Понятие, структура и функции речи
Одним из основных отличий человека от животных, отражающим закономерности его физиологического, социального и психического развития, является наличие особого психического процесса, который называется речь. Речь - это процесс общения между людьми с помощью языка. Все то, что говорящие люди понимают под словом речь, на самом деле является собственно языком и речью.
Речевая деятельность - это процесс целенаправленного, активного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения и взаимодействия между людьми. Главным механизмом речевой деятельности является процесс осмысления. Рассматривая высшие психические функции, речь является одной из их самых сложных форм. Кроме содержания, в речи выражается эмоциональное состояние человека и его отношение к тому, что он говорит. Это явление носит название эмоционально-выразительная сторона речи и обуславливается тоном звучания произносимых слов. Речевую деятельность, а именно, психические закономерности порождения и восприятия речи, механизмы, которые управляют этими процессами и обеспечивают овладение языком, а также языковую способность человека в контексте его психических и интеллектуальных способностей изучает психолингвистика, которая выделилась как лингвистическая дисциплина в середине XX в.[1]
Психологическая сторона речи выражена ее смысловым подтекстом, которая отражает цель (мотив речи) речи, с которой была сказана фраза.
Л.С. Выготский в своих исследования взаимосвязи речи и мышления доказал, что речь является инструментом мышления. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях наглядно-образное мышление превращается в словесно - логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Именно в значении слова заключается единство речи и мышления. Таким образом, высшим уровнем единства речи и мышления является речевое мышление.
Так как в психологии речь рассматривается как организованная форма сознательной деятельности, значит в ней участвуют два субъекта. Один субъект речевой деятельности формирует речевое высказывание, другой его воспринимает.
К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорения (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устной бытовой речи, художественном вещании и т.п. Все это является различным использованием возможностей языка. Язык является системой, т.е. совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Каждая система имеет свою структуру. Структура - это способ организации системы, ее внутреннее строение. В соответствии с данным постулатом, речь должна иметь четырехуровневое (четырехъярусное) строение. Самым низшим уровнем речи является фонологический, затем следует морфологический, далее - лексико-семантический уровень. Высшим уровнем речи является синтаксический. В соответствии с определением структуры, каждый ее уровень имеет свою единицу. Так, фонологический уровень имеет фонему, морфологический уровень - морфему, лексико-семантический - лексему (слово), и, наконец, синтаксический - предложение. Все названные уровни представляют собой отдельные системы и изучаются отдельными лингвистическими науками: фонологический - фонологией, морфологический - морфологией, лексико-семантический - лексикологией и синтаксический - синтаксисом.[2] Языковые уровни не являются независимыми. Они все взаимосвязаны между собой. Так, с фонем строятся морфемы, из морфем - лексемы, из лексем - предложение. Таким образом, можно сделать вывод, что речь состоит из четырех систем, которые образуют общую систему языка.
В психологии, в основном, различают три формы речи (по определению И.А.Зимней)[3]:
1. Внешняя устная речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, которые формируют процесс материализации мысли. Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятие их людьми на слух - с другой.
Внешняя устная речь делится на экспрессивную (разговорную) речь и импрессивную речь (восприятие и понимание речи).
Внешнюю речь характеризует интонация. Интонация - это совокупность элементов речи, которые фонетически организуют речь и являются средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя устная экспрессивная речь включает следующие виды:
- монологическая речь;
- диалогическая речь;
- групповая речь (полилог).
Монолог является видом речи, который имеет одного субъекта, представляет собой сложное синтаксическое целое и в структурном отношении не связан с речью собеседника. Коммуникативной целью монолога является сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, т.е. служить для передачи информации. Основные свойства монологической речи – это односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость и логическая последовательность изложения сообщения.
Диалог – это попеременный обмен знаковой информацией двух и более субъектов. Диалог является первичной по происхождению формой речи. Как форма речи он состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций. Диалог осуществляется в виде разговора (беседы) двух или более участников речевого общения или в виде чередующихся вопросов, ответов и обращений. В диалоге одновременно с языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты,- жесты, мимика, средства интонационной выразительности.[4]
2. Внешняя письменная речь - это графически оформленная речь, которая организована на основе буквенных изображений. Данная речь обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. В состав письменной речи включают письмо и чтение. Письменная речь по своей природе является преимущественно монологической речью.
