Глава iv. цель развития и воспитания личности

Исследуя возможности воспитания в развитии и формировании ведущих характеристик процесса развития личности ребенка, важно выяснить:

1. Каких уровней развития может достигать личность при стихийно складывающихся ситуациях ее жизнедеятельности?

2. При каких условиях личность может достичь такого уровня развития, при котором она в максимальной степени проявит всё богатство своей индивидуальности?

3. Какую роль в достижении личностью высокого уровня развития будет играть воспитание?

4.1. Понятие «личность» и уровни ее развития

Рождаясь как биологическое существо, обладая потенциальными возможностями к саморазвитию, в ребенке закладываются его социальные качества, он формируется как личность.

Личность - термин, "обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности" (108, с. 178). Развиваясь, человек овладевает общественно и личностно значимыми функциями, т. е. происходит его становление:

во-первых, как гражданина, когда ребенок осознает свою принадлежность к определенной стране, нации, ее культуре, языку и традициями, когда формируется его жизненная позиция, проявляется социальная активность в выполнении своих гражданских обязанностей;

во-вторых, как труженика (профессионала), когда происходит развитие общетрудовых навыков и умений, психологической готовности к труду и осознанного выбора профессии, когда человек достигает высокого уровня мастерства;

в-третьих, как семьянина. Занимая первоначально позицию сына или дочери, ребенок набирает опыт, который впоследствии помогает ему выполнять социальные функции мужа или жены, матери или отца, бабушки или дедушки;

в-четвертых, человек развивается по линии половозрастных (гендерных) признаков, происходит его становление как мужчины или женщины, когда мальчик - девочка, юноша - девушка осознают свою половую принадлежность, когда формируется "женский" или "мужской" стили поведения, происходит становление качеств "идеальной" женщины или "идеального" мужчины.

Выполняя эти функции, человек самоутверждает себя как личность. В своем социальном развитии каждая личность проявляет различные качественные характеристики, у каждой - свой уровень овладениясоциальными функциями, что позволяет размышлять об уровнях ее социального развития, которые характеризуются двумя понятиями: социальная ЗРЕЛОСТЬ и ИНФАНТИЛИЗМ.

________________________________________________________________

Усвоение понятий

Инфантилизм - сохранение у взрослого физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиненность (108, с. 498).

Социальная зрелость проявляется: в готовности человека самостоятельно выполнять социальные роли и функции; в самостоятельности суждений, умении высказывать и обосновывать свою точку зрения; в умении контролировать поступки и прогнозировать их последствия; в проявлении чувства ответственности и долга.

Какие черты и характеристики личности Вы включили бы в число показателей ее социальной зрелости? (См. наше пособие о возрастных особенностях развития личности (часть 3).

Какую роль в становлении социальных функций играют воспитание, социальная среда, активность самой личности (самовоспитание), ее наследственность? Какую роль в их развитии играет школа (детский сад, вуз)? Какие из факторов развития личности оказываются более значимыми в достижении ею социальной зрелости?

________________________________________________________________

Любая личность в процессе своего индивидуального развития достигает определенного уровня развития. Существует множество подходов, позволяющих оценивать результаты развития личности, ниже мы приводим одну из известных нам типологий, позволяющих размышлять об уровне сформированности ее творческого начала (106, с. 81-82).

Первый уровень - личности как таковой нет, или она "исчезает", а человек выступает только как субъект управления со стороны других людей (родителей, учителей, друзей, начальника по работе и др.). Такая "личность" сориентирована на послушание, покорность, она – исполнитель требований и воли других людей. Для нее характерна несформированность самостоятельности в суждениях и поступках.

Второй уровень - уровень так называемого "однозначногочеловека" (человека догматичного склада). Для этого типа характерно строгое разделение, например, мира и людей на друзей и врагов, на то, что имеет смысл, выгоду и что таковых не имеет, на практическое и абстрактное, непрактическое, на доброе и злое. Для него исключена возможность видеть и чувствовать все многообразие жизни, ему не свойственно умение увидеть иную точку зрения, иной подход в решении проблем, он проявляет резкое неприятие всего, что не соответствует личным взглядам, считает достаточным уровень достигнутых знаний и мастерства.

