Классификация форм организации обучения
7. Обучающе-образовательная – создание оптимальных условий для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития психических процессов учащихся;
8. Интегрирующе-дифференцирующая – реализация взаимодействия, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
9. Систематизирующая и структурирующая – требует четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвертям, и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);
10. Дополняющая и координирующая – формы организации дополняют и корректируют друг друга.
11. Организационная – требует от учителя четкой организационно-методической подачи учебного материала.
12. Стимулирующая.
В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на:
§ фронтальные
§ групповые
§ индивидуальные (И.М.Чередов).
При фронтальной форме обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса. Он организует и определяет единый для всех темп работы. Фронтальная работа обеспечивает восприятие сразу всеми учащимися, мотивацию, актуализацию опорных знаний, активизацию всех учащихся. Экономит время и усилия обучающих, развивает коллективизм, влияет на формирование мировоззрения и поведения. Не позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, их потребности и интересы, работа рассчитана на «среднего» ученика, большая опасность возникновения трудностей в управлении, в обеспечении активности и самостоятельности всех учащихся, часто приводит к расслоению класса.
При групповой форме обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса (звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые).
1. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
2. Бригадная форма организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
3. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
4. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
Групповая работа способствует реализации общественно значимых и познавательных целей, формирования партнерства и пр., развивает активность и самостоятельность в учении. Расширяет границы межличностного общения, способствует объективному процессу самооценки и оценки деятельности других. Дает возможность учитывать особенности работы групп и членов группы при ее подборе. Но учитель может не знать психологию формирования группы и управления ее работой (деятельностью) и это может привести к неэффективной работе, сложно оценить индивидуальный вклад каждого в результат группы.
Индивидуальная форма обучения учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. При индивидуальной работе возможна максимальная дифференциация учебных заданий, но вместе с тем требует больших затрат сил и времени и мало способствует развитию коллективных начал обучения и воспитания.
Организационные формы педагогического процесса реализуются как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. С этой позиции выделяют следующие организационные формы (В.Г. Крысько):
§ Учебно-плановые формы обучения - имеют обучающие и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, способствуют усвоению учебных дисциплин, формированию умений и навыков (урок, лекция, домашняя работа, семинар и т.д.)
§ Внеплановые формы обучения – позволяют совершенствовать знания учащихся, расширять их кругозор (консультации, конференции, кружки, экскурсии и т.д.)
§ Вспомогательные формы обучения – обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют преодолению отставания отдельных учеников от требований учебного процесса, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников (репетиторство, группы выравнивания).
В истории педагогики и образования известны такие организационные системы обучения:
12. Белл-ланкастерская система взаимного обучения
13. «Дальтон-план»
14. Мангеймская система
15. Батавская система
16. Бригадно-лабораторная система
17. «Школа без классов» (Френк Браун)
18. Концепция центров по интересам (Овидий Декрол)
19. Система Селестен Френе
20. Индивидуальная система
21. Классно-урочная система
22. Лекционно-семинарская система