Занятие по рассматриванию картин
Н. В. Нищева
ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи
Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС
ББК 74.100.5 Н71
Нищева Н. В.
Н71 Четыре времени года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 31 с. + 15 цв. ил.
ISBN 978-5-89814-410-4
В альбоме представлены конспекты занятий по развитию эмоционального мира и речи детей 7-го года жизни при рассматривании произведений пейзажной живописи. Пособие включает подборку цветных репродукций известных художников, диск с записью музыкальных произведений и звуков природы, используемых на занятиях.
Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
ББК 74.100.5
© Нищева Н. В., 2007
© Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
ISBN 978-5-89814-410-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
Содержание
Предисловие.............................................................................................................. 4
I период работы..........................................................................................................5
Сентябрь.................................................................................................................... 5
Занятие по рассматриванию картин И.Левитана «Сумерки. Луна»
и Ф.Васильева «Болото в лесу»................................................................ 5
Ноябрь........................................................................................................................ 8
Занятие по рассматриванию картины М. Башкирцевой «Осень»....................... 8
II период работы......................................................................................................11
Декабрь..................................................................................................................... 11
Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер»
и И. Шишкина «Зима»............................................................................. 11
Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Сказка инея
и восходящего солнца»............................................................................ 11
III период работы....................................................................................................17
Март......................................................................................................................... 17
Занятие по рассматриванию картины И.Грабаря «Март».................................. 17
Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток»
и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»....................................... 21
Занятие по рассматриванию картин С. Жуковского «Весенняя вода»
и Н. Дубовского «Весенний вечер»....................................................... 24
Май........................................................................................................................... 26
Занятие по рассматриванию летних пейзажей.................................................... 26
Литература............................................................................................................... 30
Предисловие
Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. У ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление моти-вационно-потребностной сферы и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. И именно речевое развитие можно рассматривать как итог нервно-психического и социального развития ребенка-дошкольника.
Какие методические приемы можно использовать для того, чтобы с успехом продвинуть вперед речевое развитие дошкольника? Как включить в работу все органы чувств ребенка, развить его эмоциональный мир, мир его чувств? Ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на старший дошкольный возраст.
Рассматривание живописных полотен, чтение стихов и рассказов русских поэтов и писателей, слушание отрывков музыкальных произведений композиторов-классиков обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности, позволяет с успехом преодолеть очередной кризис развития.
В пособии «Четыре времени года» представлены конспекты комплексных интегрированных
занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по рассматриванию живописных полотен русских художников. Целью занятий является развитие речи и эмоционального мира дошкольников, поэтому они с успехом могут проводиться и в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений общего вида.
Занятия по рассматриванию картин русских художников проводятся в логопедической подготовительной к школе группе на протяжении учебного года и соответствуют Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)1. В течение учебного года усложняются и становятся разнообразнее задания для дошкольников. К концу учебного года дети вполне справляются с составлением рассказов по картинам, могут высказать свое мнение об изображенном на них.
Разнообразные задания позволяют включить в работу все анализаторы детей, и именно это делает занятия живыми и увлекательными. На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игру, предложенную педагогом. Особенно интересны детям задания «Картины оживают», когда они слышат, как «звучат картины», могут «попробовать» на вкус воду из вешнего потока, «отведать» земляники из дубравы с пейзажа И. Шишкина.
В методический комплект входят репродукции пятнадцати картин, двенадцать конспектов занятий, CD с записью музыкальных произведений, используемых на занятиях, и звуками природы. В издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» также выпущены два DVD с записью интегрированных занятий из цикла «Четыре времени года».
1 Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет).— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
I ПЕРИОД РАБОТЫ
Сентябрь
Занятие по рассматриванию картин
И.Левитана «Сумерки. Луна» и Ф. Васильева «Болото в лесу»
Образовательные цели.Обобщение представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование певческих навыков.
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года», CD с записью звуков ночного леса, CD с записью музыкального сопровождения к упражнению «Ветер и листья», мольберт, репродукция картины И. Левитана «Сумерки. Луна», репродукция картины Ф. Васильева «Болото в лесу», музыкальный крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, мини-бассейн с теплой водой, салфетки, вазочка с клюквой, ваза с букетом из осенних листьев и астр, контейнер с цветными карандашами, деревянные плашки с наклеенными на них кусочками коры разных деревьев, мяч, контейнер с фишками для звукового анализа.