3. Внутренняя речь (речь «про себя») - это язык, лишенный звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции, связанный с мышлением. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека[5].
Некоторые языковеды противопоставляет язык речи, как социальное индивидуальному. На самом деле и речь, и язык - явления социальные, так как основная функция языка - быть средством общения, и люди говорят (пользуются речью) не для того, чтобы демонстрировать свое умение, а чтобы передать кому-то какую-то информацию. Речь всегда является индивидуальной при выполнении, всегда принадлежит конкретным людям.
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).
Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, выполняют определенные функции.[6]
Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Коммуникативная функция (от лат. Communicatio «общение») - функция общения. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки - вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Основным коммуникативным средством является язык, который создан для того, чтобы общаться.
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Мысле-творческая функция речи - функция формирования и формулирования мысли. Мышление (мнение) не только выражается словом, но и осуществляется в нем. Не случайно один из великих языковедов XIX в. Гумбольдт назвал язык «органом, который творит мнение».
Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет.
Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.
В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.[7]
Также функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение.[8]
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или к самому- себе.
Функция воздействия характеризуется тем, что с помощью речи человек пытается побудить другого к определенному действию и к определенному мнению.
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов.
Все остальные функции языка, о которых говорится в лингвистической литературе, являются производными от главных. Следовательно, они являются уточнением основных функции языка и их видовой классификацией.[9]
Все функции речи, как правило, реализуются в различных сочетаниях, а не по отдельности, потому каждое высказывание является многофункциональным. В конечном итоге все функции речи работают на общение, и в этом смысле коммуникативную функцию можно считать ведущей.
1.2 Особенности развития речи в раннем возрасте
Раннее детство (период от 1 года до 3 лет)- самый интенсивный период в развитии речи и мышления ребенка. Интенсивно развивается мелкая моторика, с помощью которой ребенок начинает овладевать предметной деятельностью. Интенсивно развивается познавательная сфера. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая означает, что взрослые становятся для детей образцами действий и отношений в существующей социальной среде. Также появляются различия в типах ведущей деятельности среди мальчиков и девочек. Основная потребность ребенка на ранних стадиях онтогенеза - познания окружающего мира через действия с предметами.
В периоде раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие, появляются элементарные формы воображения, а внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно - действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
Также в периоде раннего детства с года до 3 лет происходит формирование новой ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Следовательно, ведущим видом деятельности становится предметно - манипулятивная деятельность. Суть данной совместной деятельности заключается в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т.е. взрослый начинает учить ребенка правильно использовать окружающие предметы. Социальная ситуация развития выглядит как» ребенок - предмет - взрослый». Следовательно, самым важным для ребенка становится предмет, а не взрослый. Но мы должны понимать, что без помощи взрослых ребенок не сможет овладеть человеческими способами употребления предметов, а также правильной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушения такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Важнейшими психическими новообразованиями детей третьего года жизни являются возникновение речи и наглядно - действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Ребенок начинает свободно использовать предмет по назначению, т.е. развивается предметная деятельность. Успешное развитие предметной деятельности является основой для развития игровой и продуктивной деятельности.
В этот период жизни у ребенка интенсивно формируется активная речь благодаря совместной деятельности со взрослыми. Также улучшается понимание ребенком речи взрослого.[10]
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
Важнейшей способностью, формирующейся к трем годам, является способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение может часто меняться.[11]
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, у него формируется образ «Я».
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенку ко владению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской речи.
Речь возникла тогда, когда людям нужно было договориться друг с другом. Следовательно, она является чисто социальным приобретением человечества. По этой причине маленький ребенок овладевает речью лишь в том случае, если она выполняет свою социальную функцию - функцию общения.[12] Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. На первых порах важны не столько содержание обращенной к ребенку речи, сколько ее мелодичность, тональность, ритмичность, интонационные характеристики. Доброжелательное, заботливое отношение к ребенку со стороны матери или второго значимого лица и эмоционально - положительная речь, адресованная ребенку - достаточные факторы развития речевого процесса на данном возрастным этапе[13].
