Протокол наблюдения за умением правильно вести себя на уроке
№ п/п | ФИО ученика | Правильно сидит за столом | Внимательно слушает объяснения учителя | Не отвлекается при выполнении самостоятельной работы | Не выкрикивает с места, а поднимает руку для ответа на вопрос учителя | Отвечает на вопросы учителя полным ответом |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Данные наблюдения, математически обрабатываются и оформляются в дневнике педагогической практике (Приложение А). Результаты анализируются, и на основании этого делается вывод об умении школьников правильно вести себя на уроке.
Наблюдение за учебно-воспитательной деятельностью учителя и беседа с ним позволит студентам выполнить вторую часть задания. В отчете о его выполнении необходимо осветить следующие вопросы:
1. Осуществляет ли учитель изучение школьников в процессе своей педагогической деятельности?
2. Какие методы педагогического исследования применяет классный руководитель для изучения учащихся?
3. Где и как фиксируются результаты изучения школьников?
4. Учитывает ли классный руководитель полученные результаты изучения школьников в процессе организации и проведения с ними учебно-воспитательные работы? Например.
После выполнения задания необходимо сделать вывод о том, проводит ли классный руководитель изучение школьников и какие методы педагогического исследования при этом использует.
Задание 3. Изучение работы классного руководителя по всестороннему воспитанию учащихся.
Цель: расширение знаний студентов о работе учителя по всестороннему формированию у школьников умения наблюдать и анализировать педагогическую деятельность учителя.
Выполнение задания: каждый студент-практикант посещает несколько уроков, проводимых учителем, наблюдает и описывает его деятельность по всестороннему формированию школьников. В отчете о выполнении задания педагогической практики необходимо осветить следующие вопросы:
1. Осуществляет ли классный руководитель работу по умственному развитию школьников, формированию их познавательных процессов? Например.
2. Формирует ли классный руководитель у учащихся нравственные качества? Какие нравственные качества формируются на уроках, а какие во внеурочной деятельности?
3. Как учитель осуществляет на уроках эстетическое воспитание школьников? Например.
4. Проводит ли учитель физическое воспитание учащихся? Например. Студент-практикант изучает воспитательную работу классного руководителя и переписывает в отдельную тетрадь план воспитательной работы в классе, изучает и анализирует его. Затем его сдать с отчетом. Нужно обратить внимание:
¾ На задачи, намеченные в плане воспитательной работы, и их направленность на всестороннее формирование школьников;
¾ Основные разделы плана и направления работы классного руководителя по воспитанию учащихся;
¾ Основные воспитательные мероприятия и виды деятельности, которые планируются по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся.
Задание 4. Ознакомление с содержанием и структурой школьной документации.
Цель: ознакомление студентов со структурой, содержанием и порядком ведения школьной документации.
Выполнение задания: студенты изучают классный журнал. Дневники и тетради учащихся. В отчете о выполнении задания раскрывают структуру и содержание этих документов, а также порядок их ведения.
При ознакомлении с классным журналом необходимо обратить внимание:
¾На структуру журнала (из каких разделов он состоит);
¾Виды письменных работ учащихся;
¾Накопляемость отметок;
¾Посещение учениками уроков.
При изучении дневников школьников следует проанализировать:
¾Правильность и аккуратность заполнения ими всех разделов дневника;
¾Систематичность выставления отметок;
¾Содержание записей учителя;
¾Контроль родителей за ведением дневника.
При анализе ученических тетрадей необходимо осветить следующие вопросы:
¾По каким учебным предметам заведены тетради?
¾Какие виды письменных работ выполняют ученики на уроках и дома?
¾Каков объем классных и домашних письменных работ?
¾Как часто учитель проверяет тетради учеников?
¾Проводится ли работа по совершенствованию каллиграфии учащихся?
Задание 5. Изучение структуры педагогической деятельности учителя.
Цель: изучение структуры педагогической деятельности учителя, формирование у студентов-практикантов умения наблюдать и анализировать ее.
Выполнение задания: студенты на основе результатов своих наблюдений, а также беседы с учителем должны определит структуру его педагогической деятельности. В отчете о выполнении данного задания необходимо отразить следующие вопросы:
¾Проводит ли учитель диагностику развития и воспитанности школьников и учитывает ли ее результаты при планировании и организации своей работы?
¾Какие виды учебно-воспитательной работы планирует учитель? Например.
¾В чем выражается коммуникативно-информационная деятельность учителя?
¾Осуществляет ли учитель самоанализ педагогической деятельности?
Задание 6. Анализ организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Цель: Наблюдение за организацией контроля и оцениванием учебных достижений учащихся.
1. Исходные данные об уроке.
2. Тип урока.
3. Решение образовательных, развивающих и воспитательных задач при проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
4. Методы, приемы и средства проверки и оценки знаний, умений и навыков; сочетание фронтального, индивидуального и группового опроса; проведение письменной, практической проверки.
5. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
6. Оценка знаний, умений и навыков (мотивированность, объективность, комментирование ответов и т.д.).
7. Особенности педагогического воздействия на этапе проверки и оценки знаний, умений и навыков ("требовательность и распределение внимания, отношение к ошибкам учащихся, педагогический оптимизм и т.д.).
8. Поведение учащихся (заинтересованность, дисциплинированность, активность учащихся).
9. Какие оценки поставил учитель на уроке? Какие принципы при этом соблюдал?
Задание 7. Наблюдение за использованием учителем методов, средств и форм организации воспитания.
Цель: Формирование у студентов умения выделять применяемые учителем методы, средства и формы организации воспитательной работы со школьниками.
Выполнение задания: Оказывая помощь учителю в организации воспитательной работы, студент проводит наблюдение за тем, какие методы педагогического воздействия на учащихся использует учитель. При оформлении отчета о выполнении этого задания необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
1. Какие методы стимулирования активности и формирования положительных потребностей, мотивов поведения и деятельности учащихся использовал учитель? Например.
2. Какие методы формирования общественного сознания школьников чаще всего применял учитель? Насколько они были эффективны? Например.
3. Какие методы организации воспитания использовал учитель при организации деятельности и общения учащихся? Что при этом он стремился у них воспитывать? Например.
Задание 8. Изучение структуры урока.
1. Исходные данные об уроке.
2. Какие дидактические задачи решались на данном уроке?
3. Чем понравилась организационная часть урока?
4. Как осуществлялась проверочно-обучающая работа над пройденным материалом?
5. Как сочетались фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на этапе изучения нового материала?
6. Как учитель стимулировал активность и самостоятельность учащихся на этапе первичного закрепления?
7. Как учитель контролировал и оценивал процесс и результат учебно-познавательной деятельности школьников?
8. Какова была завершающая часть урока?
9. Считаете ли Вы, что такое построение урока было целесообразным?
10. Какой тип урока Вы наблюдали?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
По окончании практики студент сдает дифференцированный зачеткомиссии, назначенной деканатом. В состав комиссии входят преподаватель, ведущий курс методики преподавания английского языка, и руководители практики от кафедр, обеспечивающие данный вид практики.
На зачет студент представляет:дневник по практике, отчет о прохождении практики, общедидактический анализ урока, методическую копилку (Закон об образовании, критерии оценивания учеников, дидактический материал).