Третий уровень - уровень "здравого смысла". На таком уровне человек способен воспринимать многообразие жизни. В определенных пределах ему доступно и творчество, но он испытывает неприязнь к взглядам, кардинально отличающимся от общепринятых истин. Парадоксально мыслящего человека он может осуждать как еретика.

Четвертый уровень - уровень одаренных, талантливых людей с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Люди этого склада не могут ограничиваться работой лишь по указке свыше, "от сих до сих", а всегда привносят в нее свое личностное начало. Талантливость невозможна без энтузиазма, увлеченности, а творчество немыслимо без готовности пойти на риск, взять на себя ответственность за возможные ошибки и заблуждения.

Пятый уровень существует, скорее, как отклонение, а не правило. Он многим непонятен, и почти невозможно его охарактеризовать с точки зрения здравого смысла. Это уровень гениев, или парадоксальных личностей.

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Какие другие типологии личности Вам известны? Попытайтесь определить: На каком уровне развития находится Ваша личность (по приведенной типологии)? Насколько Ваша личность является социально зрелой? Какие факторы определяют формирование каждого из приведенных выше уровней развития личности? Какую роль при этом играет воспитание?

Как Вы считаете, какие из факторов развития личности оказывают определяющее влияние в достижении ею более высокого уровня развития? Какую роль в этом играют разные типы учебных заведений (детский сад, школа, вуз)?

________________________________________________________________

4.2. Показатели сформированности личности

Наблюдая за процессом развития личности, необходимо знать те показатели, на основании которых педагог может судить о его результатах. К числу таких показателей исследователи относят:

I. ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ личности - система отношений (ценностных ориентаций, принципов, правил поведения), которая определяет все поведение человека (3; 85; 116). Жизненная позиция проявляется, во-первых, в отношении к самому себе как гражданину, труженику, профессионалу, семьянину, ученику, сыну (дочери) и др. социальным функциям, которые выполняет данная личность. Во-вторых, в отношении к обществу, людям, природе и т. п. как гражданин, труженик, семьянин и др. В-третьих, в своем отношении к делу, ведущему виду деятельности (учебе, труду).

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Как Вы считаете, какие ценностные ориентации, принципы, правила поведения должны формироваться у личности в период перехода нашего общества к "новым" социальным отношениям? В чем Вы видите их отличие от тех, которые существовали в так называемый "застойный период"? Существуют ли, на Ваш взгляд, "вечные" ценности, формированием которых должны заниматься родители и школа?

Какие факторы развития личности оказывают более значимое влияние на формирование жизненной позиции личности? Какую роль в этом, на Ваш взгляд, играет школа (другие типы учебных заведений)?

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Согласны ли Вы с утверждением психолога С.Л.РУБИНШТЕЙНА: "...Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему... Человек есть в максимальной степени личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности" (116, с. 245)? Обоснуйте свои суждения.

________________________________________________________________

II. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ личности, которая проявляется в уровне сформированности таких качеств, как самостоятельность, инициатива, ответственность, осознанность своих действий, самоконтроль поведения и т.п. Социальная активность обусловлена тем, насколько личность смогла реализовать себя: свои способности, дарования, творческие возможности, духовные и эстетические потребности и другие свои индивидуальные особенности.

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

В чем, на Ваш взгляд, должна проявляться социальная активность личности на разных ступенях ее возрастного развития? Каким образом социальная зрелость личности определяет уровень ее социальной активности?

Как Вы считаете, в чем может проявиться социальная активность человека в современных ему условиях? Согласны ли Вы, что данные формы поведения личности - это формы проявления ее социальной активности:

- выражать свои гражданские взгляды и убеждения;

- реализовать избирательное право;

- принимать участие в государственных органах управления;

- открыть свое собственное "дело";

- участвовать в политических партиях и общественных движениях;

- высказывать свою позицию через средства массовой информации;

- участие в общественных акциях (митингах, демонстрациях);

- .................................

