Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов)
Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:
• цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проек-
с 14.
та могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются вложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей;
• количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени;
• сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих;
• расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований);
• ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
2.5. Что такое проект?
Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Проект- (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед):
1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия.
2. Предварительный текст какого-нибудь документа.
3. Замысел, план (16).
Проект- это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. projektmanagement, 1987).
Проектозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с чётко выраженными целями (см. информацию Мирового Банка).
Проект- это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству
С. 15
результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (2).
Под педагогическим проектоммы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организации.
Цели и задачи проекта
Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие целей и задач проекта. «Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели (18,8). Большинство теорий и концепций совместной деятельности сходится на том, что первым и непременным условием существования любой организации является формирование общей цели» (9). И действительно, понятие общей цели в психологическом анализе трудно переоценить. «Представленная в форме утверждения; в котором с большей или меньшей конкретностью отражены некоторые желательные для организации результаты», цель выступает ключевым фактором, определяющим поведение ее членов (25).
Общей организационной целью может стать лишь такая цель, субъект которой опирается на некую силу или процесс, способные обеспечивать ее главенство над индивидуальными целями членов организации. Но если подобное обеспечение отсутствует, даже самая талантливая и продуктивная цель имеет мало шансов подняться над «частоколом» других, пусть даже совершенно бездарных намерений и планов. И, наоборот, самая нелепая и низкая затея может одержать верх над блестящими и благородными планами, если она базируется на процессе, обеспечивающем её приоритетность (7, 6).
Цель- это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоего интервала времени. Она должна отвечать следующим требованиям: быть реалистичной, то есть проект, не должен превратиться в прожект; быть ранжируемой, то есть может быть разделена на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они могут быть представлены как задачи); быть диагностируемой; то есть иметь определенные измерители (критерии и методики замера).
Для каждого инновационного проекта может быть определено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Чтобы определить степень достижения целей инновационного проекта, необходимо выбрать соответствующие критерии. На основе этих критериев можно оценивать альтернативные ре-
С. 16
шения по достижению целей инновационного проекта. Они должны находиться в области допустимых решений проекта.
Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта.
Задача- желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Из чего следует, что для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.