Этика эпохи Средневековья и Возрождения

В отличие от этики античности, стремившейся решать нравственные проблемы средствами рационализма, этика западноевропейского Средневековья(IV-XV вв.)опирается на религиозную веру, переносит моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потустороннего и сверхъестественного и по праву может быть названарелигиозной христианской этикой. Причем, уже во II–III вв. апологетика провозглашала несовместимость веры и разума и ставила своей целью защиту и обоснование складывающейся христианской догматики.

Основные положения христианской этики оформились в IV-V вв. в рамках патристики – католического учения «отцов церкви» (Тертуллиан, Ориген, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст и др.), которым на основе теологии – учения о Боге удалось сформулировать позитивный общедоступный нравственный идеал. Христианская мысль средневековья исходит из убеждения, что этика и мораль не содержат свои основания в самих себе, и только в соотнесенности с теологией и основными моральными заповедями они могут очерчивать границы между хорошим и плохим.

В XI–XIII вв. представители новой школы католической этики – схоластики (П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.) начинают возрождать этико–рационалистические традиции античности, делая догматы христианской религии объектом научно-философского анализа. В этике они видят моральную философию, рассматривающую действия человека как нацеленные на единое и высшее Благо – Бога, а нравственные добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, мужество), они дополняют теологическими Верой, Надеждой, Любовью.

В XV в. в рамках движения Реформации возникает религиозная этика протестантизма (М. Лютер, Кальвин), ориентированная на индивидуальное иррациональное познание Бога, трудовую активность и высокие моральные ценности. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог; это делает человека моральным сувереном – автономной личностью, совершающей в конкретных ситуациях самостоятельный моральный выбор.

С XIV-XV вв., вэпоху Возрождения.в этике на первый план выдвигается проблема человека, а главным моральным принципом становится принцип гуманизма (от лат. homo –человек). В этике этого периода человек в значительной степени заменил собой божественные сущности, особую ценность обретает человеческая личностьво всех своих проявлениях, ее оригинальность и индивидуальность.

Схематично этика Средневековья может быть представлена следующим образом:

       
    Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru
  Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru

этическая мысль нового времени

В Новое время на развитии этики сказывается усиление рационалистических тенденций в научном познании.В этике этого периода можно выделить условно следующие направления:

Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru Этика эпохи Средневековья и Возрождения - student2.ru

Внаучно-рационалистической этике XVII в. находят свое применение эмпирические методы, разработанные Ф. Бэконом, Р. Декартом, Б. Спинозой и другими философами. Так, Б. Спиноза придает этике математизированный вид: в ней нет долженствований, наставлений и утешений, в ней формулируется 26 определений, 18 аксиом, 259 теорем, 48 постулатов. Предмет и задача его этики – свобода человека, которая достигается через познание, благодаря которому личность способна осуществлять свободныйвыбор. Так возникает понятие свободы как познанной необходимости.

Отличительная черта этики эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) – ее предельная социализация:нормы морали ставятся в прямую зависимость от гражданских прав и обязанностей индивидов.

Английские философы-просветители Дж.Локк и Т.Гоббс формулируют теории «общественного договора» и «естественного права», к которому в первую очередь они относят право каждого человека на жизнь, свободу и собственность. Французское Просвещение ведет разработку концепций общественного переустройства (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) и выдвигаеттеорию «разумного эгоизма»(К. Гельвеций и П. Гольбах), суть которой в том, что «правильно (разумно) понятый личный интерес есть залог общего блага всех».

В этике немецкой классической философии(конец XVIII – начало XIX в.в.), представленной такими выдающимися философами, как И.Кант, Г.Ф.В.Гегель, Л. Фейербах, этический рационализм достигает наивысшей точки, перейдя к анализу внутренней структуры морального сознания и занявшись этико-философской рефлексией. Впервые обосновается автономное существование морали как самодостаточного принципа,не зависящего от социальной среды и жизненного опыта личности.

И. Кант сущность морали видел в вечном и неизменном категорическом императиве, требующем безусловного выполнения:

· «поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

· «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Г.Ф.В. Гегель рассматривает мораль как объективное состояние и как субъективный принцип долженствования, утверждающий лицо в качестве субъекта. Отсюда моральная воля – это «для себя сущая свобода». Нравственность же есть действительность морали, всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода возвышается до действительного – объективного состояния.

Антропологизм этики Л. Фейербаха, рассматривающей человека как единство материального и духовного вне конкретно–исторических условий его существования, воплощается в созданной им «новой религии любви», главным принципом которой он провозгласил взаимную любовь и справедливое «распределение» счастья между людьми.

Наши рекомендации