Развивающая работа с детьми на ранних стадиях онтогенеза должна строиться с учетом ведущих мотивов и потребностей данного возраста, а также актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Задачи речевого развития детей третьего года жизни:
1. Расширение словаря ребенка, следовательно, и его знакомство с окружающим миром;
2. Развивать речь как средство общения;
3. Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми.
4. Поддерживать стремление к активности, позицию «Я - сам».
5. Поощрять стремление ребенка по собственной инициативе включаться в рассказ.
Как отмечает И.В.Дубровина, раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению. Это, прежде всего, развитие психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях.[14]
Для детей от 0 до 6 месяцев основная форма общения - ситуативно-личностная. Основными потребностями ребенка являются внимание и доброжелательность взрослого. Ведущая деятельность на данном этапе онтогенеза - непосредственно - эмоциональное общение со взрослым. Основные мотивы общения – личностные. Основными средствами общения являются экспрессивно – мимические средства. При этом необходимо помнить, что на каждом этапе процесс становления и развития речи испытывает влияние многочисленных факторов, в которых решающими являются коммуникативные. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Если взрослый не предусматривает речевого ответа при общении с ребенком или не настаивает на нем, то у детей будет возникать разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней.
В итоге вышесказанного можно сделать вывод, что ранний речевой опыт ребенка создает фон, который ведет к развитию навыков речи, умения слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Для детей от 1 года до 3 лет основной формой общения является ситуативно-деловое общение. К основной потребности ребенка относят потребность в сотрудничестве со взрослыми. Мотивы общения – деловые. Ведущая деятельность для детей от 6 месяцев до 1 года - ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка. Ведущей деятельностью детей в возрасте от 1 года до 3 лет является предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой происходит интенсивное овладение предметным и орудийным действиями в сотрудничестве с взрослыми.[15]
Основные этапы, которые проходит развитие речи у ребенка на стадиях онтогенеза.
Довербальный период.
Данный период развития приходится на первый год жизни. Некоторые исследователи полагают, что и в течение второго года жизни основным способом общения выступают невербальные компоненты.[16] В ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. К двум годам ребенок оказывается в состоянии классифицировать все звуки воспринимаемой речи.
Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
Следующим этапом является переход ребенка к активной речи.
Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
На этапе следующем этапе совершенствование речи как ведущего средства общения в речи все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение.
Таким образом, к возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.
Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в нем признаках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.[17]
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным, он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. На 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.
После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления.
Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.
Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим вопросом, касающимся его. Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы проверяет свои знания и запоминает интересующие его названия.[18]
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К двум годам активный словарь ребёнка резко увеличивается и достигает 200 – 300 слов. В нём много существительных и глаголов, встречаются прилагательные, наречия и предлоги. Упрощённые слова («ту – ту», «гав – гав») заменяются обычными. Предложения становятся трёх-, четырёхсловными, появляются вопросительные слова и интонации. Родителю необходимо помнить, что задержка речевого развития может привести к задержке интеллектуального и социального развития ребёнка.
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им правильно пользоваться.[19]
После интонационного оформления голосовых реакций ребенка начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический.
Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.
К трехлетнему возрасту ребенок владеет набором примерно из 1200-1500 слов. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи.
Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем».
К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.[20]
Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.[21]
Предполагается, что тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речивыступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что некоторые родители в течение длительного времени в начальный период освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого внимания, например в домах ребенка. И, тем не менее, в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.[22]
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов с помощью которых она осуществляется. Разнообразные недостатки речи у малышей (косноязычие, крикливый, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и прочее) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновения всякого рода речевых дефектов.[23]
Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.
Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится еще в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных, беспокойных или заикающихся детей.
Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Из выше изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка – фонетическую, словарную и грамматическую.