- .................................

Что Вы можете еще добавить?

Как Вы думаете, данный показатель развития – обязательная характеристика каждой личности? Что, на Ваш взгляд, определяет развитие социальной активности современного человека? Какую роль в этом может (должна) играть школа?

Известно, что активность присуща каждому ребенку от рождения. Почему же среди школьников (детей детского сада и студентов) есть "активные" и "пассивные", "ведущие" и "ведомые"? Какие, на Ваш взгляд, факторы способствуют развитию активности личности, а какие снижают уровень ее проявления? Считаете ли Вы, что формы и уровни активности возможно развивать в процессе воспитания?

(См. наше пособие. Части 3, 7, 13).

________________________________________________________________

III. Овладение каждой из названных социальных ролей (функций) - процесс индивидуальный, а потому проявление ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ личности рассматривается как один из показателей ее социальной зрелости. Развитие личности, как определяют философы и психологи, осуществляется, с одной стороны, во все более полном освоении общественных отношений, с другой стороны, - во все более полном проявлении ее индивидуальности.

В процессе социализации личности проявляется социальная сущность человека, включение его в систему общественных отношений, но этот процесс всегда индивидуален, так как каждый человек "присваивает" общественные отношения неполно, избирательно, иначе, чем другие люди. Развитая индивидуальность характеризуется особым отношением человека к социальной действительности, специфическим развитием способностей, потребностей, навыков, умений, а главное - направленностью, ценностными ориентациями, степенью готовности к социальным действиям в той или иной сфере" (52, с. 38-39).

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

В каком соотношении находятся процессы социализации и индивидуализации личности? Как Вы считаете, индивидуальность человека - объективно или субъективно обусловленная характеристика его развития? Какую роль в развитии индивидуальности личности играют наследственность, социальная среда, активность самой личности (самовоспитание), воспитание?

В чем Вы видите возможность целенаправленного развития индивидуальных особенностей учащихся в условиях детского сада, школы, вуза?

При каких условиях развития ребенка его индивидуальные различия будут сглаживаться, а при каких они становятся более выраженными?

________________________________________________________________

IV. Еще одним важным показателем развития личности является ее РАЗНОСТОРОННОСТЬ (ВСЕСТОРОННОСТЬ).

О личности судят по пяти направлениям (79, с. 67):

во-первых, по силе и здоровью;

во-вторых, по прилежанию, ответственности, овладению практическими умениями и навыками, творчеству, мастерству;

в-третьих, по уму, мудрости, пониманию жизни;

в-четвертых, по доброте, нравственности, степени гуманности;

в-пятых, по красоте, развитости вкуса, эстетических чувств.

Мы всегда оцениваем другого человека с позиции его разносторонности (всесторонности). Во все исторические эпохи всегда требовалась известная многосторонность в развитии личности, которая являлась условием успешного выполнения всего дела. И наша непосредственная каждодневная деятельность, общение с другими людьми требует большой разносторонности знаний, умений, навыков. Например, профессиональных (как труженик), педагогических (как родитель), торговых (как покупатель), гигиенических, экологических, политических, сельскохозяйственных и т.п. Специфический для каждой личности "набор" качеств и умений определяется многообразием повседневной жизни и нашим общением с людьми, природой, культурой и т.п. Таким образом, в СОЦИАЛЬНОМ аспекте разносторонность развития личности вытекает из необходимости выполнения общественно и личностно значимых ролей и функций.

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ аспекте разносторонность предполагает единство в интеллектуальном (разум), эстетическом (чувства и эмоции), нравственном (воля, чувства), физическом (тело) развитии.

Итак, в развитии личности как естественном и стихийном процессе, даже при условии отсутствия целенаправленных действий воспитателя, объективно происходит:

1. ФИЗИЧЕСКОЕ развитие как формирование человеческого тела. В обществе (микрогруппе) всегда существуют свои представления (эталоны) о его красоте, пропорциях, движениях. Для каждой личности существует проблема здоровья и красоты своего тела, однако каждая личность в силу своих природных данных, разума, силы воли, ценностных ориентаций по-своему достигает (или не достигает) своих идеалов. И как часто нездоровье человека и его "успокоенность" непривлекательной внешностью - результат незнания правил рационального питания, движения, дыхания, - всего того, что помогает создать здоровый образ жизни.