Предварительная работа.Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников и составление букетов. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возни-
кают во время прогулки в осеннем парке. Разучивание стихов русских поэтов об осени. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья», слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии.
Ход занятия
1. Организационный момент.Создание эмо
ционального фона занятия. Развитие обоняния.
Объявление темы.
Логопед приглашает детей в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня». Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков, стоящих перед мольбертом. На мольберте репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1—2 минуты логопед выключает проигрыватель.
Логопед.
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников, почитаем стихи русских поэтов.
Логопед ставит на стол осенний букет.
Логопед. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень.
Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч.
Дети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.
Логопед. Ну что ж. Это действительно так. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.
Логопед убирает букет на пол.
2. Рассматривание репродукций картин И. Ле
витана и Ф. Васильева.Развитие эмоционального
мира и образного строя речи. Расширение, уточ
нение, актуализация словаря по теме «Осень».
Совершенствование навыка рассматривания
картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.
Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Исаак Левитан. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как вы думаете, почему я выбрала для сегодняшнего занятия именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?
Дети. На этих картинах художники изобразили золотую осень.
Логопед. Верно. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?
Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.
Логопед. Что растет по берегам озера?
Логопед указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.
1-й ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.
2-й ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.
3-й ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое-где видны яркие оранжевые пятна.
Логопед. Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
4-й ребенок. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал поздний вечер.
Логопед. Обратите внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?
Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.
Логопед. А вода в озере кажется теплой или холодной?
Дети. Вода в озере кажется теплой.
Логопед. Закройте глаза.
Ставит на стол мини-бассейн с теплой водой.
Логопед. Не открывайте глаза. Опустите руки в лесное озеро.
Дети опускают руки в воду.
Логопед. Расскажите, какая вода в лесном озере.
Дети. Теплая, приятная, мягкая.
Логопед убирает бассейн, предлагает детям открыть глаза, раздает им салфетки и предлагает промокнуть руки.
Логопед. А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.
Логопед включает кассету с записью звуков ночного леса. Запись звучит 1—2 минуты.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Кричала сова. Стрекотали кузнечики. Шумел ветер.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?
1-й ребенок. Художник нарисовал болото в лесу.
Логопед. Что мы видим по краям болота? Что его окружает?
2-й ребенок. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая.
3-й ребенок. В траве стоят белые цапли. Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек.
Логопед. Что художник изобразил справа и слева на пригорках?
1-й ребенок. На пригорках художник нарисовал березовую рощу. Листья на березах желтые, поэтому роща кажется золотой.
Логопед. Какие деревья мы видим на переднем плане?
4-й ребенок. На переднем плане мы видим клены с яркими оранжевыми листьями.
Логопед. Какое небо над болтом?
1-й ребенок. Небо хмурое, покрытое густыми темными облаками.
Логопед. Но, несмотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение. Как вы думаете, какое время суток на этой картине?
2-й ребенок. Наверное, это день.
Логопед. Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.
Логопед включает CD с записью звуков леса на 1—2 минуты.
Логопед. Что вы услышали?
3-й ребенок. Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер.
Логопед. А знаете ли вы, какие ягоды растут во мху возле этого болота?
Дети. Возле болота растет клюква.
Логопед. Хотите попробовать клюкву?
Логопед раздает детям влажные салфетки для рук, а потом ставит на стол вазочку с клюквой. Дети пробуют клюкву и рассказывают о своих ощущениях.
3. Игра «Один — много».Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Затем берет в руки мяч.
Логопед. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, что на разных деревьях разные листья? Например, на березе — березовые. А на клене?
Логопед бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы. В ходе игры образуются пары: на клене — кленовые, на осине — осиновые, на рябине — рябиновые, на дубе — дубовые.
