Мораль, моральные действия, нравственно-творческая ориентация, моральные и конвенциональные и персональные нормы
Мораль определяется как обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающаяся ими как личностное достояние.
Если мораль – это совокупность норм, то мы можем говорить о таком понятии, как моральные нормы.
Моральные нормы – виды социальных норм, выполняющих специфическую функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми, и выступающих основанием для оценки поступков.
Моральные нормы фокусируются на требованиях, основанных на благополучии и основных правах личности. Э. Туриэль обозначает четыре типа моральных норм:
1) требования к физической неприкосновенности личности;
2) сохранение психологического спокойствия и благополучия (запрет на оскорбление и нанесение обид другим людям);
3) нормы, отражающие законность, ответственность за свои слова и поступки;
4) нормы альтруистического поведения.
На основании разработанной типологии моральных норм зарубежные исследователи (И. Пиаже, Э. Туриэль, Л. Колберг) выделили и ее основные виды: конвенциональные, персональные, моральные.
Конвенциональные нормы связаны со следованием культурным традициям и соблюдением правил, относящихся к сфере поведения в социуме. Исходя, из этого конвенциональные нормы делятся на две категории:
- ритуально-этикетные (культура внешнего вида, поведение, правила и формы общения в семье и т.д.)
- организационно-административные (правила поведения в школе, на улице, в общественных местах и т.д.)
Персональные нормы включают в себя индивидуальные приоритеты и предпочтения личности ребенка в организации собственной жизнедеятельности (режим дня, распоряжение финансовыми и материальнами средствами, внутрисемейные правила и т.д.)
Моральные нормы апеллируют к сформированным нравственным качествам (альтруизм, справедливость, ответственность, законность) и, как следствие, осознанным нравственным действиям (помощь ближнему, быть щедрым, нести ответственность за нанесение морального ущерба).
На этапе начальной школы развитие морального сознания у младшего школьника характеризуется гетерохронностью (неравномерностью) усвоения различных по содержанию моральных норм (оказание помощи, щедрость, ответственность за нанесение материального ущерба и т.д.)
Стадии морального развития. В ХХ веке американский психолог Лоренс Колберг, разрабатывая теорию развития нравственности, выделил 6 стадий морального развития ребенка. К младшему школьному возрасту относятся первые две стадии, которые относятся к первому уровню и считаются доморальными (4-10 лет).
Поведение ребенка на этой стадии основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.
Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Ребенок варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует[77].
Однако к 4 классу начинает осуществляться переход к конвенциональной, т.е. общепринятой морали.
Стадия 3 - происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
На этой стадии ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
В дальнейшем, по мнению Колберга, ребенок продолжает путь морального и духовно-нравственного взросления. При этом каждая предыдущая стадия не проходит бесследно, а только дополняется следующей. Возраст прохождения стадий может быть условен и варьироваться от развития интеллекта.
Высшей точкой морального совершенствования личности, по Колбергу, считаются последние 5 и 6 стадии, относящиеся к уровню автономной морали. На этом уровне личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым). Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств.
Таким образом, классный руководитель, школа, семья должны создавать социально-педагогические и психологические условия для духовно-нравственного развития и морального совершенствования ребенка.
Критерии формировании действия нравственно-этической ориентации.Любое действие нравственно-этической ориентации младшего школьника может быть оценено с помощью определенных выработанных критериев, которые выявляются посредством диагностик. Например(Табл. 6).
Критерии формировании действия нравственно-этической ориентации.
Таблица №6
Действия нравственно-этической ориентации | Основные критерии оценивания | Вид диагностики |
Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы \ следования моральной норме | Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | Наблюдения |
Дифференциация конвенциональных и моральных норм | Ребёнок, что понимает нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с этикетными нормами. | Беседа, анкетирование, наблюдения |
Решение моральной дилеммы | Учёт ребёнком объективных последствий нарушения нормы. Учёт мотивов субъекта при нарушении нормы. Учёт чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм. | Методика «Хлеб» (модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трёх норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учёт принципов компенсации) |
Оценка действий с точки зрения нарушения \ соблюдения моральной нормы | Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения \ соблюдения моральной нормы | Наблюдения |
Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | Уровень развития моральных суждений | Анкетирование |
Среди планируемых результатов духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования можно выделить следующие уровни[78]:
1) Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
На этом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о ценностях.
2) Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
3) Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, социальных партнёров школы); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.
Содержание, формы, методы и средства организации общения в начальной школе. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3, и 4 классах
В настоящее время существуют 2 основных подхода к определению содержания воспитания, которые можно обозначить как традиционный и современный.
При традиционном подходе содержание духовно-нравственного воспитания определялось его целью и конкретизировалось рядом задач, которые затрагивали различные аспекты идейно-политического, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
При современном подходе содержанием духовно-нравственного воспитания уже на этапе начальной школы является формирование личности ребенка посредством основных направлений воспитания: гражданско-патриотического, нравственно-этического, эстетического, физического, экологического и трудового.
Каждое направление духовно-нравственного воспитания в начальной школе реализует свои цели и задачи:
Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование гражданского сознания, основ правовой и политической культуры, социальной активности.
Нравственно-этическое воспитание направлено на формирование у младшего школьника нравственных качеств (честность, ответственность, отзывчивость, доброта, трудолюбие, патриотизм и др.).
Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического сознания, эстетического вкуса, художественно-эстетических потребностей, способности привносить элементы прекрасного в жизнь.
Физическое воспитание базируется на развитии волевых качеств, интереса и эмоционально-ценностного отношения к здоровью, на формировании системы знаний об особенностях организма.
Экологическое воспитание фокусируется на развитии интереса и потребностей общения с природой, на воспитании экологической культуры младшего школьника, отношении к природе как к уникальной ценности.
Трудовое воспитание ребенка направлено на формирование мотивации и позитивного отношения к труду, накопление опыта общественно-полезной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание в 1,2,3,4 классах реализует вышеперечисленные направления через учебные предметы, а также посредством выстроенной системы внеурочной и внешкольной деятельности:
- учебные предметы (литература, ИЗО, окружающий мир, иностранный язык);
- внеурочная деятельность (классные часы, общешкольные мероприятия, проектная деятельность);
- внешкольная деятельность (экскурсии, походы, акции, праздники, конкурсы, волонтерская деятельность).
Учебные предметы и система внеурочной и внешкольной деятельности на каждом этапе начальной школы формирует у младшего школьника базовые ценности: патриотизм, семья, здоровье, интеллектуальные возможностями, природа, нравственность и т.д.