Построение образа собственного тела, который сознательно начинается в подростковом возрасте, оказывает сильное влияние на формирование образа "Я", что может проявиться в различных комплексах неполноценности, отразиться на личностных качествах. Физическое воспитание, организуемое в школе (детском саду, вузе), направлено на решение этих задач.

2. ПОЛОВОЕ (ГЕНДЕРНОЕ) развитие как формирование личности будущих мужчины и женщины. Данный процесс проявляется в установлении половой принадлежности (идентичности), выработке "женского" или "мужского" стилей поведения, в овладении набором умений и навыков, которые считаются "сугубо" мужскими или женскими.

В средствах массовой информации не раз поднимался вопрос о смещении социальных ролей мужчины и женщины, о проблемах их взаимоотношений. Всё это требует внимания со стороны воспитателей.

3. УМСТВЕННОЕ развитие как формирование в человеке разумного начала - познание мира, развитие качеств его ума, - что и отличает его как homo sapiens, но каждый человек достигает того уровня развития интеллектуальных качеств (например, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.), который отражает образ его жизни и общения. Опыт показывает, что не всегда для ребенка складывается среда, которая бы способствовала его интеллектуальному развитию.

Учебно-познавательная деятельность, которая организуется в школе, способна создать такие условия, которые могли бы компенсировать неблагоприятные ситуации для развития интеллектуальной деятельности детей, помочь в развитии познавательных процессов.

4. НРАВСТВЕННОЕ развитие как формирование ценностных ориентаций, принципов и норм поведения с другими людьми. В зависимости от индивидуальной ситуации развития личности у каждой формируются свои представления о себе и о других, о нормах общения, вырабатывается свой стиль поведения. И, как показывает опыт, не всегда окружающая нас жизнь и ситуации общения с другими людьми являются образцом для подражания. Антиобщественные формы поведения, как правило, являются следствием педагогической запущенности.

В школе и семье организуется процесс нравственного воспитания, направленный на развитие в ребенке нравственных норм, чувств и привычек. Особенно актуальным нравственное воспитание становится сегодня, когда в обществе происходит переоценка жизненных ценностей, а школьникам (в силу их небольшого жизненного опыта) трудно разобраться в противоречивости и многообразии тех ситуаций, которые его окружают.

5. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие как формирование представлений о "прекрасном" в восприятии окружающей жизни (природы, результатов своего труда, одежды, жилища, произведений искусства и т.п.). Умение чувствовать красоту, ценить прекрасное может сформироваться при условии, если ребенка окружает мир прекрасного, если рядом находятся люди, которые помогают ему развивать способности жить по законам красоты.

Эстетическое воспитание, которое организуется в образовательных учреждениях, способно помочь детям научиться понимать красоту, организовывать свою и окружающую жизнь «по законам красоты».

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ развитие (и как его начальный этап - подготовка к трудовой деятельности) как формирование общетрудовых навыков, потребностей, мотивов, связанных с подготовкой и выполнением трудовой деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс школы направлен на развитие широты жизненного и профессионального кругозора, социальных

навыков, подготовку к выбору будущей профессии. Профессиональные учебные заведения (колледжи, училища, вузы) целенаправленно организуют учебный процесс, помогающий в овладении профессиональными знаниями и умениями.

Вопросы для размышления

Какие еще стороны в развитии личности следует выделить как важные и необходимые для ее полноценной жизнедеятельности? Как Вы считаете, почему в современной науке наиболее целесообразано употребление термина «разностороннее» развитие, хотя многие годы привычным стал термин «всестороннее» развитие?

