Ознакомление со звуковым строением слова

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специально­го наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправиль­ного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой и их учени­ков разработана последовательность формирования у де­тей ориентировки в звуковой форме слова.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начина­ется еще в младших и средней группах, когда в процессе вос­питания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслуши­ваться в звучание слов, различать на слух сходные и различа­ющиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Для этого используют разнообразные методические приемы, на­правленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-си­нонимов (врач — доктор, веселый — радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ — звучание одинаковое, а смысл раз­ный). Ознакомление со звуковой и смысловой стороной сло­ва помогает формированию представлений о слове как еди­нице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в сред­ней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтичес­кий (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому ана­лизу необходимо научить их воспринимать слово не как еди­ный звуковой комплекс, а как некое структурное образова­ние, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова — с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Про­тяженное произнесение отдельных звуков — хорошо извест­ный в школьной методике способ. Л. Е. Журова ввела его в обучение по системе Д. Б. Эльконина.) При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационно­му выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно — нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» вет­ра — шшш, насоса — ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонаци­онным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, со­норными согласными). Далее детям предлагают назвать кар­тинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука — жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понят­но, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добивать­ся усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах,а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назо­ви слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком ме­сте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нуж­ный звук. Сначала специально подбираются картинки и иг­рушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ ин­тонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный матери­ал, называть слова с определенным звуком. Это умение за­крепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе). Следующий этап работы — формирование умения на­зывать изолированный звук и выделять в слове первый звук. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но имягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение, мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м—м\ с—с') называют «братцами»; твердые фонемы — «сердитыми», мягкие — «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); дру­гой вариант1 — большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выде­ления твердых и мягких звуков создаются игровые ситуа­ции, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кук­ла — мальчик с сердитым нахмуренным лицом — одета в синий костюмчик, другая — улыбающийся мальчик в зе­леном костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле2. (Впослед­ствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных зву­ков зелеными фишками, а твердых согласных — синими.) Для демонстрации следования звуков рекомендуются спе­циальные пособия3, моделирующие последовательное появ­ление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

Одно из пособий — табло — линейка большого размера (4 на 10 см) с радом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветово­го тона, на конце которой нарисован синий квадрат — «звук». При протя­женном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвига­ется так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д. Когда звучание слова пре­кращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одно­временно слышат протяженное произнесение и следят за последователь­ным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

Второе пособие — специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.

Другая форма демонстрации «динамики» слова — когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окош­ке квадрат — «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последо­вательно загораются.) Эта форма демонстрации динамики слова подво­дит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользо­ваться при освоении звукового анализа.

В старшей группеставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напом­ним, что звуковой анализ слов в современной методике по­нимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последова­тельность звуков в слове, но и давать им качественную харак­теристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной прин­цип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности»1.

Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтап­ном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова. Действие звукового анализа рассматривается как осо­бое умственное действие, формирование которого прохо­дит ряд этапов, как и любое умственное действие2.

На первом этапе детей учат определять порядок, после­довательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произ­несение, устанавливать порядок следования звуков. Поэто­му Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава.' На кар­тинке изображается предмет, слово-название которого дол­жно быть проанализировано. Под картинкой дается графи­ческая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме кар­тинки с графической схемой звукового состава, дети по­лучают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета — серые, белые), которыми должна последователь­но заполняться схема на основе последовательного выде­ления звуков данного слова.

Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются замес­тителями (символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным фор­мам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

.Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Это делается на примере слова ау: слово про­износится протяжно, выделяется первый звук а, и воспита­тель изображает его мелом на доске — рисует квадрат. Затем выделяется второй звук — у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен пер­вым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой пока­зывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева на­право, а дети произносят тот звук, на котором задерживает­ся указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указ­кой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каж­дой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, вос­питатель переходит к формированию действия звукового ана­лиза. На последующих занятиях их учат замещать звуки фиш­ками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отраба­тывается многократно на разных словах. Хорошо отработан­ное действие интонационного выделения звука в слове явля­ется основой будущего грамотного, без пропусков письма1.

Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проана­лизированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту — ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозна­чают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению все­гда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее сло­вах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначе­ния (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы мето­дики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анали­зом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, зву­ковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных зву­ков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т. д.; игра «Назови слова» — дети называют слова с определенным звуком, слова, кото­рые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.) Картинки-схемы заменя­ют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы — обучение вычленению удар­ного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового ана­лиза слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на сто­лах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К кон­цу года они должны уметь анализировать любое предложен­ное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие со­гласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой струк­туре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем фор­мировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фо­нем и общий фонемный анализ слова с опорой на картин­ку-схему и фишки;

2) дифференциация гласных и согласных фонем; уста­новление места ударения в слове;

3) дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем — по глухости и звонкости) и мо­делирование основных фонематических отношений в слове;

4) проведение звукового анализа без опоры на нагляд­ность — графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

На протяжении всего периода обучения дети выполня­ют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; срав­нить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон — нос, кот — ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак — рак, дым — дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры1; компьютерные игры на звуковой анализ.

В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению2. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным зву­ком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по модели», «Цепочка слов».

Наши рекомендации