Качества полноценного чтения. Развитие навыка чтения
Чтение – вид речевой деятельности (наряду с говорением, письмом и слушанием), который состоит из восприятия графических символов (букв), переводе их в звуковую форму (даже при чтении про себя) и понимания прочитанного.
К концу 1 класса у учащихся вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами. В дальнейшем этот навык совершенствуется. В методике разработана характеристика навыков чтения (Адамович, Щербакова, Горецкий). Принято считать 4 стороны навыка чтения качествами полноценного чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность (и плавность, но она зависит от здоровья).
Правильное чтение – это безошибочное и плавное воспроизведение текста, при котором не допускается искажение слов, замены, вставки букв; чтение с соблюдением орфографических норм. Учащиеся чаще искажают те слова, смысл которых не понимают, поэтому надо предупреждать ошибки, проводить словарную работу (выяснение лексического значения).
Беглость чтения – такой темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия прочитанного. «Полезно такое беглое чтение, которое не расходится с пониманием» (К.Д.Ушинский). Правильность и беглость чтения сопутствуют друг другу. Совершенствование правильности чтения ведет к ускорению темпа чтения.
Техника чтения (слов в минуту): 2 кл – 40-50 сл/мин, 3 кл – 65-70 сл/мин, 4 кл – 85-90 сл/мин.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Поэтому важно обеспечить беглость чтения к концу начальной школы: послоговое чтение не дает глубокого понимания текста при самостоятельном чтении, в средней школе ученик не будет успевать готовить уроки из-за медленного чтения дома материала учебника.
Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять содержание текста, определить значение слов, смысл предложений, умении устанавливать связи между частями прочитанного. Полная сознательность чтения выражается в понимании главной мысли произведения и умении определить свое отношение к прочитанному.
Выразительное чтение характеризуется: соблюдением знаков препинания, соблюдением интонации (страх, удивление, радость и др.), соблюдением пауз (логических и психологических), изменением интенсивности, темпа речи, силы голоса (громкость).
Выразительность чтения объединяет коллектив единством мыслей и переживаний, усиливает воспитательное воздействие произведения. Некоторые произведения (басни, стихи, произведения диалогической формы) получают полное смысловое выражение благодаря выразительности чтения.
Приемы работы над правильностью чтения:
1) выяснение лексического значения слова перед чтением;
2) предварительное послоговое прочтение трудных слов (напечатать слова на доске);
3) исправление ошибок учителем при чтении детей: если ребенок исказил смысл слова – остановить сразу; если слово искажено, но смысл ясен, то обратить внимание не ошибку после прочтения;
4) чтение текста про себя с целью подготовки к чтению вслух;
5) применение указки;
6) создание в классе обстановки для внимательного чтения. Ошибки при чтении – ошибки при письме!
Приемы работы над беглостью чтения:
1) неоднократное перечитывание текста в целях осознанного восприятия;
2) почти все учащиеся за урок должны почитать вслух;
3) каждодневные упражнения в чтении с выполнением различных заданий (Каков вид героя…?);
4) работа над техникой чтения;
5) короткие и частые упражнения в чтении (запоминается то, что мелькает, а не постоянно присутствует перед глазами); читать дома 3-4 раза по 5 минут;
6) «Жужжащее» одновременное чтение (вполголоса) всем классом.
Для сознательности чтения необходим анализ читаемого текста со стороны содержания и средств изобразительности. О сознательности чтения учитель может судить и по выразительному чтению ребенка.
Для выразительного чтения необходимо предварительное прочтение текста и его анализ. Для выработки выразительного чтения упражняемся в чтении по ролям, чтении выгодных отрывков, инсценировании (выясняем с детьми, как нужно читать тот или иной фрагмент). Выразительного чтения нельзя требовать, пока текст произведения плохо знаком и не проанализирован.
Учебный материал для обучения чтению – учебники «Литературное чтение», «Книга для чтения» (различных действующих УМК). К ним могут прилагаться хрестоматии для чтения. Общие принципы построения учебников: читаем произведения, связанные с сезонными изменениями, с праздниками; сложность текстов и объем постепенно возрастают. Другие принципы построения индивидуальны в каждом УМК и описаны в пояснительной записке рабочей программы по предмету. В программе также описаны требования к результатам освоения предмета по каждому классу.