Приведите примеры разного уровня сформированности физической, интеллектуальной, нравственной, эстетической сторон в развитии личности. Попытайтесь обосновать РОЛЬ воспитателя в достижении личностью максимального уровня ее развития. Попытайтесь дать характеристику личности, например, интеллектуально (или нравственно, эстетически, физически) неразвитой. Несформированность каких качеств личности, знаний, привычек и т.п. мешает полноценному развитию? Насколько привлекательной для Вас будет эта личность? Насколько это отразится на уровне развития нашего общества?

О каком человеке Вы могли бы сказать, что он образованный и воспитанный? Рассмотрите этот вопрос с позиций возрастного развития личности (см. наше пособие. Части 3 и 6-10).

Считаете ли Вы, что разносторонность развития личности является одним из ведущих показателей ее сформированности?

________________________________________________________________

4. 3. Проблема формирования разносторонне и гармонически

развитой личности

В ряду проблем первостепенной важности в современной социологии, психологии, педагогике и других науках по-прежнему остается проблема соответствия человека своему времени. Только ответ на вопросы: Какой человек нужен обществу? Что делает человека счастливым и успешным в его жизнедеятельности? – дает возможность искать ответ и на другие вопросы, значимые для педагогической деятельности: Чему учить? Что следует развивать в человеке? И проблема формирования разносторонне гармонически развитой личности всегда рассматривалась как условие функционирования и совершенствования человеческого общества.

Попытки теоретического обоснования необходимости разносторонне (всесторонне) и гармонически развитого человека известны с глубокой древности. В трудах ученых Древней Греции, Египта, Китая можно прочитать рассуждения о том, развитие каких сторон личности в максимальной степени определяет ее самоотдачу.

АРИСТОТЕЛЬ (Др.Греция, 384-322 до н.э.) считал, что человек должен стремиться развивать в себе три главных начала: растительное (функция питания и размножения), животное (функция ощущения и желания), разумное (функция мышления), что соответствовало бы физическому, нравственному и умственному развитию (4).

В этом можно усмотреть попытку Аристотеля рассматривать развитие человека с точки зрения его разносторонности (всесторонности). Все эти стороны должны присутствовать в сфере развития человека, однако на первое место он ставил умственное развитие. Посредством интеллекта человек оказывается способным постигать окружающий мир во всем его многообразии. На последующих местах располагались нравственное, физическое, эстетическое и другие стороны личности.

Именно в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции (Аристотель, Платон, Сократ) впервые была сформулирована идея разносторонности (всесторонности) развития человека, как наиболее важная формообразующая часть его гражданского становления. Уже тогда они видели в человеке огромные потенциальные силы, способные к развитию и созиданию, и в этом мыслители видели залог процветания всей общественной жизни, связывая ее с политическими, экономическими и другими сторонами деятельности человека.

В более позднее время (средневековье, эпоха Возрождения, Новое время) усилиями Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Монтеня, Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци и многих других идея разносторонности (всесторонности) и гармоничности продолжала развиваться применительно к задачам и потребностям нового времени. Основная идея разносторонности (всесторонности) по-прежнему исходила из необходимости развития всех сил, заложенных от природы, и максимального удовлетворения потребностям практической жизни.

Я.А.КОМЕНСКИЙ (Чехия, 1592-1670): "...чтобы в нашей власти и на нашей обязанности было совершенствовать свои врожденные способности: волю, ум, руку, язык, чтобы каждая из них блистала своей отделкой и отвечала своему назначению... Итак, необходимо все дарования развивать в совершенстве" (55, с. 13-14).

И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): "Равновесие сил... предполагает необходимость природосообразного развития каждой отдельной основной силы человеческой природы" (100, с.212).

Особое внимание на идею всестороннего развития личности обращали основатели марксизма.

К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС (Германия): "Призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности" (75, с. 282). "Самая крупная промышленность, как вопрос жизни и смерти, ставит задачу "частичного" рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" (75, с. 499).

В 60-е гг. прошлого века в нашей стране была сформулирована цель воспитания - формирование всесторонне гармонически развитой личности. Эта цель рассматривалась как одно из направлений в развитии коммунистического общества. Понятие "всестороннее гармоническое развитие" приобрело идеологическую окраску. В перестроечный период, когда наше общество пыталось освободиться от идеологии, на страницах педагогической печати стали появляться суждения, в которых идея всесторонности и гармоничности развития личности подвергалась сомнению или же - полностью отрицалась (см., например, две концепции развития народного образования - АПН СССР и ВНИИК, 1988 г.).