4. Упражнение «Ветер и листья».Координация речи с движением. Совершенствование певческих навыков. Дети поют песню и выполняют движения под музыку. |
5. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева.Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро. 1 -й р е б е н о к. А на второй картине нарисовано болото. Логопед. На первой картине изображен поздний вечер. 2-й ребенок. А на второй картине — день. Логопед. На первой картине изображено ясное чистое небо. 3-й р е б е н о к. А на второй картине — небо, покрытое густыми облаками. Логопед. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах. 4-й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй — березы и клены. Логопед. Но на той и другой картинах изображена прекрасная золотая осень. |
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Опускают руки, приседают.
Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.
Приседают, опустив руки. Садятся лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.
6. Упражнение «Осенние листья».Развитие длительного плавного выдоха.
Логопед приглашает детей к высокому столу, на который ставит бассйн с водой «из лесного озера» и бросает в него разноцветные листья. Бассейн должен стоять так, чтобы листья находились на уровне рта детей.
Логопед. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шумит ветер. Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно?
Дети. Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щек.
Дети по очереди дуют на листья. Логопед контролирует выполнение задания. Не стоит выполнять упражнение больше трех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
1. Обводка и штриховка кленовых листьев.Развитие тонкой моторики.
Логопед приглашает детей за стол, на котором лежат листы бумаги, кленовые листья, стоит контейнер с карандашами.
Логопед. А вот и кленовые листья с картины «Болото в лесу». Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева.
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.
8. Упражнение «Узнай на ощупь».Развитие
тактильных ощущений.
Логопед убирает листы бумаги, контейнер с карандашами и листья клена.
Логопед. На картинах Левитана и Васильева вы узнали березы, клены и сосны. А сможете ли вы узнать эти деревья по коре с закрытыми глазами? Закройте крепко глаза.
Дети закрывают глаза, логопед кладет перед ними плашки с наклеенными на них кусочками коры. Дети ощупывают плашки и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена.
9. Упражнение «Составь схему».Развитие
фонематических представлений (совершенство
вание навыка звукового анализа слов).
Логопед убирает плашки и ставит на стол контейнер с фишками.
Логопед. И последнее задание сегодня. Раз мы сегодня так много говорим о деревьях, выложите звуковую схему слова дубы.
Дети выполняют задание и выкладывают схему.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы!
Дети. В этом слове четыре звука.
Логопед. Произнесите их по порядку.
Дети. [Д], [у], [б], [ы].
Логопед. Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети. Два. Это звуки [у], [ы].
Логопед. Сколько согласных звуков?
Дети. Два. Это звуки [д], [б].
Логопед. Какие это согласные? Расскажите о них.
1-й ребенок. Звук [д] — согласный, твердый, звонкий.
2-й ребенок. Звук [б] —- согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Отлично! Вы выполнили все мои задания.
Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.
10. Окончание занятия.Оценка работы детей.
Логопед предлагает каждому из детей рассказать о том, какая из картин ему понравилась и почему. Потом дети вспоминают, чем они занимались, а логопед оценивает их работу.
Ноябрь
Занятие по рассматриванию картины М. Башкирцевой «Осень»
Образовательные цели.Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней; навыка слогового анализа слов; синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Развивающие цели.Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, зрительного гнозиса и конструктивного пракси-са, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью курлыканья журавлей, мольберт, ковро-граф, репродукция картины М. Башкирцевой «Осень», корзинка с сухими листьями, контейнер с листьями, травой, мхом, желудями, каштанами, камушками; шелковый платок, предметные картинки с изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, конверты с пазлами.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью; за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короткими, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели...»
Ход занятия
1. Организационный момент. Рассказывание стихов об осени.Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоит репродукция картины М. Башкирцевой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей.
Логопед.
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
А. Фет
Вот и наступила поздняя осень. Все реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?
Дети. Это крики журавлей.
Логопед. Верно. Это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая. Расскажите стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах. Следите за произношением звуков. Старайтесь говорить четко и выразительно.
1-й ребенок.
Скоро белые метели Снег поднимут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли.
2-й ребенок.
Не слыхать кукушки в роще. И скворечник опустел. Аист крыльями полощет — Улетает, улетел.
3-й ребенок.
Лист качается узорный В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде.
4-й ребенок.
Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи.