Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов

Игра «что в свертке».

Для участия в игре все ребята разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5—6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в свертке.

Ощупывают каждый предмет все члены команды.

За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается 10 баллов.

Игра «взвесь в руках».

Для проведения этой игры понадобятся 10 пред­метов, которые заранее взвешиваются.

Участники игры опять разбиваются на две ко­манды.

Ведущий приносит заранее гирьки весом 50, 20 и 5 граммов.

Команды получают для взвешивания в руках 5 различных предметов. Например, 2 ручки, карандаш, ластик, тетрадь.

Каждый член команды должен взвесить все эти предметы на ладони и сравнить с весом гирь, затем команда определяет, каков же вес предметов, и о полученных результатах сообщает ведущему.

Та команда, которая более точ-но определила вес предметов, выигрывает. За каждый правильно на­званный вес предмета команда получает 10 баллов.

ВОСПРИЯТИЕ

139

Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК»

Данная игра развивает восприятие величины пред­метов. Хороший глазомер пригодится в жизни каж­дому человеку.

Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-либо предмет.

По 2—3 человека из каждой команды зарисовы­вают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение — 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очков ' не начисляется.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, команда получает 3 балла.

Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР».

Играют две команды.

Ведущий предлагает одному из членов каждой команды отметить на доске рост своего товарища от пола, а затем и размах рук. После этого ведущий, проведя с помощью помощников измерение, отмечает действительные размеры роста и размаха рук школь­ников.

При почти полном совпадении результатов команде дается 5 баллов. Если отмечается значительное от­клонение в размерах, отмеченных участником игры и истинных, очков команда не получает.

Эту игру можно провести 2—3 раза.

140 Развитие познавательных способностей младших школьников Игра «ДЕЛИМ НА ЧАСТИ»

Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска белой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить границы каждой части ручкой.

При помощи сгибания ведущий проверяет пра­вильность разделения полоски на части на глаз. Те участники, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА».

Играют две команды.

Каждая команда чертит для другой на доске 3 отрезка любой длины. Получив таким образом за­дание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.

Ведущий определяет правильность ответов с по­мощью линейки. За каждый правильный ответ ко­манда получает 5 баллов (максимальное количество баллов — 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.

Игра «ОПРЕДЕЛИ РАЗМЕР НА ОЩУПЬ»

Все участники игры делятся на две команды.

Одному из членов каждой команды завязывают глаза и просят на ощупь определить размер како­го-либо предмета.

За правильное определение размеров предмета — 5 баллов.

Ведущему следует приготовить для проведения этой игры несколько предметов. Игру можно провести 3—4 раза, чтобы как можно большее число участ­ников попыталось с завязанными глазами на ощупь определить размеры предметов.

ВОСПРИЯТИЕ

Игра «РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ».

Эту игру можно проводить во время экскурсии, туристического похода, а также и в обычном поме­щении.

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следую­щим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.

Ведущий дает следующее задание:

Составьте списки предметов:

а) красного цвета,

б) черного цвета,

в) зеленого цвета,

г) круглых,

д) прямоугольных,

е) деревянных,

ж) металлических,

з) каменных,

и) начинающихся с буквы К,

к) начинающихся с буквы М?

За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется 5 баллов.

Игра «ЧТО ЭТО ЗА КАРТИНА?»

Для участия в игре дети разделяются на две команды.

Для проведения этой игры потребуется репро­дукция какой-либо картины, показывает ее ведущий не целиком, а сначала только какой-либо фрагмент.

Участники игры по одному из фрагментов дол­жны узнать, что это за. картина. Если не узнают

142 Развитие познавательных способностей младших школьников

по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д.

Какая из команд первой правильно дает название картины, та и побеждает в этой игре.

Игра «САМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ».

Ребята делятся на две команды.

Ведущий к доске прикрепляет 2 репродукции картин (для каждой из команд).

В течение 5 минут ребята рассматривают репро­дукции, каждая команда свою, стараясь запомнить все детали.

Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды.

Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталяхих картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины.

О количестве вопросов команды договариваются заранее.

Какая команда отвечает более полно на все воп­росы, та и побеждает в этой игре.

Игра «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ?»

Играют две команды. Игру можно провести 3—4 раза. Для этого потребуется 3—4 незнакомых кар­тины.

От каждой из команд приглашается по одному участнику.

На стол предварительно кладется незнакомая кар­тина, которая закрывается листом бумаги вдвое больше картины. В самой середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см.

Рассматривать картину можно, только передвигая

восприятие

143

отверстие по картине. Оба участника рассматривают картину одновременно, но каждый водит лист по картине лишь в течение одной минуты.

Потом каждый из участников должен рассказать о том, что изображено на картине. За более полный и точный рассказ — большее количество баллов. * * *

Игры на развитие восприятия у детей младщего школьного возраста можно проводить и дома, уча­стниками таких игр становится ребенок и взрослые члены семьи. Если в семье несколько детей младшего школьного или подросткового возраста, то игры будут полезны для всех.

Игра «что в свертке?»

Взрослый заранее готовит несколько свертков с предметами сложной формы. Ребенок, не развертывая предметов, должен попытаться назвать их. За пра­вильно названные 2—3 предмета можно вручить ребенку какой-либо приз. Призом может быть и один из правильно названных завернутых предметов.

Игра «взвесь в руках»

Также с успехом может проводиться родителями дома. Предметы (например, тетрадь, ручка, ластик, значок) должны быть предварительно взвешены.

Если родители не могут найти гирьки, можно воспользоваться для взвешивания легких предметов в руках монетами старого образца. Известно, что 1-копеечная монета весит 1 грамм, а 5-копеечная -5 граммов.

В игре могут принять участие все члены семьи, кроме ведущего, которому известен вес предметов. Ведущий оценивает правильность результатов и на­зывает победителя в игре.

144 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «ИЗМЕРЯЕМ НА ГЛАЗОК»

Для организации игры дома необходимо предло­жить ребенку для рассмотрения какой-либо не очень большой предмет, а зарисовать его в полную величину нужно не на доске, а на стандартном листе бумаги.

Взрослый сравнивает рисунок с предметом. За почти точное вопроизведение ребенок заслуживает похвалу. Если воспроизведение предмета недостаточно точно, следует повторить игру, предложив для из­мерения «на глазок» другой предмет.

Игра «РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР».

Попросите вашего ребенка дома на глаз определить и отметить, например, карандашом на косяке двери рост каждого из членов семьи. Потом проверьте, насколько ребенок ошибся.

Это упражнение можно повторить, когда к вам приходят в гости близкие друзья или родные. Ребенок может на глаз определитьих рост.

Игра «делим на части»

Очень легко можно организовать дома. Кто-либо из родителей может приготовить полоску белой глад­кой бумаги, а далее попросить ребенка разделить полоску, не сгибая, на 4 части. Затем взрослый просит, ребенка проверить правильность выполнения задания сгибанием листа. Если отметки ручкой и места сгибов совпадают, то восприятие величины сформировано хорошо. В другой раз можно предло­жить ребенку разделить полоску бумаги на 6 частей и т. д.

ВОСПРИЯТИЕ

145

Игра «определи длину отрезка»

Для проведения с ребенком дома игры потре­буется лист -бумаги, на котором взрослый предва­рительно чертит 3 отрезка любой длины. Задание ребенку — определить длину каждого отрезка на глаз.

Будет правильным включить элемент соревнова­ния. Допустим, сам взрослый предварительно не измеряет длину отрезков, тогда он тоже сможет вместе с ребенком на глаз определить длину отрезков. В игре побеждает тот, кто более точно назвал длину отрезков.

Игра «ОПРЕДЕЛИ РАЗМЕР НА ОЩУПЬ».

Для проведения ее дома взрослый должен при­готовить несколько предметов и плотную непроз­рачную косынку. Ребенку завязывают глаза и просят на ощупь определить размер каждого из предметов (например, одной из линеек, зубной щетки, расчески и т. д.). Эту игру можно проводить несколько раз, добавляя новые предметы.

Игра «РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

Если проводить эту игру индивидуально с ре­бенком дома, то он может совершенно по-новому посмотреть на окружающие его предметы. Задания могут быть теми же самыми. Взрослый может. играть вместе с ребенком, а затем сравнить списки и по каждой позиции определить победителя.

Игра «что это за картина?»

Взрослый должен заранее приготовить репродук­цию какой-либо известной картины, а может быть и не одну («Богатыри», «Тройка», «Девочка с пер-

6—1236

146 Развитие познавательных способностей младших школьников

сиками» и др.). Предъявлять картину нужно ребенку частями, по фрагментам.

Эта игра формирует целостность восприятия.

Игра «САМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ»

При проведении дома будет выглядеть несколько иначе. На 5 минут ребенку предлагается для рас­смотрения какая-либо картина. Затем взрослый ее убирает и задает 10 вопросов о деталях картины. Эту игру можно повторять, предлагая для наблюдения другую картину.

Игра «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ?»

Взрослый заранее должен приготовить репродук­цию незнакомой картины. Закройте ее листом, ко­торый вдвое больше картины. В середине листа вырезается круглое отверстие диаметром 2 см. Через это отверстие ребенок 2 минуты рассматривает кар­тину. После этого он должен рассказать, что изо­бражено на картине.

ВОСПРИЯТИЕ

Диагностика восприятия у детей младшего школьного

возраста

Наши рекомендации