Насколько эти характеристики значимы в современных условиях?

Насколько они должны найти своё отражение в организации воспитательно-образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений, или главным ориентиром должны быть принципы прагматической направленности и максимального учета индивидуальных особенностей личности (ее интересов, склонностей, способностей, жизненных планов и т.п.).

Для построения воспитательно-образовательного процесса школы важно разобраться в этом вопросе.

________________________________________________________________

Прежде всего определимся в понятиях.

РАЗНОСТОРОННОСТЬ (ВСЕСТОРОННОСТЬ)понимается как:

«Процесс наиболее полного раскрытия и совершенствования всех сил, способностей и разумных потребностей человека в творческом труде, духовной, нравственной и физической жизни» (53, 5).

ГАРМОНИЧНОСТЬ как характеристика в развитии личности означает:

-отсутствие диспропорций, уравновешенность, соответствие;

-каждый элемент одновременно является следствием и причиной развития всех остальных сторон в общей структуре личности;

- развитие одной стороны личности не мешает, а, наоборот, способствует развитию других сторон (см. 44; 53; 79; 149 и др.).

________________________________________________________________

Следует заметить, что на протяжении многих столетий своего существования данная идея всегда имела и своих сторонников, и своих противников. Мы предлагаем Вам самим сформулировать свое отношение к проблеме разностороннего (всестороннего) развития личности. Ниже мы приводим некоторые суждения, анализ которых поможет Вам обосновать собственные выводы.

Точки зрения СТОРОННИКОВ данной идеи :

ГЕНЕТИКИ утверждают, что нормальная без патологии личность обладает возможностью для весьма разностороннего развития.

Я.Я. РОГИНСКИЙ (биолог): "Именно односторонность делает нас бесконечно зависимыми от других" (113, с. 95).

ПАСКАЛЬ(философ): "Величие души обнаруживается не в том, что человек достиг какой-нибудь крайности, а в том, что он умеет коснуться обеих крайностей и наполнить весь промежуток между ними".

И.В. ГЕТЕ (поэт, философ): "Двух вещей нужно остерегаться всеми силами: когда ограничиваешься своей специальностью - окостенения; когда выступаешь из нее - дилетантства" (28, с. 363).

К. МАРКС (философ): "Богатство личности определяется богатством ее отношений с окружающим миром" (75, с. 3).

Г.ВОЛКОВ (философ): "Конечно, непременная предпосылка всякого творчества - это ограничение, ограничение кругом тех задач, которые берешься решать. Но безграничным должен быть источник, из которого черпаются средства для их решения, универсальными - знания и способности, развитые и искусством, и философией, и частными науками. В противном случае ограничение оборачивается ограниченностью" (21, с. 16).

В.И. ТОЛСТЫХ (философ): "Мера всесторонности развития личности - ее способность жить полнокровной жизнью, активно воздействуя на все сферы жизни общества" (133).

Л.Н. КОГАН (философ): "Всесторонность развития нельзя представить как достижение некоего стандарта, норм и т.п. Такого стандарта быть не может, ибо общее – всестороннее развитие личности - предполагает бесконечное многообразие индивидуальных форм... Таким образом, всесторонность развития должна считаться с необходимыми ограничениями - нормами, целями и интересами самой личности, которые не дают ей в массе мелочей расплыться, утонуть важному" (52, с. 62-63).

И.И. РЕЗВИЦКИЙ (философ): "Действительный смысл всестороннего развития состоит не столько в широте "номенклатуры" человеческих качеств, сколько в их соотнесенности с индивидуальной целостностью человека, которая у каждого своя, имеет свой "набор" характерных свойств" (112).

