то же са­мое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.).

9. Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предло­жения логически вытекает из предшествующего высказыва­ния как его следствие: Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля [выпал снег] (Пауст.).

10. С помощью вводной конструкции может также выражать­ся вывод, обобщение, заключение (итак, вообще, таким об­разом и др.): У неё уже давно вошло в привычку дразнить Гюброва его лошадью, к которой он был так привязан. Вооб­ще,в доме Зиненок вечно кого-нибудь и чем-нибудь дразнили (Купр.).

Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенНо необходимо. Однако неумеренное и неправильное использование вводных конструкций (например, таких, как скажем, так сказать, к примеру, понимаешь ит. п.) делает речь неблагозвучной, косноязычной, тусклой, вызывающей непри-язнь и раздражение слушателей, а порой и непонятной.

Вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений и т. п. Они не входят в структуру предложения, с которым употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Однако, в отличие от вводных, вставные конструкции выражают конкретное содержание, которое тесно связано с содержанием предложения.

Например:

До берега было около двухсот шагов, Ермолай шёл смело и безостановочно (так хорошо заметилон дорогу),лишь изредка покрикивая: «Лещвей, тут направо колдобина!» (Т.)

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом, или словосочетанием, или предложением, простым или сложным.

Например:

Правда, хозяева и гости, — а среди них были почти все молодыепоэты, посещавшие вторники у Смоковниковых,— сидели на неоструганных досках, полощ женных на обрубки дерева (дар Телегина) (А. Т.)

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения «размыкается» вставной конструкцией. На письме вставные конструкции выделяются, как правило, скобками, реже — тире или запяты­ми.

Например:

На подоконнике (в комнате был только одинстул) по­лулежал присланный из Вешенской милиционер Ольшанов (Ш.);

Калиныч, как я узнал после,каждый день ходил с ба­рином на охоту (Т.)

По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны. Они могут заклю­чать в себе.

Например:

Название или описание какого-либо предмета, ли­ца, упомянутого в предложении: На маленьком озере — оно называлось Лариным прудом— всегда плавало много ряс­ки (Пауст.);

уточнение количественного характера: Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось два­дцать девять лет)влюблялся раз шесть (А. Т.); Через не сколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек)так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.);

причину действия, события, явления, описываемого в предложении: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любилтёт­ки) и стал молча пить чай (Ч.); выражать значение следст­вия: Слышно было по Дону, как где-то, не ближе Устъ-Хо-пёрской, глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промёрзлой земле)выстрачивали пуле­мёты (Ш.);

для пояснения содержания всего предложения или от­дельных его частей также служат вставные конструкции: Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хоте­лось ещё что-то сказать),пошёл в переднюю и остановил­ся там в раздумье (Ч.); они могут содержать и добавочное со­общение: Клевета Кузяря разозлила меня не во время его рассказа (я слушал его разинув рот),а в тот момент, ког­да он нагло хотел наскочить на меня (Гл.);

кроме того, вставные конструкции могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части: На­деньте на голову такому человеку вместо шляпы — солн­це, — что может быть великолепнее! — он всё же будет ныть и жаловаться: «Ах, я так несчастен! Я так одинок!» (М. Г.)

Междометия обычно не входят в состав предложения в ка­честве его членов. Употребляясь с предложением, они непосредственно выражают чувство, о котором далее идет речь или придают эмоциональную окраску предложению.

Например:

«Э! — подумал я, — да он сочиняет» (Т.) — междометие выражает удивление;

Эх, старик! Ну и жаль мне тебя) Прощай! (М. Г.) — междометие выражает чувство жалости, о котором говорится далее

В предложении Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, — житьё ваше — о-ой! (М. Г.) междометие о-ой употреблено иносказательно и является членом предло­жения — сказуемым (ср.: ...житьё ваше неважное, тяжёлое, нерадостное).

Междометия часто употребляются с восклицательными предложениями, поэтому эмоциональность выражается не только междометием, но и восклицательной интонацией пред­ложения.

В качестве самостоятельных нечленимых предложений междометия, из-за неопределенности, неустойчивости своего значения, употребляются редко.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Какие предложения считаются простыми?

2. Какие структурные противопоставления важны в простом предложении?

3. Какие предложения считаются утвердительными, а какие – отрицательными? Приведите примеры.

4. Какое предложение считается двусоставным? Приведите примеры.

5. Какие главные члены предложения вы знаете?

6. Какой член предложения считается подлежащим? Приведите примеры.

7. Расскажите о подлежащем как главном члене предложения. Приведите примеры.

8. Расскажите о сказуемом как главном члене предложения. Приведите примеры.

9. Что понимается под односоставным предложением7 Приведите примеры.

10. Расскажите о глагольном односоставном предложении. Приведите примеры.

11. Расскажите об особенностях определенно-личного предложения. Приведите примеры.

12. Расскажите об особенностях неопределенно-личного предложения. Приведите примеры.

13. Расскажите об особенностях обобщенно-личного предложения. Приведите примеры.

14. Расскажите об особенностях безличного предложения. Приведите примеры.

15. Расскажите об особенностях инфинитивного предложения. Приведите примеры.

16. Расскажите об субстантивном односоставном предложения. Приведите примеры.

17. Расскажите об особенностях номинативного предложения. Приведите примеры.

18. Расскажите об особенностях генитивного предложения. Приведите примеры.

19. Расскажите о нечлинимых предложениях. Приведите примеры.

20. Что собой представляют распространенные предложения. Приведите примеры.

21. Каковы функции второстепенных членов предложения?

22. Какие типы второстепенных членов предложения вы знаете?

23. Расскажите об определении. Приведите примеры.

24. Расскажите о приложении. Приведите примеры.

25. Расскажите о дополнении. Приведите примеры.

26. Расскажите об обстоятельствах. Приведите примеры.

27. Расскажите о полныхи неполных предложениях. Приведите примеры.

28. Что собой представляют предложения, осложненные обособленными членами?.

29. Какова сущность обособления? Приведите примеры.

30. Каковы условия обособления? Приведите примеры.

31. Расскажите об обособленных определениях. Приведите примеры.

32. Расскажите об обособленных приложениях. Приведите примеры.

33. Расскажите об обособленных обстоятельствах. Приведите примеры.

34. Расскажите об «обособленных дополнениях». Приведите примеры.

35. Расскажите о сравнительных оборотах. Приведите примеры.

36. Что собой представляют предложения, осложненные однородными членами?

37. Каковы условия однородности?

38. Каковы средства выражения однородности?

39. Какие конструкции, не входящие в структуру предложения, вы знаете?

40. Расскажите об обращении. Приведите примеры.

41. Расскажите об «именительном представления». Приведите примеры.

42. Расскажите об особенностях вводных конструкций. Приведите примеры.

43. Расскажите об особенностях вставных конструкций. Приведите примеры.

44. Расскажите о междометии. Приведите примеры.

Наши рекомендации