Точки зрения ОППОНЕНТОВ данной идеи:

Л. ФЕЙЕРБАХ (философ): "Человек не хочет знать всего, он хочет знать лишь то, к чему он питает особую любовь и склонность"(137,с.357)

И.В. ГЕТЕ (поэт, философ): "Кто хочет достичь великого, тот должен уметь себя ограничивать, кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет» (28,с. 364).

А. ШОПЕНГАУЭР (философ): "Каждое ограничение способствует счастью. Чем уже круг нашего зрения, наших действий и сомнений, тем мы счастливее; чем шире он - тем чаще мы страдаем или тревожимся. Ведь вместе с ними растут и множатся заботы, желания и тревоги" (153, с. 127-128).

ДЖ. ЛОКК (философ, педагог): "Нашей короткой жизни не может хватить на то, чтобы овладеть всем, да и душа не может быть вечно озабочена приобретением знаний"... (69, с. 64).

..."Многие личности с ярко выраженным односторонним талантом дали обществу несравненно больше, чем всесторонние дилетанты. Главное вовсе не в том, чтобы личность любой ценой становилась более всесторонней и гармоничной, определяющим здесь является ее вклад в дело гуманистического прогресса" (Цит. по 79, с. 77).

Дискуссия в"Литературной газете" (80-е гг): "...мы пристрастно рассуждаем о гармонии, о необходимости всестороннего развития способностей, и это возвышает личность в ее мечтах о будущем, но сегодня насколько осуществима такая разносторонность? Всегда ли помогает она человеку реализоваться в своей профессии? Всегда ли он гармонично вписывается в жизнь или она порой только рассеивает его силы, мешая сосредоточиваться на чем-то главном, что и могло бы стать делом его жизни?" (30).

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Можете ли Вы использовать приведенные суждения выдающихся личностей в качестве аргументации Вашей позиции? Информация какого плана сделает Вашу позицию более обоснованной?

В чем Вы видите специфику понятий: «разностороннее» (всестороннее) и "общее" развитие личности? Какие элементы, на Ваш взгляд, должны быть включены в данные понятия?

В чем Вы видите отличие разносторонне (всесторонне) развитой личности и односторонне развитой личности?

Какие, на Ваш взгляд, задачи развития личности должна решать общеобразовательная школа (другие типы учебных заведений)?

Как Вы относитесь к ранней дифференциации обучения? В чем Вы видите смысл дифференциации в обучении? С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо осуществлять дифференцированное обучение? Почему?

Считаете ли Вы, что проявление одаренности - это всегда (или чаще всего) нарушение гармонии в развитии ребенка, гипертрофированное развитие одной из сторон его развития?

Какую роль, на Ваш взгляд, в гармоничном и дисгармоничном развитии могут играть родители и учителя (школа)?

Практические задания

1. Попытайтесь построить модель развития личности ученика:

а) общеобразовательной школы;

б) школы, например, с эстетическим (естественно-научным, физико-математическим и т. п.) уклоном.

Выделите общие и специфичные характеристики, которые должны сформироваться у выпускников этих школ?

2. Попытайтесь: в том предмете, который Вы будете преподавать в школе, выявить возможности для интеллектуального, нравственного, эстетического развития личности. (См. тему 6 в Приложении данного пособия. При выполнении задания воспользуйтесь материалами нашего пособия. Части 6-10).

________________________________________________________________

Итак, процесс развития личности можно рассматривать как процесс возникновения, интеграции и совершенствования личностных качеств и характеристик. Процесс развития личности может протекать как по линии становления ее социальной зрелости, так и в направлении инфантильности.

Развитие личности протекает по своим объективным характеристикам - имеет свои движущие силы и источники. Этот процесс обусловлен конкретными факторами, воздействие каждого является специфичным. Все это делает процесс воспитания зависимым от всех названных характеристик процесса развития. Это значит, что целенаправленные действия воспитателя должны в первую очередь строиться на знании сущностных характеристик процесса развития личности ребенка.

Только в этом случае воспитание способно содействовать естественному развитию ребенка, не мешать, а помогать выявлению его индивидуальности, обогащать его внутренний мир и практический опыт.

Наши рекомендации